Господь Иисус Христос

Веруем мы "И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного". - В этих словах "Символа" заключена самая суть христианской веры. Евангелие нас учит (Мк.16:16), что веровать только в единого Бога, Творца вселенной, недостаточно для спасения души. Чтобы спасти душу, нужно веровать в Иисуса Христа, как воплотившегося Бога, и принять Св. Крещение, родившись свыше для новой жизни в Духе Святом.

Но что это значит – веровать в Иисуса Христа, как Сына Божия?

Для того, чтобы понять эти слова, нам нужно обратиться к Священному Писанию. Из него мы узнаем, что Иисус – это земное имя Богочеловека, воплотившегося Бога, которое можно перевести на русский язык выражением "Бог спасает". А Христос (или по-другому "Мессия") – это не имя, а понятие, означающее "Царь" или "Помазанник".

Итак, уже из краткого анализа имени Иисуса Христа мы можем понять, что Священное Писание называет Иисуса Христа Спасителем и Царем. Но от чего спасает этот Спаситель и над чем царствует этот Царь?

Подумаем над этим. Спасение, как явствует из самого слова, нужно только тому, кто погибает. К сожалению, многие люди ныне, как и в древние времена, проводят свою жизнь в безпечности. Они заботятся о том, как заработать побольше денег, купить себе модные и удобные вещи, подняться выше по служебной лестнице, заслужить людскую похвалу. Поскольку невозможно всем добиться одинакового успеха и богатства, то люди расталкивают друг друга локтями, злятся, раздражаются, участвуют в склоках, а то и убивают соперников. В погоне за первенством не только отдельные личности, но целые народы воюют друг с другом, осыпают противника бомбами, строят концлагеря, уничтожают женщин и детей. Кажется, что большинство людей вовсе не чувствуют нужды в каком-то "спасении". Все, что им нужно – это материальная и житейская выгода. И только редкий человек успевает опомниться в этом угаре, внезапно поняв, что жизнь человеческая слишком коротка, чтобы тратить ее на приобретение богатств и выгод, которые нельзя никому забрать с собою за пределы земной жизни, за порог смерти.

Но если человек все же опомнится и задумается над смыслом своего существования, то очень легко почувствует себя погибающим.

– В самом деле, – подумает такой человек. – Зачем я живу, зачем хожу на работу, стремлюсь заработать больше денег, если не знаю, когда покину этот мир. В лучшем случае я проживу 70-80 лет, а в худшем могу скончаться от болезни или несчастного случая уже завтра. Кто-то думает, что живет ради блага своих детей, но дети тоже смертны. Ради кого будет весь мой труд, все мои накопленные богатства, если я внезапно лишусь потомства? Неужели нет никакого иного, высшего смысла у этой жизни, который бы осветил и наполнил значением весь мой путь, все мои труды – и не только мои, но и каждого человека?

Задумавшись об этом, человек быстро обнаружит, что причин для оптимизма в окружающем его мире очень мало. Если материальная Вселенная живет и движется по разумным, величественным законам, то человеческое общество, напротив, являет собой пример неразумия, зла и хаоса. Мало того, что люди смертны, болезненны и убивают друг друга, но они еще стараются испортить эту краткую жизнь всеми возможными способами. Люди лгут, клевещут, спорят, раздражаются, крадут, не хранят супружескую верность, обижают сирот и вдов, насилуют, грабят.

Если, обнаружив это, человек помолится и крепко задумается над источниками такого плачевного положения, то он сможет обнаружить причину всех человеческих страданий, бед и смертей.

Эта причина называется – грех.

Грех - это нарушение воли Божией, промах мимо правильной цели человеческой жизни. Грешить могут только существа, одаренные разумом и свободой воли. Человек был с самого начала сотворен Богом, как разумное и свободное существо, для того, чтобы он мог свободно любить Бога и других людей. К сожалению, человек своей свободой однажды воспользовался вопреки благой воле Божией, согрешил – и продолжает грешить до сих пор. Бог насильно не запрещает человеку грешить, потому что такой насильный запрет означал бы лишение человека свободы воли. Бог не насилует нашу свободу. Бог только указывает человеку правильный путь, открывая людям Свои заповеди, - и уже от нас зависит, захотим ли мы следовать указанным спасительным путем или останемся на пути греха, рождающего смерть и несчастья.

Впрочем, если человек захочет жить по воле Божией и отринуть от себя узы греха, то сразу столкнется с одной большой проблемой. Такой человек внезапно обнаружит, что делать зло ему гораздо легче, чем совершать добро. Каждый из нас может убедиться в этом на опыте. Гораздо легче приобрести какую-нибудь скверную привычку, чем от нее потом избавиться. Миллионы курильщиков с легкостью выкуривают свою первую сигарету, и едва ли десятки тысяч из них потом находят в себе силы бросить курить. Азартные игроки просаживают целые состояния на игре в карты, но не могут заставить себя прекратить игру. Ту же печальную картину представляют из себя наркоманы, пьяницы, блудники и другие несчастные рабы разнообразных пороков. Если же человек счастливым образом избежал каких-то явных пагубных привычек, то и здесь ему рано радоваться. В сердце нашем притаились такие менее приметные, но не менее губительные язвы, как гнев, раздражение, зависть, злопамятность, обидчивость, самомнение, тщеславие, гордость.

И сколько бы мы ни смотрели вокруг себя, мы не увидим ни одного человека, который бы с легкостью становился святым, добрым и хорошим. Напротив, мы обнаружим, что человек с легкостью делает зло, а добро исполняет с великим трудом. И когда человек действительно от всего сердца захочет исправиться перед Богом и ближними людьми, но почувствует, как действительно нелегко и практически невозможно своими малыми силами это сделать - вот тут-то он по-настоящему поймет, что погибает и действительно нуждается в божественной, благодатной помощи свыше и Боге-Спасителе.

Действительно, только погибающий человек нуждается в Боге-Спасителе, как никто другой. Мы знаем за собой, что призываем Бога чаще тогда, когда нам плохо, когда мы в несчастьи. Но, к сожалению, несчастье для нас – всего лишь синоним житейской, телесной беды. Потеря близких, имущества, угроза нашей жизни – вот тогда мы вспоминаем Бога и зовем Его на помощь. Почувствовать себя несчастным оттого, что душа наша погибает во грехах – это нам, увы, малосвойственно. Нам очень трудно принять и усвоить ту мысль, что во всех несчастьях нашей жизни виноваты не обстоятельства, не окружающие нас люди, а мы сами, точнее, живущий в нас грех. И если в болезни нам могут помочь врачи, при потере имущества могут выручить друзья, то избавить нас от причины всех болезней и бед, от греха, может только Бог. Поэтому с древних времен, со времени грехопадения Адама, когда первобытное человечество оторвалось от полноты созерцания Бога - лучшие, религиозно чуткие люди всех народов ждали пришествия Бога-Спасителя, Бога-Мессии, Бога-Христа.

От греха Бог мог нас избавить разными путями. Например, Он мог бы насильно запретить человеку грешить, избавить человеческую природу от склонности ко греху. Но это означало бы лишение человека свободы воли, свободы выбора между добром и злом, а значит – способности свободно выбирать добро и любить Бога. Господь, как Всемогущий, в принципе, мог бы простить нам все грехи и без раскаяния с нашей стороны. Но нравственное чувство, живущее в нас, говорит нам, что никакое зло, по справедливости, не должно остаться без наказания. Как часто мы возмущаемся, если злодей и преступник, убийца или вор, уходит от справедливого возмездия или суд назначает ему слишком мягкую, по нашему мнению, меру наказания. К сожалению, мы забываем в эти минуты, что сами тоже являемся преступниками Божьих и человеческих законов, но такова уж человеческая, испорченная грехом, природа – мы легко осуждаем других и с той же легкостью оправдываем себя. Впрочем, и в этом случае, никто из людей не отвергнет того принципа, что зло всегда должно быть наказано.

Но задумаемся на минутку: если судить всё человечество, всех нас, по требованиям абсолютной справедливости, то какой приговор заслужили все люди? Люди уничтожают друг друга в войнах, матери убивают собственных детей в абортариях, люди богохульствуют, лгут, сквернословят, предательствуют, блудят, растлевают, грабят ежедневно и еженощно на протяжении многих тысяч лет. Итак, в согласии с требованиями абсолютной справедливости нравственное чувство подскажет нам, что все человечество заслуживает если не уничтожения, то очень и очень серьезного наказания. Вообще, чувство справедливости требует, чтобы человек в воздаяние получал столько же зла, сколько причинил его другим. Но как часто бывает, что серьезная обида, нанесенная другому человеку, причиняет тому боль на протяжении всей его жизни. А если сильная обида (например, убийство родственника или супружеская измена) нанесена не одному, а нескольким? Чем сможет воздать человек за такую обиду? Душа человеческая бессмертна, и Евангелие говорит: "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе" (Мф.18:18) - не означает ли это в том числе, что обиженные нами люди могут перенести за грань земной жизни свои смертельные обиды на нас? Чем в этом случае сможем расплатиться? Пока обиженный будет страдать от обиды, будет страдать и обидчик. Не это ли есть персональный ад для обоих? Не это ли – вечная мука?

Но ведь любой грех есть преступление не только против ближнего, но и против Бога. Бог не способен обижаться, конечно же. Но преступая волю безконечного и вечного Бога, человек делает сам себя преступником против вечности, против вечных благих принципов мироздания. Если человек рассудит по справедливости, то поймет, что за это ведь тоже должно полагаться соответствующее наказание.

Итак, по справедливости, каждый человек и всё человечество в целом заслуживает вечной муки. И это было бы ужасно, если бы Господь судил нас только по справедливости. Но, к счастью, Господь есть не только справедливый, нелицеприятный Судия, но, прежде всего, Бог есть любовь. (1Ин.4:16). Бог есть Бог мира, любви и милосердия. Он не хочет нашей погибели. Он желает, чтобы ни один грешник не погиб, но был оправдан и наследовал жизнь вечную в Царстве Небесном.

Поэтому не надо думать, что Божественное наказание есть наказание уголовное. Нет, Бог не уголовная инстанция. Но Он создал определенный нравственный миропорядок, и в этом нравственном миропорядке посеянное зло в конце концов оборачивается против того, кто его посеял. Человек несет ответственность за то, что он создал, причем эта ответственность связана с глубокой солидарностью людей. Люди связаны между собой, и когда мы творим зло, то это не наше личное дело — это всегда распространяется вокруг. Поэтому извечный вопрос, который мы задаем Богу, видя множество страданий вокруг: "Почему страдает невинный" - имеет простой, но не всем очевидный ответ: "Из-за чужих грехов".

Однако, как можно оправдать человечество, одновременно не нарушив Саму Правду, Саму Справедливость? Требования Милости и Справедливости, как будто, противоречат друг другу. Милость хочет простить, Справедливость требует наказать. Но и наказать, и простить следует так, чтобы не погубить человечество, не сделать его еще хуже, но привести к святости и совершенству. Решение неочевидно. Но "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь". (Ис.55:8)

Перед тем, как попытаться объяснить каким удивительным и чудным образом Господь спас человечество от греха, хочу сделать небольшое отступление. В первые годы после октябрьского переворота в 1917 году в России, безбожники решили устраивать религиозные диспуты с тем, чтобы, как они надеялись, "разоблачать поповские выдумки". С одной стороны на этих диспутах выступал кто-нибудь из верующих людей (чаще всего в этом соглашались участвовать живоцерковники-обновленцы), с другой – кто-нибудь из ловких на язык атеистов, например, нарком Луначарский. Одним из излюбленных приемов безбожников было воспользоваться каким-нибудь софизмом, логическим утверждением, содержащим в себе подвох, внутреннюю закавыку, с тем, чтобы смутить оппонента и заслужить одобрение публики. Одним из таких софизмов был следующий:

- Если Бог есть, то Он всемогущ? - спрашивал кто-нибудь из безбожников у оппонента, - Так вот, может ли Всемогущий Бог сотворить такой камень, который Он Сам не смог бы поднять?

Ответить на этот вопрос, кажется, невозможно с точки зрения формальной логики. Ведь если Бог может создать такой камень, то будучи Всемогущим, как же Он не сможет его поднять? Если же Он сможет Его поднять, следовательно, Он не может сотворить такой неподъемный камень. Таким образом, безбожники хотели показать, что идея Всемогущего Бога содержит в себе внутреннее противоречие, и следовательно, Бог не существует.

Но один из русских религиозных философов (утверждают, что это был Н. Бердяев) блестяще ответил на этот вопрос во время религиозного диспута. Он замечательно показал всю ограниченность формальной логики, сославшись на очевидный пример из реальной жизни.

- Бог может создать такой камень, - ответил философ, - и Бог уже создал такой камень. Этот камень - человек и его свободная воля.

Действительно, Всевышний, даровав человеку свободную волю в выборе между добром и злом, очевидным образом показал нам всем, что Он способен сотворить такой камень, который Он сам "не может" поднять. Но к словам философа, мы можем добавить и то, что Господь, сотворив такой неподъемный камень, как человек с его свободной волей, все же "поднимает" его, (то есть спасает человека от греха), одновременно его не "поднимая", (то есть не нарушая свободы человеческой воли).

Парадокс? Как это может быть?! - спросите вы.

Действительно, парадокс, ответим. Но это не должно нас удивлять, как уже не удивляют физиков парадоксы и тайны сотворенного Богом мира, например, парадоксы квантовой механики, знаменитого "шредингеровского кота" - такого явления, когда частица существует одновременно в двух и более позициях, в "суперпозиции", когда "шредингеровский кот" "жив и мертв" одновременно. (Желающих более подробно ознакомиться с этими парадоксами, отошлем к учебнику квантовой физики).

Но нам, для того, чтобы понять парадокс и тайну человеческого спасения, не нужно обращаться к таким сложным учебникам. Достаточно лишь ясным взором веры взглянуть на происшедшее в Палестине 2000 лет тому назад. И мы увидим, как для того, чтобы спасти человечество от греха, от страданий и смерти, Бог совершает чудное и парадоксальное дело: Он Сам становится человеком.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Выше мы говорили о том, что Бог мог простить нас и избавить от греха, либо лишив нас свободы воли, либо "закрыв глаза" на нашу злобу. Но первый путь несогласен с Божественной Любовью, а второй - с Божественной Правдой. Оставался только третий путь - путь Жертвы, путь выкупа, путь Искупления.

Мы знаем из юридической практики, что преступник, осужденный на длительный срок, бывает выкуплен от наказания путем внесения денежного или имущественного залога его друзьями или родственниками. Таким образом, за преступление, совершенное одним лицом, страдают (через потерю денег или имущества) его ближние. По любви к преступнику невинный родственник страдает за чужой грех.

Нечто подобное произошло и на Голгофе.

Сам Творец Неба и Земли, восприняв на Себя человеческую природу, сделавшись во всем, кроме греха, подобным нам, на Кресте принес Себя в Жертву за грехи всего человеческого рода. Таким образом, Божественная Любовь принесла Себя в жертву Правде, а Правда принесла Себя в жертву Любви. Правда и Любовь, как говорит одно церковное песнопение, встретились и облобызались.

Господь, сделавшись Сам человеком, в силу общности человеческой природы, в силу природного единства человечества, освободил из-под власти первородного греха всех нас. Наша природа, унаследовав от первых людей испорченность и поврежденность грехом, была исцелена Господом Иисусом Христом через Его вочеловечение, распятие и воскресение из мертвых.

И мы с вами, дорогой читатель, именно в силу этой общности человеческой природы, глубинного родства всего человеческого рода, можем воспринять это спасение, совершенное 2000 лет назад, может исцелиться от греха прямо сегодня - если сами этого захотим. Насильно, против нашей воли и желания, Господь не исцелит нас даже сейчас. Чтобы унаследовать спасение, нам нужно проявить желание и приложить усилие. "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его". (Мф.11:12)

Главное, к чему нужно приложить наше усилие и желание - это к приобретению живой веры в Господа Иисуса Христа и исполнению Его заповедей. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет". (Мк.16:16) Посещение храмов, воззжение свечей, молитва, посты - это всё очень хорошо и полезно, но не это является главным в деле нашего спасения. Во всех мировых культурах и религиях есть свои храмы, песнопения, колокола, четки, священные тексты, жрецы, монастыри, однако, зачастую это не только не спасает людей, но служит к их большему осуждению (см. Мф.23:14). Главное же отличие Христианства от других мировых религий заключается в Евангелии и в Самой личности Иисуса Христа.

Именно божественная личность Господа Иисуса Христа стоит в центре нашей веры. Этой Личности, этого Откровения нет нигде. Как бы ни была оригинальна личность Будды, основателя буддизма, его установки, его поучения, его принципы гораздо более существенны для буддизма, чем личность его самого. В конце концов, если бы и не было на свете Магомета, а просто кто-то неизвестный выдвинул бы эти догматы: единый Бог, покорность Богу, пятикратная молитва в день, паломничество и т.д., — то ислам был бы таким, каков он есть и теперь. А вот христианство без Иисуса Христа лишается своей сущности — самой первой и важнейшей.

Евангелие рассказывает нам по этому поводу примечательную историю. Как два простых галилейских рыбака, будущих апостола, нашли своего друга и сказали ему странные слова: "Мы нашли Мессию". Тот сказал: "Кто это?" — "Это Иисус, сын Иосифа из Назарета". Он им не поверил, конечно. Тогда они сказали ему просто: "Пойди и посмотри" ("Прииди и виждь" – по славянски). Это было главным доказательством, которое и сегодня Христианство приводит тем, кто хочет с ним познакомиться. Оно говорит эти два слова: "Прииди и виждь".

Что же мы увидим, если обратим сегодня свой взор на личность Иисуса Христа? Первое, что поражает в Господе – это невиданный масштаб личности. Жан-Жак Руссо писал, что "если Сократ жил и умер как мудрец, то Христос жил и умер как Бог". Во Христе всё полно необычайной силы и величия – Его слова, Его поступки, Его отношение к людям, Его смерть, Его Воскресение. Но это не суетное человеческое величие, это не величие царей, "носящих мягкие одежды и живущих в царских чертогах", это не величие знаменитых завоевателей или известных книжников и философов. Напротив, это величие кротости, простоты и смирения, это величие Правды. В этом величии нет ничего надменного и нечеловечного. Напротив, это величие ближе всего открывается сердцу, когда мы сами находимся в унижении, в скорби, в трудных обстоятельствах. Господь становится любим и понятнее нам, когда мы видим Его, бредущего босым с непокрытой головой под палящим палестинским солнцем, не имеющего, где главу преклонить. Когда мы видим Его преданного близким учеником, в окружении ненавидящей толпы иудеев, которым Он проповедовал, которых исцелял, для которых творил чудеса милосердия, кричащих "Распни Его". Когда мы видим Его, униженного и избитого, стоящего перед сытым и надменным Пилатом, иронически вопрошающим "Что есть истина?". Когда мы видим Его в Гефсиманском саду в одиноком борении перед грядущим страданием, так что капли пота Его падают на землю окрашенные Его кровью. Личность Господа становится близка и дорога нашему сердцу, когда мы видим, как Он уставал на дороге Сам, был голоден, и как в то же время заботился о страждущем народе, окружавшем Его. Он накормил тысячи людей пятью хлебами, Он исцелял больных, Он воскрешал мертвых, и Он же перед воскрешением Лазаря проливал слезы сострадания к человеческому горю, видя несчастье Марфы и Марии, потерявших своего брата. Он заботился о Своей Матери, будучи прибит ко Кресту, в невыносимых муках говоря апостолу Иоанну "Се Мати твоя", чтобы ученик Его взял Его Матерь на попечение.

В то же время, в облике милосердного, кроткого, страдающего Богочеловека нет ни тени слабости и нерешительности. Он говорит, как власть имеющий. Когда Его хотели схватить служители первосвященников и фарисеев, то возвратились ни с чем говоря "никогда человек не говорил так, как Этот Человек" (Ин.7:46) В Нем нет ни тени страха, лжи и лицемерия, Он со властью обличает всякую неправду. Он не взирает на лица, Ирода Он называет "лисицей", в лицо авторитетным архиерейским и богатым клановым группировкам открыто говорит: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры". Он изгоняет торгующих из храма. Он бывает суровым, даже гневным, ко всякой неправде, особенно к лицемерию, ("А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая" (Мк.3:4,5), но Он же бывает нежен, сострадателен и милосерд к падшему, немощному, страдающему и кающемуся грешнику, которого только что мнимые праведники хотели побить камнями: "Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши". (Ин.8:10,11)

Господь приходит в этот мир с целью спасти погибющее человечество, пролить Свою кровь для спасения многих. Он же открывает нам главную тайну спасения, которая заключается в исполнении двух заповедей: "Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет." (Мк.12:29-31) В разъяснение того, что есть настоящая любовь, Господь добавляет: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих." (Ин.15:13)

Сам же Господь Своей жизнью показывает нам пример такой жертвенной любви. Претерпевая гонения, клевету, злобу, предательство, лишения Он восходит на Крест для спасения нас, ничего не требуя для Самого Себя. Даже заповеди, которые Он оставляет нам в Евангелии, потребны только нам для нашего спасения, а не Ему.

В этой связи мне вспоминается одна из библейских ветхозаветных книг, книга Иова, которая ставит нас как бы перед неразрешимой загадкой. В ней Иов, праведный человек, много послуживший Богу, страдал от того, что он невиновен перед Богом, но терпит от Него, потеряв богатство, здоровье, детей, что Бог несправедлив к нему, и вызывал Бога на суд, но когда Тот явился ему, он пал перед Ним и сказал: "Я о Тебе только слышал, а теперь я Тебя вижу", — и все разрешилось. Для читателя книги Иова остается непонятным, что же увидел Иов, что разрешилось, почему отпали его вопросы к Богу. Поэтому неслучайно, конечно же, книга Иова включена в состав библейских книг – потому что ответ на вопросы Иова дан не в самой книге Иова, а в Новом Завете, в Евангелии, в личности Самого воплотившегося, страдающего на Кресте за людей Бога, в личности Господа Иисуса Христа. Поэтому, образно говоря, на вопрос: "Что же увидел многострадальный, праведный Иов, когда Господь явился ему?" можно ответить так: "Он увидел Крест, и на Кресте распятого Бога".

Иов замолкает, увидев Господа. Но что это значит? Значит ли это, что зло торжествует, если на земле Сам Бог распят?

Нет, конечно. Напротив, Своим восшествием на Крест, Господь показывает нам, что в дни самых лютых наших страданий, самых больших бедствий, самого горького отчаяния и лживого чувства, что мы никому не нужны и Сам Бог нас оставил - именно в этот день и час Христос ближе всего к нам, разделяет с нами и нашу боль, и скорбь, и саму эту богооставленность, как и на Кресте Он возопил к Богу-Отцу: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф.27:46) Это одно из самых таинственных и удивительных мест в Евангелии: Бог вопиет к Богу о богооставленности. Почему? Как такое может быть? - Именно потому, что Христос желал разделить с нами все наши возможные страдания и муки, которые мы испытываем из-за греха, поэтому Он, невинный, спускается в самую глубину человеческой боли и страдания, на самую глубину адской муки, в полное забвение и богооставленность - с тем, чтобы никто из нас, в момент самого глухого одиночества не думал, что остается один. Христос, как верный Друг, с которым можно идти в разведку, идет с нами в самый тыл врага, с тем, чтобы израненных и измученных, потерявших надежду, вынести нас оттуда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: