Сидяче-обездвиженный режим обучения (СОР) в основе закрепощения развития сенсомоторной и телесно-координаторной сфер

Известно, движение является самым главным и самым универсальным механизмом взаимоотношений и взаимодействий организма с внешней средой. Все вегетативные функции жизнеобеспечения, в т.ч. функции мозга, подключены и работают только на основе моторной стимуляции и произвольно-волевых усилий. Базовой системой, определяющей моторные взаимоотношения тела с внешней средой, является чувственно-моторная (сенсомоторная) система. Ниже представим некоторые данные об отдаленных последствия закрепощенного в движениях образования детей на некоторые сенсомоторные характеристики детей и подростков.

Анализ этих данных убеждает, что, по мере увеличения учебного стажа, различные характеристики сенсомоторной сферы школьников выявили устойчивую тенденцию угасания своих функциональных возможностей (ФВ). Отмечено, что качество некоторых диагностических тестов у школьников 9-х классов по сравнению с первоклассниками существенно ниже (рис. 43).

1) Ромберга, 2) пальце-носовая, 3) острота зрения, 4) гипрмертия, 5)вращение в кругу, 6) обведение круга.

Рис. 43. Сенсорно-моторный «профиль» детей в зависимости от школьного стажа.

Наибольшие же изменения произошли в телесно-координаторных и зрительно-локализационных характеристиках. В частности, несмотря на то, что средние значения остроты зрения варьировали в пределах 1,0 – 1,3 у.е., однако только за трехлетний период обучения ЧСКФН уменьшилось почти в 2 раза (среди девочек с 85% до 49%, среди мальчиков с 89% до 51%). Среди девятиклассников показатели остроты зрения, соответствующие КФН, встречались лишь у 14% девочек и 15% мальчиков, что более чем в 3 раза реже по сравнению с учащимися третьего класса и почти в 6 раз реже по сравнению с первоклассниками. С 1-го по 9-й класс скорость и точность зрительно-моторной реакции понизилась в 3.7 раза.

Снижение ФВ по координаторно-моторным тестам свидетельствует о значительном негативном влиянии сидяче-обездвиженного режима школьного обучения на формирование чувственно-моторных качеств, что проявляется в межсистемной дезинтеграции и снижении ФВ по мере увеличения стажа учебы. Следовательно, систематическое пребывание ребенка в статическом обездвиженном напряжении извращает психофизиологию развития координаторно-моторной системы тела. Это обстоятельство как раз и является тем «пресловутым человеческим фактором», из-за которого год от года неумолимо нарастают техногенные катастрофы на земле, воде, и в воздухе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: