Церковь и таинства

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Хотя, как говорит Евангелие, "Дух дышит, где хочет" (Ин.3:8) особенная Его Слава, Его дарования почивают на Его Церкви. Поэтому, если человек, уверовав в Иисуса Христа, желает войти в общение с Богом и стяжать Духа Святаго, он должен присоединиться к Православной Христианской Церкви. Церковь – есть Тело Христово (Кол.1:24), столп и утверждение Истины (1Тим.3:15). Являясь собранием, общиной верных Богу христиан, Церковь есть в то же время духовная общность, богочеловеческий организм, в котором Христос продолжает действовать, в котором живет Дух Божий, который существует этим Духом.

К Церкви человек присоединяется через водное крещение. Крещение по гречески баптисма – погружение, омовение. Священное омовение с глубокой древности означало перелом в жизни человека, смывание с его души и тела каких-то темных стихий, и физических, и духовных. Вода здесь употреблялась как символ чистоты. Во времена Ветхого Завета возник такой обычай: когда язычник, иноплеменник обращался к вере в Единого Бога, он проходил через обряд священного омовения. Часто это совершалось в реке Иордан или в Силоаме — источнике, бассейне, который существовал близ иерусалимского Храма. Это священное омовение было знаком приобщения язычника к истинной вере. Потом появился Иоанн Креститель. Он призвал народ совершать священное омовение на реке Иордан. Он это предлагал делать уже не язычникам, а правоверным израильтянам, верующим в Единого Бога. Он подчеркивал, что новое время, когда Сам Господь приходит на землю, требует от людей, даже выросших и воспитанных в правоверии, перелома во внутренней жизни — покаяния, обновления и осознания себя настолько недостойным, что ему надо пройти через священное омовение, как это делали язычники.

Господь Иисус Христос принимает крещение от Иоанна Крестителя и потом Сам посылает Своих учеников крестить людей. После Воскресения Иисуса Христа крещение становится самым первым Таинством, пройдя через которое, человек мистическим, таинственным образом приобщается Телу Иисуса Христа, Церкви Христовой. В Таинстве Крещения человеческий дух исцеляется от поврежденности первородным грехом, от той всеобщей испорченности нашей человеческой природы, которая рождает в нас страсти, пороки, дурные наклонности. Человек получает способность не грешить, способность к святости, если сам того захочет. Сатана теряет власть над человеком, изгоняется из человеческого сердца и отныне может только соблазнять человека, а не властвовать над душой. В Крещении человеку дается Ангел-Хранитель и прощаются все грехи, даже самые тяжелые, которые он сделал в прошлой жизни – но при одном условии!..

В нашей книге мы уже упоминали об этом, но сейчас еще один повод заострить внимание читателя на самом важном условии действенности Святого Крещения и всех Таинств Церкви - на вере и покаянии. Крещение действенно только тогда, когда человек принимает его с верой, обещая Богу исправить свою прежнюю жизнь. Если человек принимает Крещение без веры, то оно будет действительным, конечно, (человек будет считаться крещенным и Ангел-Хранитель будет ему дан), но останется бездейственным и Ангела-Хранителя он отгонит от себя своим безверием и непотребной жизнью. Вот эту разницу между действительностью и действенностью Христовых Таинств нужно различать. Поэтому при крещении младенцев Церковь обязательно требует наличия крестных родителей – поскольку сам младенец еще веровать не может, то его крестят по вере приносящих, как и Сам Христос в свое время исцелил расслабленного паралитика по вере принесших его людей (Матф.9:2). Крестные же родители дают обещание Богу и Церкви, что обязательно воспитают ребенка в христианской вере. Высока ответственность крестных! Они дадут ответ Самому Богу за то, как исполнили свой обет!

Но не одним крещением ограничивается жизнь христианина в Церкви. По большому счету Церковь есть ни что иное, как больница. Как в лечебницах врачи прописывают больным лекарства и процедуры, пока пациент не поправится, так и в Церкви – для того, чтобы излечить людей от греха Господь дает нам особенные духовные лекарства и процедуры, которые называются церковными таинствами.

Нужно отличать церковный обряд от церковного таинства. Обряд – это, например, панихида, молебен, освящение воды. Таинство – это другое, особенное. В самом названии его присутствует уже слово "тайна", какая-то глубокая таинственность, загадочность. Эта особенная таинственность обозначает глубину тайны приближения Бога к людям, тайну Богообщения. Это светлая тайна Евангелия. Мы не можем понять и объяснить, каким загадочным образом в Крещении душа человека очищается от скверны греховной, каким образом она из падшей преобразуется в воскресшую. Мы знаем – что происходит в Крещении, созерцаем происходящие перемены и удивляемся, но не знаем – как это происходит. Отсюда слово – таинство.

Всего церковных таинств – семь. Все они были в Церкви уже с апостольских времен. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Елеосвящение, Священство. На этих таинствах, как на столпах, покоится здание Церкви. Именно эти таинства являются главными для дела спасения человеческой души. Каждое таинство имеет разную цель и предназначение, но их объединяет одно – они все совершаются действием Святаго Духа и служат средством для получения (стяжания) Духа Святаго.

О Крещении, первом таинстве, которым человек входит в Церковь Христову, мы уже рассказали.

Вслед за Крещением совершается таинство Миропомазания. Св. Миро – это особенный благоуханный состав, который освящается непременно епископом. Если в крещении человек рождается свыше для новой, духовной жизни, то в миропомазании ему сообщается особая благодать Святого Духа, дающая уразумение истин веры и все потребное для христианского благочестия. В первые века христианства апостолы и их преемники, епископы, давали эту благодать всем крещенным верующим через возложение на них рук, но когда число христиан настолько увеличилось, что уже невозможно было на каждого лично возлагать руки, то возложение рук заменили миропомазанием.

В таинстве миропомазания человек получает "печать" или "залог" благодати, который он обязан возрастить. Такое возрастание благодати происходит постепенно, по слову Евангелия, как из маленького зерна вырастает большое дерево или как маленькая закваска квасит все тесто. Кроме постепенности нужна еще борьба с грехом, так как наша природа, хотя и очищенная в св. крещении, не лишена свободы выбора между добром и злом. Грех может заглушить семя благодати, если сам человек не будет бороться с грехом и не будет получать от Господа благодатную силу для этой борьбы. Такая благодатная сила подается христианам, в частности, в таинстве Покаяния через священников, которым дана власть от Бога вязать и разрешать грехи (Мф.18:18).

Некоторые под таинством Покаяния разумеют собственно исповедь перед священником в церкви. Это не совсем так. Исповедь лишь завершает покаяние. Истинное же покаяние состоит из следующих этапов:

1. Сознание своих грехов – для чего нужно осознать свою греховность перед Богом и людьми и уразуметь степень тяжести своих грехов.

2. Сокрушение или печаль о совершенных грехах, которые приводят человека в состояние страха и трепета перед правосудием Божиим.

3. Решимость избежать греха, решительное намерение исповедать его и расстаться с ним, ясное сознание, что грех – это враг наш, единственная причина всех наших несчастий.

4. И, наконец, сама Исповедь – честное и открытое признание духовному отцу во всех своих грехах и пороках с верой в милосердие Божие и надеждой на полное прощение исповеданных грехов.

Поэтому неправильно поступают те христиане, которые все дело покаяния сводят к одной исповеди, а исповедь заключают в том, что духовник у них выспрашивает грехи и задает вопросы. Напротив, кто истинно кается, у того от избытка сердца глаголют уста, а сердце такого человека полно покаянных чувств.

Последствия истинного покаяния заключаются в том, что, во-первых, человек перестает совершать исповеданный грех, а во-вторых, приносит плоды покаяния, т.е. совершает добродетели, противоположные ранее совершенным грехам, когда бывший чревоугодник начинает поститься, блудник становится целомудренным, жестокий – милосердным и т.п.

К исповеди нельзя идти иначе, как только примирившись со всеми обидчиками или обиженными тобой по слову Христа: "если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". (Мф.6:15) Это справедливо, так как на исповедь мы идем просить у Бога прощения нам огромного долга, а сами зачастую не хотим простить нашим должникам гораздо меньшего. В случае, если мы не можем немедленно примириться с ближним по причине его отсутствия, дальней поезки и пр. - мы должны в сердце положить непременно примириться с ним, как только встретимся.

К таинству Покаяния православные христиане обычно приступают перед другим очень важным таинством – Причащения.

В Таинстве Причащения христианин под видом хлеба и вина принимает истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Евангелие рассказывает о том, что это таинство учредил Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечери перед Своим Распятием. Человек в этом таинстве соединяется с Самим Богом и получает залог вечной жизни. Христос говорил об этом так: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек". (Ин.6:53-58) Учение Христа о таинстве Своих Тела и Крови было настолько необычно и удивительно, что даже некоторые ученики говорили: "какие странные слова! кто может это слушать?" (Ин.6:60)

Смысл Причащения состоит в том, что, таинственно соединяясь с в этом таинстве с Христом, человек постепенно обоживается, уподобляется Богу. Большинство из нас, наверное, слышали библейские слова, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Но не все знают, что после грехопадения Адама, человек совершенно утратил подобие Божие, а образ Божий в себе разрушил и омрачил. Образ Божий состоит в наличии у человека безсмертного духа, ума и воли. Как сломанная и запачканная икона не годна к богослужебному употреблению, так и омраченный образ Божий в нашей душе (т.е. развращенный ум, омертвелый дух и воля, склонная ко злу) не годен для служения Богу. Через регулярное Причащение душа постепенно исцеляется, образ Божий восстанавливает свои первозданные черты, и человек вновь понемногу приобретает богоподобие, т. е. святость.

В наше время, разумеется, находятся такие скептики, которым непонятен смысл христианской обрядовости вообще. Они предпочитают говорить и думать, будто для веры им достаточно "иметь Бога в душе", а ходить в Церковь и участвовать в таинствах – это им непонятно и лишне. Такие люди, к сожалению, забывают, что человек существо духовно-телесное и сочетает в себе эти две природы, как внешнюю и внутреннюю. Эти природы нельзя разделить в живом человеке. Если человек кого-то или что-то любит в душе, то неизбежно он проявляет эту любовь и внешне. Представьте себе, что невеста перед свадьбой заявила бы жениху: "Милый, я люблю тебя – но в душе. Внешним же проявлениям этой любви я не придаю никакого значения. Поэтому я не буду кушать с тобой за одним столом, разделять с тобой ложе, да и вообще останусь жить у мамы. Но ты знай, что моя любовь к тебе в моей душе безгранична". Будет ли такой брак настоящим?

Между тем, союз души человека с Богом тоже невозможен без того, чтобы человек внешним образом не выражал свою внутреннюю любовь к Богу. Господь восхотел, чтобы внешний образ богопочитания имел свои благообразные и подобащие формы. Поэтому самые ключевые моменты в духовной жизни христианина – такие, как покаяние, рождение в новую жизнь и т.п. – Сам Господь Иисус Христос увязал с конкретными священными действиями – троекратным погружением в воду, помазанием елеем, возложением рук и т.д. В Ветхом Завете Бог на горе Синай тоже дает Моисею вполне конкретные и подробные указания, каким должен быть первый храм (скиния), какие в нем должны быть изображения, как должны быть одеты священники.

Поэтому хотя сколько-нибудь верующему человеку нельзя бездумно отрицать значения церковных обрядов и таинств. Все они неслучайны и несут в себе глубокий смысл и символику. Нужно лишь постараться разузнать, какой именно смысл в них заключен и что именно они дают человеку. Но чтобы понять этот смысл недостаточно поверхностного, книжного знания. Потребно еще духовное разумение, "ум Христов", который человек постепенно приобретает, стараясь исполнять евангельские заповеди. Только благочестию открывается подлинное знание. Грехи же, особенно смертные, помрачают разум.

Поэтому и к принятию Св. Таинств нужно приступать, очищая свое сердце покаянием, постом и молитвой. Накануне Св. Причастия должно держать особенно строгий пост, после полуночи не употреблять ни крошки хлеба, ни капли воды, не курить и проводить время в тишине и молитве. Нужно прочитать положенные каноны и молитвы к Причастию, которые есть в каждом Молитвослове. Но самое главное – это понять, что в Таинстве Причастия человек таинственно соединяется с Самим Господом Иисусом Христом и должно нам подготовить свою душу для такого соединения. Способы подготовления могут быть разными, но все они должны быть чужды механическому исполнению "ритуала", ведь первое, что Господь от нас ждет – это сосредоточенного внимания ума и стремления сердца к Нему, Единому.

К сожалению, в наше время многие люди утратили сознание святости брачных уз. Бытует представление, что брак и блудное сожительство ничем не отличаются друг от друга. "Зачем идти в Церковь", "зачем ставить штамп в паспорте" – так рассуждают некоторые безответственные люди. Между тем, если даже не принимать во внимание мистической стороны церковного Таинства Брака, то даже брак, признанный обществом, брак "со штампом" отличается от блудного сожительства точно так же, как отличается серьезная крепкая дружба от компаньонства в каком-нибудь предприятии – степенью взаимных обязательств. Когда компаньоны начинают какое-нибудь предприятие – они совместно действуют лишь в той степени, поскольку они выгодны друг другу, а дружба предполагает еще и нравственные обязательства. Как бандиты, которые сходятся вместе только для того, чтобы удобней совершить преступление (один хорошо лазает в форточки, а другой взламывает сейфы), так и пара, живущая в блудном сожительстве, лишь удобна и выгодна друг другу по тем или иным причинам. Например, женщина хорошо готовит, у мужчины есть деньги, они любят друг друга – но не берут на себя никакой ответственности. Случись завтра, что один "компаньон" решил найти себе другого "компаньона" – и их уже ничто вместе не держит и не связывает. Когда человек с легкостью меняет друзей и не держит никаких обязательств, его зовут предателем. На такого человека нельзя положиться. Неверность, непостоянство – дурные качества, они осуждаются и Богом, и людьми.

Поэтому, первое, что ценится в браке – это верность, это святость взаимных обязательств. Святы узы брака; они действительно связывают, ограничивают человека, накладывают на него бремя служения. Вступив в брак, человек может показать свое достоинство тем, что он будет свято хранить свою верность, свою честь. Как для солдата нет большего позора, чем дезертировать, перейти под знамена другой армии, так и для честного супруга нет большей низости, чем осквернить святость брачных уз. Супруги, в известном смысле, действительно, как солдаты. должны охранять, оберегать честь семьи от позора похоти, падения, непостоянства, от посягновения греха.

Доблестные, верные воины в древнем Риме увенчивались венком победителя. Поэтому и церковное таинство брака называется Таинством Венчания. Супруги увенчиваются в знак непорочности их жизни, в знак их верности друг другу, в знак того, что они приобретают царственное, владычественное достоинство в кругу своих потомков. Во время Таинства Венчания на руки возлагаются перстни в знак взаимного согласия, и три раза брачующиеся обводятся вокруг аналоя с Крестом и Евангелием "образом круга", знаменуя этим нерасторжимость и вечность брачного союза, так как круг означает вечность; круг не имеет ни конца, ни начала. "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф.19:6).

В христианском браке муж становится главой семьи. Это не значит, что в глазах Церкви жена ниже мужа. Во Христе "нет ни мужеского пола, ни женского" (Гал.3:28). Но для благополучного существования любого организма или организации требуется глава. Поэтому мужу отведена роль главы, ума семьи, а жене – роль сердца. Это означает, что жена должна слушаться своего мужа, а муж любить свою жену. На муже, как главе семьи, лежит главная ответственность перед Богом за воспитание детей. Муж обязан помнить, что жена есть "немощнейший сосуд" (1Пет.3:7), поэтому в руководстве семейными делами не должен прибегать к окрику, раздражению, тем более, к рукоприкладству. Супруги должны стараться терпеливо переносить взаимные немощи и недостатки, при разногласиях – просить прощения друг у друга, не дожидаясь пока это первой сделает "неправая сторона".

Христианский брак – это домашняя Церковь. В Таинстве Венчания учреждается как бы новая, маленькая христианская община, которая будет разрастаться по мере рождения детей. Поэтому супруги должны заботиться о семейной молитве, утром и вечером. Ничто так не сближает родственников в союзе любви, как совместная молитва. Именно в совместной молитве родители показывают детям пример собственного послушания Богу, поэтому и дети, воспринимая этот пример, становятся более послушны родителям.

Языческий брак заключается для удовлетворения плоти и похоти, христианский – для облегчения друг другу пути в Царство Небесное. Само чадородие обращается для жены-христианки в средство вечного спасения (1Тим.2:15).

Браки не заключаются в пост, поэтому таинство браковенчания не совершается накануне постных дней, среды и пятницы, накануне воскресных и праздничных дней, от Масленицы до Фоминой Недели и во весь Петров, Успенский и Рождественский пост.

Таинство Елеосвящения, называемое еще Соборованием, совершается над больным человеком по заповеди св. Апостола Иакова, брата Господня: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак.5:14-15). В этом таинстве, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Как писал преподобный Антоний Оптинский: "Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами." Св. Антоний имел в виду не те грехи, которые человек сознательно утаил на исповеди, но те, которые мы по болезненной немощи не можем упомнить и осознать, однако, раскаиваемся в них. По правилам Церкви Елеосвящение совершается сразу семью священниками, то есть собором священников, отчего и называется Соборованием. Впрочем, таинство соборования может совершить и один священник, но в этом случае он должен вычитать все семь молитв и семь евангельских отрывков, которые обычно читает собор пресвитеров.

Предварительно в пшеницу ставятся на отдельном столике семь горящих свечей, означающих семь даров Св. Духа, а в особом сосуде смешиваются масло и вино в воспоминание евангельского милосердного самарянина (Лк.10:34). Этой освященной смесью помазуются чело, ноздри, щеки, уста, руки и грудь больного, чтобы освятить все его тело, все чувства и силы, чтобы простились грехи и человек исцелился от болезни.

Наконец, седьмое таинство Церкви, Таинство Священства совершается над пастырями Церкви через возложение рук архиерея. В этом таинстве Св. Дух поставляет правильно избранное лицо совершать таинства Церкви и пасти стадо Христово. Через возложение рук епископа человек становится священником. Всех степеней священства три: епископ (архиерей), священник (иерей, пресвитер) и диакон. Священник в монастыре называется иеромонахом, а дьякон – иеродиаконом. Различие между степенями такое: диакон не совершает св. таинств, но только помогает при совершении их; священник совершает все таинства, кроме священства, но ничего не творит без воли епископа; епископ совершает все таинства и поставляет священников. Он имеет полноту власти апостольской вязать и разрешать грехи и носит в себе образ Жениха Церкви – Господа Иисуса Христа. Епископы имеют разное первенство чести, среди них есть викарии, правящие архиереи, архиепископы, митрополиты, патриархи – но степень священства у них одинаковая. Также и священники в своей степени разделяются на благочинных, протоиереев, игуменов, архимандритов и протопресвитеров, как и диаконы в своей степени священства – на протодиаконов и архидиаконов.

Священник – это не посредник между Богом и людьми, как ошибочно полагают некоторые. Священник – это жрец, духовный пастырь и совершитель таинств. Жрец – это тот, кто приносит жертвы. Об искупительной Жертве Иисуса Христа мы уже говорили. Так вот, священник, совершая главное церковное богослужение, Литургию, именно приносит безкровную Жертву в воспоминание той, голгофской. Не в новой жертве, но всегда в той же самой Христовой, участвуют христиане, собираясь в храм на Литургии. Причащаясь Тела и Крови Господних, мы причащаемся Христу, который всегда и везде и во веки Тот же.

Священнику в таинстве Священства дается особая благодать проповедовать и пасти Христово стадо. Ему дается дар особой сострадательной, пастырской любви к своим пасомым, к которым он начинает относиться как отец к детям, духовно воспитывать их. Поэтому священников духовные дети часто называют батюшками, отцами, как и ап. Павел писал: "Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1Кор.4:15). Евангельский запрет "отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах" (Мф.23:9) не запрещает почтения к родителям, но возводит нас этими словами к почитанию истинного Отца, то есть Бога. Поскольку отец в собственном смысле есть Бог, а плотские и духовные родители не суть виновники бытия, но только содействователи и слуги Божии. Этим же запретом ограничивается власть духовного и плотского отца, чтобы он не господствовал над детьми, не принуждал их к нарушению заповедей истинного Отца–Бога, но был, как страж, наблюдающий над исполнением воли Божией.

ХРАМ

Литургия совершается в храме. Этим храм, как место жертвоприношения, отличается от любых молелен, часовен, молитвенных домов. Поэтому храм есть место особенное, освященное, осененное Божиим присутствием, Божией благодатью. Храм для христианина – это дом молитвы, училище благочестия, небесный жертвенник, прибежище для бед и скорбей, крепость, небо на земле. Храмы строятся особенным образом. Алтарем они бывают обращены на восток, так как Христос есть Солнце Правды. Внутри храмы разделяются на три части: притвор, где в древности стояли кающиеся, среднюю часть, трапезу, где стоят молящиеся и которая означает царство Христово на земле, и алтарь, куда миряне не могут входить без благословения священника, а женщины не допускаются совершенно. Алтарь означает собой Небо, Святая Святых, где в неприступном свете обитает Господь, в знак чего он отделяется от средней части перегородкой, называемой иконостасом.

Некоторые люди, бывает, высказывают недовольство, что между алтарем и храмом выстроена преграда. Для них она является как бы символом отгороженности Бога от людей. Но если убрать иконостас, то мы ничего не увидим. Напротив, образа в иконостасе представляют собой ни что иное, как окна в духовный мир. Взирая на иконы, мы духовным взором ума созерцаем евангельские истины, которые красками изображены на них.

В иконостасе мы видим трое дверей: две малых, северная и южная, они называются диаконскими, и одна большая, в середине. Это царские врата, называемые так потому, что через них в св. Дарах (т.е. в Причастии) к христианам приходит "Царь царствующих и Господь господствующих", Сам Христос.

Напротив царских врат в алтаре расположен престол. На престоле находятся Крест, Евангелие, а под Евангелием находится антиминс, – особенный шелковый плат, в который зашиты мощи святых мучеников. Без антиминса невозможен никакой православный храм, без него нельзя служить Литургию, потому что безкровная жертва всегда должна приноситься на мощах мучеников за веру Христову.

В алтаре, налево от престола, находится еще особенный освященный стол, называемый жертвенник. На нем из специально приготовленных хлебов (просфор) и вина совершается приготовление к Литургии – проскомидия.

Помимо главной христианской службы, Литургии, в храме совершаются и приготовительные к ней вечерние, дневные и утренние службы, которых всего насчитывается девять. Три совершаются вечером – это девятый час, вечерня и повечерие. Три утром – полунощница, утреня и 1-й час. Три около полудня – часы 3-й, 6-й и обедня (Литургия).

На крыше храма устраивается один или несколько куполов. Одна глава храма означает Господа Иисуса Христа, три – Пресвятую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов. Купол храма всегда украшается св. крестом.

Когда мы идем в храм, нужно читать 5-й Псалом, где содержатся строки "вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему". Войдя в храм, нужно сотворить три поясных поклона с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя". Поясной поклон совершается после крестного знамения так, чтобы, согнувшись в поясе, правой рукой мы могли достигнуть пола. Впрочем, если нет возможности поклониться по уставу (например, из-за тесноты в храме), то не следует из-за этого расстраиваться. Главное, чтобы поклон был усердным. В храме, если имеете усердие, можно поставить свечу, тоже с поясным поклоном. Затем, встав скромно на своем месте, нужно слушать богослужение, молясь и делая поясные поклоны с крестным знамением в положенных местах, а именно – всякий раз, когда певчие поют "Господи, помилуй" или "Подай, Господи", а также когда священник творит возгласы, напр. "Яко подобает Тебе всякая слава", "Яко Твоя держава" и пр. Наблюдая за молящимися, вы скоро поймете эту нехитрую науку, в каких местах подобает креститься и кланяться. Земные поклоны, т.е. поклоны до самой земли, до прикосновения челом к полу, тоже совершаются в определенных местах богослужения, но самопроизвольно вставать на колени в храме и молиться так во время богослужения не стоит, так как это отвлекает молящихся и привлекает к вам ненужное внимание. Во время священнического возгласа "Мир всем", или "Глава наша Господеви приклоним", или во время чтения Евангелия нужно слегка наклонять голову.

Посещать храм нужно во все воскресные и праздничные дни. Работать у себя в доме или на даче ради своего личного благополучия или заработка в эти дни запрещается Божьей заповедью, за исключением тех случаев, когда мы помогаем нуждающимся людям, напр., вдовам и сиротам. Если начальство заставляет работать по праздникам, можно подчиниться, но обязательно поставить в известность руководство, что работа по воскресеньям и великим христианским праздникам противоречит вашей вере и настойчиво просить о том, чтобы с вами в этом считались.

Главным христианским праздником является Воскресение Христово – Пасха. Он выделяется изо всех праздников года, даже из самых двенадцати торжественных, называемых "двунадесятыми". Поэтому к нему прилагают наименование "Праздников Праздник и торжество из торжеств". К этому дню верующие готовятся длительным сорокадневным постом, называемым Великим с прилагаемым к нему постом Страстной седмицы, богослужения которой весьма величественны и умилительны. Помимо Пасхи в годовом круге богослужения выделяется двенадцать особо великих праздников, о которых мы уже сказали – двунадесятые. Это Рождество (день рождения) Пресвятой Богородицы 8 сентября (21 сентября по новому стилю), Введение во Храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря н.ст.), Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), Рождество Христово 25 декабря (7 января), Сретение Господне 2 февраля (15 февраля), Крещение Господне 6 января (19 января), Преображение Господне 6 августа (19 августа). Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) празднуется за шесть дней до Пасхи. Вознесение Господне – через 40 дней после Пасхи. Пятидесятница (Троицын день) – через 50 дней после Пасхи. Успение Пресвятой Богородицы – 15 августа (28 августа н.ст.). Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – 14 сентября (27 сентября н.ст.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: