Утро и вечер - это две противоположности. Эта истина банальна, так же как и вытекающее из неё следствие: задачи, которые вожатый решает с детьми утром, не похожи на задачи, с которыми он встречается вечером. Всякая шумная деятельность за час до отбоя уступает место тихим и успокаивающим занятиям. В противном случае дети плохо засыпают и спят тревожным, беспокойным сном.
ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЁК (СВЕЧКА)
«Вечерний огонек» - это ежедневный вечерний сбор отряда при свече (или у костра). «Вечерний огонек» - это откровенный разговор. Там можно и похвалить, и поругать, но никто не обижается, потому что все слова - правда, всё - от чистого сердца и только с добрыми намерениями. Негласное правило «огонька»: говори правду или молчи. И еще один важный момент: «огонек» - это минуты единения отряда. На «огоньке» есть две священные «вещи» - это свеча и песня. Пламя свечи, говорят, может показать, говорит ли человек правду, потому что только тогда оно ровное и спокойное. Если же пламя свечи сильно колеблется или гаснет - это плохой знак. К свече принято относиться очень бережно, поэтому нельзя ходить через круг со свечой в центре, а зажигают и гасят свечу только особыми способами. Право зажечь свечу на «вечернем огоньке» - это почетное право, и оно предоставляется обычно ребятам, проявившим себя в течение прошедшего дня, или именинникам в качестве подарка.
|
|
На огоньке все участники садятся в круг на одном уровне так, чтобы каждый участник видел всех остальных. Если в отряде присутствуют двое и более взрослых, то места взрослых должны разбивать круг на равные части. Это важно, чтобы внимание детей не сосредотачивалось только на взрослых, и еще потому, что взрослые задают свой образец общения и поведения на свечке.
В середине круга зажигается свеча или горит костер - как символ теплоты взаимоотношений, света дружбы и взаимопонимания, как искорка заинтересованности всех делами как отряда, так и каждого члена отряда в отдельности.
В кругу нет посторонних разговоров, высказывает свои мысли только тот человек, у которого в руках находится талисман отряда, остальные в это время должны молчать и внимательно слушать рассказчика, не перебивая его, не высказывая своего мнения, даже если с ним не согласны. Талисманом может быть какая-либо игрушка, камешек, ракушка и т. д.; важно, чтобы талисман был красивым, приятным на ощупь, чтобы ребенку приятно было взять его в руки.
ОГОНЬКИ ОРГПЕРИОДА
Характер адаптационного периода во многом зависит от того, как профессионально будут организованы и проведены «Огонки- знакомств». Как быстро сложится доверительная атмосфера в отряде.
|
|
Цель огоньков оргпериода - знакомство детей и вожатых друг с другом, формирование у подростков потребности в общении, в рефлексии совместной деятельности; организация процесса самопознания. Педагогическая задача свечи в первые дни смены - научить ребят правилам поведения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день.
«Первый огонек»
Значение первого отрядного «огонька» очень велико. Первый огонек - это подарок ребятам от вожатых «традиции вечернего огонька».
Цель первого огонька: познакомить ребят с правилами и законами огонька; сформировать представление ребенка об отряде, создание положительного эмоционального настроя.
При проведении первого огонька на природе важно создать необычную атмосферу, например: вести ребят на огонек особой тропой, полной неожиданностей и опасностей, при этом все должны идти с закрытыми глазами и держа друг друга за руки.
На огоньке вожатый рассказывает своим ребятам легенду об огоньке, правилах поведения и законах огонька, задает всему его проведения. На первом огоньке вожатый рассказывает о талисмане, можно предложить ребятам загадать желание, когда первый раз к ним полет талисман их отряда.
«Расскажи мне о себе»
Это форма традиционного «огонька»-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т. д.
При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. На «огоньке» может использоваться некий символ, «эстафетная палочка», которую участники огонька передают от одного к другому по кругу. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете - «эстафетной палочке - почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш - все что угодно или свечка) стала символом нашего сегодняшнего знакомства.
«Взгляд на себя»
Цель огонька - углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение ребят друг к другу. Эта форма более приемлема для детей среднего и старшего школьного возраста, так как предполагает умение рассказать о себе, в какой-то мере оценить себя, свои качества.
Данный вид огонька целесообразно проводить на 3-5-й день смены, после того как у подростков сформировалась потребность в «вечернем общении». Ребята заранее должны знать, о чем предстоит разговор, чтобы подготовить свой рассказ.
При его проведении можно использовать не талисман отряда, а, например, клубок цветных ниток. Первый участник берет клубок в руки, рассказывает о себе, затем, разматывая нить, передает клубок любому другому человеку и так далее, пока весь отряд не будет связывать прочная цветная паутина - как символ связи и единства всего отряда. В таком виде «огонька» важно придерживаться правила «передаем клубок каждый раз новому человеку в отряде», а так же оценить «аутсайдеров» и, по возможности, избежать ситуации, когда «нить обойдет всех, а к ним так и не придет» (на этот случай вожатые должен передать нить таким людям)
«Моя игрушка»
Цель огонька - знакомство ребят друг с другом. Этот огонек рекомендуется проводить с ребятами младшего и среднего школьного возраста.
Материалы: разнообразные игрушки, которые располагаются внутри круга, возле свечки. На огоньке ребятам предлагается выбрать из расставленных в кругу игрушек ту, которая, по их мнению, чем-то похожа на них или просто понравилась с первого взгляда. Затем каждый ребенок по очереди берет понравившуюся игрушку и рассказывает о том, чем она ему понравилась или что у него общего с выбранной игрушкой. (Это могут быть и «виртуальные» игрушки, любимые герои книжек-мультиков-фильмов, и тд)
|
|
Игрушка в данном случае помогает ребенку раскрыть свои качества.
«Мой идеал»
Каждый ребенок рассказывает о своем идеале. Это может быть герой фильма или реальное лицо (учитель, отец, друг и т. д.).
Темы для вечерних огоньков и обсуждений:
Ø Как встать вровень с веком?
Ø Подвиг: мгновение или жизнь?
Ø Что можно считать правилами хорошего тона?
Ø Вредные привычки: проблема личная или общества.
Ø Что значит быть взрослым?
Ø Что значит быть современным?
Темы для вечерних огоньков (из «Маленького принца»):
Ø Тогда суди себя сам, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить гораздо трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Ø Хотел бы ты знать, зачем звезды светятся?
- Наверное затем, чтобы рано или поздно каждый смог отыскать свою.
Ø В пустыне одиноко, - сказал Маленький принц.
- Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.
Ø Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Ø Ты хочешь знать, отчего прекрасна пустыня? Где-то в ней скрываются родники.
Возможные «темы для разговора»:
ü «Белая ворона«(Огонек с элементами диспута). Быть как все или «смешаться с толпой? Как вести себя, если ты не похож на других людей, которые тебя окружают? Разговор об отверженных, изгоях в коллективе, о том, как может чувствовать себя человек, когда он не похож на других. (Полезная тема, когда в отряде есть конфликты или разбит на компании «по интересам»)
ü «Дружба«(о том, какого человека можно назвать другом, какими качествами должен обладать друг, обсудить проблемные ситуации).
ü «Любовью (о том, что такое любовь, бывает ли «любовь с первого взгляда», чем отличается любовь от влюбленности и т. п.).
ü Обсуждение какого-либо фильма, спектакля, современного искусства.
«Встреча с Ассольи (На огоньке заучит тема «Алых парусов«в сливах, песнях, и в нашей жизни. Нужно ли верить в мечту? Надо ли ждать, когда мечта сама исполнится или уверенно идти ей навстречу?)
|
|
ü Проблемы молодежи (жестокость и насилие, наркомания, нравственность и т. д. – для старших подростков)
«Вопрос – ответ»
Цель огонька - дать возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны.
Материалы: листочки (лучше необычной яркой формы, из цветной бумаги или картона) с вопросами.
Вожатый перед огоньком подготавливает листочки бумаги с вопросами, при ответе на которые можно лучше узнать другого человека, лучше понять его.
Примерные вопросы:
Ø что мне нравится в себе;
Ø что мне не нравится в себе;
Ø что бы я сделал, если бы выиграл в лотерею 1 000 000 рублей;
Ø чего я боюсь;
Ø самое смешное событие в моей жизни;
Ø мой самый трудный жизненный выбор;
Ø как я помог другу;
Ø как я помог себе;
Ø что я терпеть не могу в людях;
Ø самая серьезная неприятность, которая случалась в моей жизни;
Ø за что я сам себя ругаю;
Ø кому бы я сказал «спасибо». На этом вечере говорят «спасибо» одному человеку из семейки, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.