Сидяче-обездвиженный режим обучения (СОР) в основе дезорганизации развития опорно-двигательной и детородной системы

Известно, что реализация детородной функции женщины в значительно степени связана с качеством развития таза, который, с одной стороны, является вместилищем для внутренних органов и развивающегося плода, с другой - важнейшим функциональным звеном опорно-двигательной системы. Вместе с тем, таз женщины с крестцово-копчиковой системой образует единый родовой канал для продвижения и рождения младенца. Но ни родителей, ни учителей совершенно не интересует: что случится с детородной конституцией тела, его тазом и органами малого таза как единой детородной функциональной системой за 10-12 лет сидяче-обездвиженного, так называемого образования. Между тем, выполненными под нашим руководством исследованиями установлено, что среди старшеклассников пропорционально развитый таз встречался лишь у 6%-14%, в то время как патологический «узкий» и развернуто-широкий - у подавляющего большинства (рис. 41).

Рис. 41. Характеристика таза у школьников с различным учебным стажем.

Особенно трагично здесь то, что систематическое сидение способствует тому, что на фоне внешнего увеличения наружных размеров таза родовой «путь» из малого таза все больше и больше суживается. Это связано с опущением и сагиттальным разворотом кпереди всего таза, а так же окостенением и продвижением кпереди в просвет малого таза крестцово-копчиковой системы. Продвижением за счет «перепрофилирования» ее из системы крепления больших ягодиц и поддержания тела в вертикальном положении в «седалищный» «протез-опору». Установлено: только прямостояние и прямохождение способствует гармоничному развитию «детородного» таза. При систематическом же сидении возникает гравитационный эффект разворота крыльев большого таза и за счет этого сужение малого таза (рис. 42).

а) б)

Рис. 42. Распределение гравитационных сил в области малого таза:

а) в условиях сидения;

б) в условиях прямостояния (прямохождения)

Известно, что важной характеристикой развития опорно-двигательной системы, в т.ч. детородного таза является состояние стопы. Выполненными под нашим руководством исследованиями было выявлено, что у школьников всех возрастных групп преобладала уплощенная стопа (индекс Фридланда – менее 29,0). О том, что именно сидяче-обездвиженный режим обучения, как доминанта образа жизни детей, оказал деструктивное влияние на развитие стопы, указывает следующий факт. Среди первоклассников индекс Фридланда оказался выше, чем среди учащихся третьих классов, а среди учащихся третьих классов – выше чем среди старшеклассников.

А ведь известно, что только развитая стопа, создавая при ходьбе эффект пластичной «рессорности», поддерживает всю «конструкцию тела» в подвижно-волновом колебательном состоянии. Уплощенная же стопа – это напряженно-закрепощенная подвижность суставов нижних конечностей. Это закрепощенное развитие всей телесно-мышечной локомоторной системы, в т.ч. мышечных систем родоразрешения!

В целом, выполненные работы показали: систематическое пребывание детей в процессе учебы в телесно-обездвиженной сидяче-согбенной позе на фоне напряженно-скованной походки (из-за уплощения стопы) оказались основой для развития в современной цивилизации описанного В. Райхом синдрома «телесно-мышечного панциря», или описанного нами синдрома прижизненной мумификации тела (СПРУТ – В.Ф.Базарный, 2001). Это глубоко недоразвитое тело, в котором «гибкая молодость» сразу трансформировалась в «тугоподвижную старость» с присущими ей недугами и болячками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: