Дух Святой

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

Каким образом мы усваиваем спасение, уверовав во Христа? - Через исполнение Его заповедей. "Если любите Меня, – говорит нам Христос, – соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет". (Ин.14:15-17) Через исполнение евангельских заповедей христианин усваивает себе Духа Святого, совершает новую благодатную жизнь во Христе Иисусе, которую Евангелие называет рождением свыше. "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше". (Ин.3:5-7) Цель духовной жизни, которая начинается рождением свыше - есть стяжание Духа Святого, Богообщение.

Все эти фразы "рождение свыше", "стяжание Духа Святого", "духовная жизнь", "богообщение" – хотя и являются ключевыми, существенными понятиями для христианина – в тоже время для человека маловерующего, делающего только первые, неуверенные шаги к Богу, могут показаться туманным набором слов, лишенных конкретного содержания. Между тем, православное христианское учение, как ни одно другое, не терпит "воды" в рассуждениях, потока пустых и ничего не значащих фраз, которыми так любят морочить голову слушателям разные религиозные лжепроповедники и кабинетные философы. Любое понятие в христианском вероучении, любая истина веры имеет конкретный смысл и не терпит двусмысленных околичностей. Поэтому Господь прямо призывает нас в Евангелии: "Исследуйте Писания", то есть пытливым и ясным умом изучайте веру, не бойтесь задавать вопросы и обнаруживать мнимые противоречия. От этого вера только углубляется. Смею утверждать, что нет такого важного вопроса жизни, на которое Христианство не давало бы четкий и ясный ответ. Поэтому давайте разберем подробней, что же такое "рождение свыше" и "стяжание Духа Святого".

Эти понятия вызвали недоумение даже у такого начитанного и умного книжника, каким был член Синедриона, верховного еврейского суда, иудейский учитель Никодим, пришедший к Иисусу Христу ночью, тайно, чтобы беседовать с Ним о вопросах веры. Когда Христос начинает говорить ему о рождении свыше, то Никодим вопрошает:

- Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин.3:4)

Иисус отвечает ему:

- Ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?.. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?

Действительно, трудно уразуметь человеку эти истины, если ум его полностью поглощен заботой о земном. В самом деле, нужно ли ему заново рождаться, если он вполне доволен той жизнью, которую ведет - заработком денег, покупкой новых вещей, заботой о себе и родственниках. Ведь слово "рождение" означает вход человека в какую-то новую жизнь; рождается только тот, кто созрел для новой жизни. Человеку, поглощенному земными, материальными заботами, чужды высокие религиозные искания, ему не нужна иная жизнь. Между тем, с точки зрения Неба, человек, погруженный в пустую житейскую суету, ничем не отличается от мертвеца. Поэтому Иисус Христос о вполне здоровых и молодых людях говорит страшные по своей сути слова: "предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Лк.9:60) – тем самым уравнивая в небытии находящихся в гробах и еще ходящих по лицу земли людей, как имеющих только призрак жизни, а не настоящую Жизнь. Человек, живущий только удовлетворением похотей и биологических потребностей, заполняющий ум пустыми занятиями, еще мертв. Ему еще только предстоит родиться, если он того захочет, в новую, настоящую, полнокровную Жизнь. Но для этого необходимо, чтобы кроме вполне обычных, плотских потребностей, вместо низменного рабского желания "хлеба и зрелищ", в человеке зародилась потребность в духовном, жажда Бога, искание вечной Правды и смысла жизни.

Когда в человеке зарождается жажда Бога, то ничто на земле не способно ее утолить. Только Дух Святой, сошед, может дать душе насыщение. Поэтому великие святые отцы и учителя Церкви в один голос говорили, что приобретение, стяжание Святого Духа есть единственно правильная и насущная цель человеческой жизни.

Когда мы говорим "дух", то подразумеваем обычно что-то такое бессильное и бесплотное. Но на еврейском языке слово рŷах – "дух" означает мощь, ветер, ураган, бурю, огромную силу, дыхание. Дыхание – это основа жизни. Поэтому когда Священное Писание говорит: "Дух Святой", "Дух Божий" (руах кадош – евр.) – то это означает божественную великую Силу, которой одухотворяется и держится весь созданный мир. Является ли Дух безличной силой? Нет. В первых строках Библии мы читаем, что когда Господь создал Вселенную, "земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной" и Дух Божий как бы парил, в русском переводе — носился над водой. На самом деле этот глагол означает "согревал". Его употребляли, когда говорили о птице, которая витает над своим гнездом или высиживает яйца, или греет птенцов. Дух животворит Вселенную.

Если Бог как Отец является первоосновой всего, Бог как Логос, как Слово (все тот же Бог, Иисус Христос), является Творцом всего созданного, то хранителем и непрестанно пребывающей и поддерживающей силой является Бог как Дух. И эта сила личностная.

Этот-то Дух и способен приобрести, стяжать человек-христианин, если потрудится исполнить евангельские заповеди Господа Иисуса Христа. Если это совершится, то человек сможет уподобиться Богу, стать совершенным, как Отец Небесный. Вот какое великое предназначение у человека. Вот к чему призывает нас Господь.

Из всего сказанного читатель, наверное, уже уяснил, что мы веруем в Единого Бога, но таинственным образом Троичного в Лицах. Далее мы постараемся понять, почему христиане веруют в такую удивительную и потрясающую истину.

Действительно, перед догматом Троицы в удивлении останавливались многие человеческие умы. Некоторые так и не смогли принять эту истину, разбившись о камень неверия, недоверия к Богу. Лев Толстой так и писал в своих сочинениях, что он не может понять, каким образом 1 может быть равен 3. "1=3 – писал Толстой, – это противоречит всем законам математики, и я это принять не могу". Гениальный писатель не мог принять и понять той простейшей мысли, что Бог есть законодатель как математики, так и всех прочих наук и законов Вселенной. И как Законодатель Он, по необходимости, стоит выше всех законов и не подчиняется им.

Однако, и в точных науках, бывает, что 1 равняется не только 3, но и 7.

По этому поводу вспоминается поучительный рассказ митр. Вениамина (Федченкова). В одной из своих книг он рассказывает, как однажды к ним в монастырь с обыском или для выселения пришли красноармейцы. Их возглавлял молодой, энергичный еврей, комиссар в кожаной тужурке, видимо, не так давно закончивший реальное училище.

Пока солдаты делали свое дело, у комиссара с владыкой Вениамином вышел такой спор.

– Почему же Вы, образованный человек, – с упреком сказал ему комиссар, – получив такое высокое образование, сбиваете с толку и обманываете простой народ? Рассказываете им поповские сказки про Бога-Троицу, хотя любой школьник знает, что 1 никогда не может равняться 3. Не стыдно?

– Никогда не стыдился, – отвечал владыка, – и не стыжусь своей веры. А вам могу доказать, что в точных науках 1 иногда равняется не только 3, но даже 7.

– Как так?! – удивился комиссар.

– Очень просто. Вспомните курс физики, оптику, и скажите мне из какого количества цветов состоит белый цвет?

– Из семи…

– То-то же!

Раздосадованный комиссар не нашелся что ответить.

Но даже без ссылок на физику, а просто взглянув на окружающий нас мир, мы можем предположить, что Бог, по сравнению с нами, имеет сверхличностную природу. Так, рассмотрев камень, мы не найдем в нем признаков ни жизни, ни чего-то личностного. Но взглянув на цветок – уже увидим, что он живой, самостоятельно тянется к теплу и свету. Однако, цветок еще не знает эмоций – радости, печали, которые свойственны высшим животным. Животные, в свою очередь, имея такие свойства живой души, как страх, веселье и пр., еще не знают личностного самосознания, совести, стыда, покаяния, которые свойственны только безсмертному человеческому духу. Иными словами: если бы цветок мог понять хотя бы отчасти, что такое человек – то мы бы ему показались какими-то чудовищными сверхличностями, обладающими невообразимыми и немыслимыми для него свойствами.

Но, дорогой читатель, вспомним, что между человеком и цветком расстояние на "лестнице" сотворенных существ гораздо меньше, чем между нами – и Богом, нашим Творцом. Не будет ли разумным признать, что Бог, будучи Личностью, в то же время, есть СверхЛичность.

Именно эту тайну сверхличностного бытия Творца нам открыл Бог-Слово, Иисус Христос, когда пришел на землю нашего ради спасения. Учение о Боге-Троице не придумано людьми, оно именно открыто нам Иисусом Христом в той степени, насколько это нужно для нашего спасения. Знать о том, что единый Бог есть Отец, Сын и Дух Святой (1Ин.5:7) полезно для нашего спасения потому, что тогда верующему уму яснее открывается другая тайна бытия Божия: – та, что Бог есть Любовь (1Ин.4:8) – так как совершенная любовь по своей природе всегда направлена на другую личность, а не на саму себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: