О наказании детей

В конечном счёте, все методы наказания сводятся к одному: лишить ребёнка комфортного жизнеощущения, отказать ему в возможности делать то, что хочется.

Намного более сложны, неоднозначны и дискуссионны ответы на два других вопроса:

«За что следует наказывать?» и «Можно ли обойтись без наказаний вообще?»

Чтобы ответить на эти вопросы, надо учесть, по крайней мере, два условия. Одно из них - это степень порядочности педагога. Это фактор субъективный. И второе условие ‑ оно не зависит от убеждений воспитателя и поэтому является объективным фактором ‑ это тип государства, в котором растёт ребёнок. Поэтому перед ответом на поставленные вопросы определите для себя: являетесь ли вы человеком либеральных ценностей и является ли страна в нынешнем её облике демократическим государством. Если вы утвердительно кивнули на оба эти вопроса, тогда принимайте к исполнению всё, что будет сказано ниже.

Высшей ценностью в вашей работе должна быть личность ребёнка - не коллектив, не проведённое мероприятие, не собственное благополучие, а самобытный ребёнок со всеми его противоречивыми желаниями, со всеми его привычками, манерами и странностями.

Вы не имеете права наказывать ребёнка:

· за то, что он не похож на других;

· если он не желает делать то, что делают все;

· если он имеет свою, отличную от вашей, точку зрения.

На языке лагерной практики это означает, что наказывать ребёнка нельзя:

Ø если он не ест манную кашу;

Ø если он одевается в пять раз медленнее, чем другие дети;

Ø если он не понимает, зачем спать после обеда;

Ø если он мочится по ночам в кровать;

Ø если он не желает участвовать в подготовке вечернего мероприятия, и т. д.

Убеждать и разъяснять, помогать и учить можно, а наказывать нельзя!

Вы не имеете морального права на наказание, если сами не выполняете того, что требуется от ребёнка. Это просто нечестно - призывать к чистоте и порядку в корпусе, если в вашем личном жилище обстановка как в комнате революционера после обыска.

Вместе с тем ни одно, даже самое гуманистическое, учение полностью не отрицает наказания. В любой гуманистической педагогике кроме высшей ценности - личности ребёнка - есть ещё одна высшая ценность - личность другого ребёнка. А поскольку «сво­бода одного заканчивается там, где начинается свобода другого», то все действия детей, унижающие других детей, несущие угрозу их здоровью и собственности, могут быть осуждены. По отношению к нарушителям могут применяться наказания. При этом необходимо учесть следующие «но!»:

Ø Не в первые пять минут после совершения «противоправных» действий!

Ø После попытки понять мотивы, стоящие за поступком!

Ø При условии разъяснения виновному причины его неправоты и только спокойным, нераздражённым, невозмущённым голосом!

Ø При этом наказание не применяется, если ребёнок понял, признал свою вину и покаялся в случившемся.

Что касается наказании за нарушение установленных вами запретов, то сначала посмотрите, насколько разумны эти правила и сколько их.

!Реально выполняются не более пяти запретов!

В их числе надо оставить все, что может угрожать здоровью и жизни ребёнка, а от остальных, пожалуй, стоит отказаться.

Как нельзя наказывать детей НИКОГДА.

  • Нельзя наказывать едой (лишение десерта, полдника и.т.д);
  • Рукоприкладство;

Как нежелательно наказывать детей.

Ø Спортом (исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого) Некоторые считают, что это только полезно для здоровья, другие приравнивают это к физическим наказаниям. Иногда наказания спортнагрузкой практикуются. Но надо иметь в виду: в лагерь часто едут физически ослабленные дети, имеющие медотвод от физкультуры. Некоторым из них, может быть, просто нельзя приседать или бегать. Не зная этого, вы можете подвергнуть опасности здоровье ребёнка, так что будьте осторожны! Да и стоит ли наказывать тем, к чему нужно приучить;

Ø Трудом (исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами в ДОЛ). Наказанием трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание. Малышам надо наоборот "подавать" труд как игру, как приятное и необходимое занятие, для малышей в таком случае лучшее наказание - вынужденное безделье;

Ø Сном (Т.е. лишать их сна, а дополнительно предоставлять им время для сна можно);

Ø Купанием (Детей в лагере купают не для забавы, а для здоровья детей. Например, можно заставить ребенка купаться у самого берега вдали от других), как впрочем нежелательно наказывать детей и лишением любых других благ, которые положены им по режиму;

Ø Нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму. Например: выставить мальчика в одних трусах в палату девочек (ну конечно понятно, что не для всех мальчиков это будет наказанием, может быть даже наоборот, но для некоторых это может быть очень жестоко и может привести к серьезной психологической травме). Вообще-то примеров тут можно привести очень много и поэтому надо всегда очень внимательно относиться к наказанию детей.

Как можно (но не нужно - см. выше Вступление) наказывать детей:

ü Сном. Можно детей пораньше уложить спать или просто уложить спать, например, в Тихий Час (для взрослых детей) если они не умеют тихо вести себя в Тихий Час.

ü Пропуском какого-то мероприятия. Например, не пустить на дискотеку или еще на какое-то мероприятие (правда, на то мероприятие, на которое наказуемый хочет идти, а то это не будет наказанием), но тут надо быть уверенным (а именно надо лично контролировать наказуемого), что ребенок не предоставлен сам себе, а находится, например, в своей палате и никуда оттуда не выходит. Если же вы не можете это проконтролировать (или просто не хотите), то тогда не надо так наказывать ребенка. Дело в том, что мероприятия все предназначены, прежде всего, для того, чтобы вожатые могли контролировать детей. А вообще-то наказывать так нехорошо, надо постараться, чтобы ваши угрозы этого наказания не пришлось выполнять, а если уже и пришлось, то надо как деликатно смягчить его, объяснив ребенку, что если добросовестно отбудет (не будет его избегать и ныть) наказание в течение часа, то будет отпущен на Волю.

ü Лучший друг вожатого. Это довольно таки экзотический способ наказания и требует значительных умений и сил вожатого. Применяется он, исключительно, к детям старших отрядов. Наказуемый(ые) должен в течении всего дня стать "лучшим другом вожатого". Что это значит - он должен всегда и везде следовать за вожатым (как это водится у закадычных друзей) и ни на минуту не покидать его - если вожатый пошел в туалет, он ждет под дверью, если вожатый зашел в вожатскую, наказуемый ждет под дверью (например, дать этому товарищу стул и книжку). С одной стороны это вроде бы не наказание, но это только на первый взгляд - ребенок лишается коллектива (своего детского), наказуемый (это может самое главное) не может отойти покурить. В общем больше полдня никто не выдерживал, хотя сперва были полны энтузиазизма - просто, можно сказать, были рада что отделались таким пустяковым наказанием, но это наказание оказывалось очень действенным. Но стоит еще раз сказать, что это наказание требует значительных усилий от вожатого - вожатый должен быть уверен, в том, что он сможет удержать своего "лучшего друга" возле себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: