Сидяче-обездвиженный режим обучения (СОР) в основе дезорганизации базовых систем жизнеподдержания (сердечно-сосудистой и дыхательной)

Подтверждением тому, что именно организация школьной жизни и, в первую очередь, систематическое пребывание детей в учебном процессе в СОР, тем более в режиме систематического телесно-мышечного стресс-напряжения и склонения над книгой-тетрадью, закрепощает свободу работы грудных мышц и диафрагмы, а отсюда подавляет развитие грудной клетки и, как следствие, органов дыхания указывает следующее обстоятельство. У подавляющего большинства школьников (более 70%) грудной показатель был меньше 50, что указывает на их узкогрудость. При этом жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в пределах физиологической нормы отмечалась лишь у 15% школьников (рис. 44). О том, что ведущую роль в этом играет именно СОР организации учебного процесса, указывает тот факт, что по мере увеличения школьного стажа (т.е. от младших классов к старшим), удельный вес узкогрудых детей неуклонно увеличивается. В частности, только за трех летний период обучения таких детей увеличилось среди девочек на 10% (с 79% - в 1-м кл. до 89% - в 3-м кл.), среди мальчиков в 1,6 раза (с 55% - в 1-м кл. до 86% - в 3-м кл.) В итоге, среди девятиклассников удельный вес узкогрудых встречался у 93% девочек и 83 % мальчиков.

Рис. 44. Динамика ЖЕЛ у школьников в зависимости от стажа учебы.

И не случайно, что при таком развитии нормостеническая грудная клетка, соответствующая клинико-физиологической норме (КФН), во всех возрастных группах школьников не только была относительной редкостью, но с увеличением учебного стажа ее доля резко уменьшилась. В частности за девятилетний период обучения число мальчиков с нормостенической грудной клеткой сократилось в 2,8 раза (с 45% - в 1-м кл. до 16 % - в 9-м кл.), а девочек в 3 раза (с 21% - в 1-м кл. до 7% - в 9-м кл.), р <0,05.

С увеличением школьного стажа, параллельно нарастанию узкогрудости детей, наблюдалось так же и угасание функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В частности, оптимальный (экономичный) тип реакции на нагрузку (при коэффициенте сдвига показателей в пределах 15% ÷ 50%) был не только относительной редкостью, но и доля его по мере увеличения школьного стажа продолжала сокращаться. Так, если нормореактивный тип дыхания был отмечен у 28% из числа обследуемых первоклассников, то уже в третьем классе их число уменьшилось до 22%, а в девятом классе составляло лишь 2%. При этом, дыхательный дисбаланс у мальчиков встречался в 2 раза чаще, чем у девочек. И если синдром гипервентиляции (ГВС – судорожно-напряженный тип дыхания) среди первоклассников был отмечен у 10% мальчиков и у 5% девочек, то среди третьеклассников этот синдром выявлен у 30 % мальчиков и 17 % девочек (рис.45).

Несмотря на то, что среди учащихся 9-х классов этот синдром менее выражен, речь здесь не идет о нормализации типа дыхания. Речь идет о переходе дыхания на качественно более низкий функциональный уровень.

Рис. 45. Частота ГВС у школьников с различным учебным стажем.

Систематическое пребывание детей в учебном процессе в телесно-мышечном закрепощении и стресс-напряженнии не могло не сказаться и на сердечном ритме, состоянии гемодинамики, в т.ч. параметрах артериального давления. Было установлено, что повышенное артериальное давление (пограничная артериальная гипертензия - ПАГ) значительно распространено среди школьников всех возрастных групп (рис. 46). Однако по мере нарастания школьного стажа ПАГ среди учащихся нарастала, особенно в начальной школе.

Рис. 46. Частота ПАГ в зависимости от школьного стажа

При этом изолированная систолическая артериальная гипертензия (АГС) гораздо чаще встречалась среди мальчиков. В частности среди первоклассников ПАГ была отмечена у 23% мальчиков и лишь у 8% девочек, а среди третьеклассников соответственно - уже у 70% против 52%,. Среди же девятиклассников изолированная АГС была отмечена у 38% мальчиков и у 32% девочек. И с такими данными дети выходят в жизнь.

Изолированная диастолическая артериальная гипертензия (АГД) чаще встречалась на начальном этапе обучения и опять-таки среди мальчиков. В частности, среди первоклассников АГД выше пограничного уровня отмечалась среди мальчиков в 1.5 раза чаще, чем среди девочек (43% против 29%), среди третьеклассников отмечалась у 61%, а среди девятиклассников – у 24%. Эти данные, с одной стороны, подчеркивает высокую возрастную лабильность гемодинамики, с другой, негативное влияние на нее закрепощено-обездвиженного режима в организации учебного процесса.

Было выявлено, что по всем возрастным группам школьники, у которых показатель качества реакции (ПКР) гемодинамического обеспечения деятельности соответствовал КФН составляли менее 30%. По мере же увеличения школьного стажа характер гемодинамики у девочек имел признаки возрастающего типа: значение ПКР явно увеличивалось [с величины (+0,21) в 1-м классе до (+0,25) в 3-м классе и (+0,32) в 9-м классе], указывая на относительную стабильность работы систем. Гемодинамика у мальчиков развивалась по скачкообразному типу. Так, если в 1-м классе значение ПКР было равно (+0,08), то в 3-м классе имело уже отрицательную величину (-0,1), а в 9-м классе – было равно (+0,41). При этом в 1-м классе среди девочек ПКР встречалось в 2 раза чаще, чем среди мальчиков (в 17% случаев против 8%). В 9-м классе – лишь у 28% школьников ПКР соответствовал клинико-физиологической норме.

О типе гемодинамического обеспечения судили по коэффициенту сдвига (КС) параметров кровообращения (ЧСС, АД, ПД, время восстановительного периода). Было выявлено, что для школьников младших классов более характерен гипо- и ареактивный тип гемодинамики. Так, среди первоклассников гипореактивный тип гемодинамики (КС параметров ПД меньше +10%) был отмечен у 8% девочек и 8% мальчиков. Среди же третьеклассников данная характеристика встречалась уже у 100% обследуемых! (Табл. 5).

Таблица 5

Распределение школьников в зависимости от типа гемодинамической реакции на физическую нагрузку

Тип реагирования Значения К-сдвига Стаж учебы Девочки Мальчики
чел % чел %
Нормореактивный От +15 до +51% 1кл. - - - -
3кл. - - - -
9кл.        
Гиперреактивный Более +50% 1кл. - - - -
3кл. - - - -
9кл.        
Гипореактивный и ареактивный Менее +15% или отрицательные величины 1кл.        
3кл.        
9кл.        
             

Несмотря на то, что среди девятиклассников доминировал все-таки нормотонический тип реагирования (у 75% девочек и 73% мальчиков), тем не менее, в этом возрасте неадекватность и неустойчивость гемодинамического обеспечения имели относительно широкое распространение. В частности, ареактивный и гипореактивный тип гемодинамики здесь соответственно встречался среди девочек у 4% и 17%, а среди мальчиков у 6% и 20%.

Это еще раз подчеркивает тот факт, что у мальчиков генетическая «страсть» к движениям намного выше, чем у девочек. В этих условиях в режиме обездвиженности они испытывали более глубокое и интенсивное стресс-напряжение. Особую роль здесь играет и тот фактор, что в комплектуемых по календарному возрасту смешанных классах мальчики оказываются менее зрелыми и адаптированные к девочкам нагрузки для них оказываются стрессогенными. Так, восстановительный период гемодинамических показателей по мере увеличения школьного стажа в группе девочек практически не изменяется. Тогда, как в группе мальчиков – увеличивается (см. табл. 5). Похожие изменения происходят и в индивидуальных показателях пульсового давления (ПД): в группе девочек ЧСКФН уменьшается с 8% до 2% (р <0,05), в группе мальчиков – увеличивается с 26% до 39%!

Естественно при таком развитии базовых систем жизнеобеспечения во всех возрастных группах школьники с показателями жизненного индекса (ЖИ), соответствующими норме (ЧСКФН), составляли менее 20% (рис. 47). При этом среди мальчиков ЧСКФН встречалось почти в 2 раза реже, чем среди девочек: в 1-м классе 11% против 15%, в 3-м классе 10% против 19%, в 9-м классе 9% против 18%(р <0,05).

Рис. 47. Динамика ЖИ в зависимости от школьного стажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: