Особенности российского корпоративного законодательства

Анализ законодательства в области создания и деятельности акционерных корпоративных объединений в России, особенно крупнейшихкорпораций, которые и предопределяют становление отечественной рыночной экономики – именно этот анализ может и должен завершаться обращением к эффективному управлению корпоративными объединениями с учетом мирового опыта.

Исследования, проведенные многими авторами, показывают, что эта проблематика в России фактически только начинает всерьез разрабатываться и выходят в свет лишь первые издания. Вот почему авторы считают крайне важным обратиться к характеристике современного понимания и современной роли собственно корпоративного управления.

По нашему мнению, проблему повышения эффективности корпоративного управления можно показать на примере финансово-промышленных групп (ФПГ) – одного из явлений современной российской экономики.

Первые ФПГ были зарегистрированы в 1994 г. Судьба нормативно-правовой основы финансово-промышленных групп складывалась более благоприятно, чем у товарных бирж и торгово-промышленных палат. Указом Президента РФ "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" от 5 декабря 1993 г. №2096 было утверждено "Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания".

В 1997 г. действовало уже 47 ФПГ, в них вошло 500 предприятий и организаций с более чем 3 млн. работников. Эти ФПГ давали более 10% ВНП России.

Характерно, что ныне наряду с узаконенными государственной регистрацией действуют и неформальные, фактические ФПГ, представленные десятками корпоративных объединений – концернов, холдингов и тому подобных форм интеграции банковского, промышленного и торгового капиталов. Например, "Лукойл", "Альфа-групп" и РАО "Газпром".

И то, что вопросы корпоративного управления только начинают тщательно отрабатывать – это вовсе не удивительно и объяснимо, так как наша страна находится на той стадии, когда в экономике становятся все более прочно на ноги, начинают разворачиваться и совершенствоваться фактически совсем еще недавно созданные ФПГ.

Сейчас можно сказать, что на этом историческом, социально-правовом переломе наука отстает. Еще идет процесс формирования научных представлений в данной области и шлифовка всего понятийного аппарата, однако нам представляется, что было бы лучше, если бы это уже все было сделано. Поэтому целесообразно обратить особое внимание на былые взгляды и представления.

Говоря об управлении акционерными обществами необходимо отметить, что в настоящее время его все чаще именуют корпоративным управлением. Но многие понимают и толкуют его не как особый тип управления, а как управление, регулируемое преимущественно нормами права, содержащимися в многочисленных документах о деятельности акционерных обществ. Так, в книге "Корпоративное управление", изданной в 1996 г., публикуются различные материалы с развернутыми комментариями, а также проекты типовых учредительных и внутренних документов акционерных обществ, приведенные в соответствие с действующим законодательством. В этом, по нашему мнению, заключается подход к корпоративному управлению с широких общегосударственных позиций.

Но есть, например, в зарубежной практике подход более узкий, объясняющий суть, характер, особенности, методы, механизмы такого управления как серьезного и крупного внутреннего дела самих акционерных обществ, разумеется, в границах и рамках установлений права. По нашему мнению, российская практика требует особого подхода к разработке этих вопросов. Именно поэтому, как нам представляется, необходимо уделить им большее внимание.

Надо отметить, что еще совсем недавно (8-10 лет назад) даже понятия "корпорация" было чуждым отечественной (советской) экономической и правовой мысли, науке и лексике.

Только с начала 90-х гг. термин "корпорация" и сопутствующий ему перечень правовых понятий начал проникать в российскую деловую практику, употребляться поначалу на страницах первых новаторских словарей. Что же касается монографических и учебных изданий, то их написание по каким-то причинам задерживалось. На наш взгляд, это вызвано тем, что еще предстояло создать, вырастить, сформировать буквально новое поколение теоретиков и мыслителей, большей частью из молодежи.

Среди первых изданий выделяются иноязычно-русские специализированные словари, явившиеся откликом на жгучие потребности дня. В них впервые нашла отражение проблематика корпораций[10].

В начале 90-х гг. появились и первые отечественные словари, посвященные рыночной проблематике, в которой уже стали находить отражение вопросы, связанные с существованием корпораций, их деятельностью[11]. Но обычно дальше трех-четырех понятий они не шли.

Подробнее этой проблематики касаются издания середины 90-х гг. В их числе:

à "Современный экономический словарь", созданный Б. А. Райзбергом, Л. Ш. Лозовским и Е. В. Стародубцевой (М.: ИНФРА-М. 1996. – 496 с.). В нем публикуются статьи: "Корпоративные символы", "Корпopaтивизм", "Корпорация", "Корпорация публичная";

à "Юридический энциклопедический словарь". О. Г. Румянцева и В. Н. Додонова (М.: ИНФРА-М. 1996. – 384 с.) публикует статьи "Корпоративное право" и "Корпорация". Однако словарь подвергается критике за неполноту охвата правовой проблематики;

à "Юридическая энциклопедия" Л. В. Тихомировой и М. Ю. Тихомирова (М.: ИНФРА-М. 1997. – 526 с.) предлагает статьи "Корпоративизм", "Корпоративное государство", "Корпорация", "Корпорация публичного права" /.

Наконец, в словаре-справочнике "Гражданское право" М. Ю. и Л. В. Тихомировых (М.: 1996. – 575 с.) публикуется развернутая статья "Корпорация" следующего содержания:

КОРПОРАЦИЯ (от лат. – объединение, сообщество) – объединение, союз предприятий или отдельных предпринимателей (как правило, на основе частно-групповых интересов), одна из основных форм предпринимательства. В США корпорации являются юридическими лицами. Они наделены правами владения, получения ссуды, закладывания и ликвидации имущества, управления своими собственными делами, обращения в суд. С другой стороны, корпорации несут ответственность по закону и потому наних можно подать в суд. Предприниматели, желающие образовать корпорацию, обращаются в соответствующие учреждения штата для регистрации устава, в котором оговариваются права и обязанности корпорации, продолжительность ее жизнедеятельности (обычно около 35 лет). В США, к примеру, корпорации составляют сравнительно небольшой процент от всего количества компаний, но они контролируют значительную часть американского бизнеса.

Различают следующие виды корпораций:

а) некоммерческие – образования, не рассчитанные на получение прибыли. Это обычно правительственные, городские, муниципальные, политические объединения, а также благотворительные, религиозные, просветительные и другие подобные институты;

б) коммерческие, которые, в свою очередь, отличаются по типу ответственности: К. с ответственностью, ограниченной финансовыми ресурсами К., определяемыми размерами акционерного капитала; с ответственностью, ограниченной теми суммами, которые каждый член К. согласился вложить в имущество и акционерный капитал компании; с неограниченной ответственностью, т. е. с ответственностью на все имущественные или финансовые активы членов К.

Как видим, при всем понимании важности корпораций (особенно в США) и практическом совпадении понятий "корпорация" и "акционерное общество", самим акционерным обществам в этих публикациях внимания все-таки уделяется мало.

Что же касается корпоративного управления – явления и понятия весьма перспективного, то о нем в отечественной монографической и справочной литературе речи пока не идет. И, разумеется, этот пробел надо безотлагательно восполнять. Ведь именно проблематика корпоративного управления сейчас все больше выдвигается на первый план, определяя стратегию развития корпоративных объединений – акционерных обществ и тактику их повседневной деятельности. Тем более, что теперь актуальность этой проблематики возрастает в связи с развитием корпоративных объединений, например, финансово-промышленных групп.

Здесь надо воздать должное нашим зарубежным партнерам, делящимся своим опытом, вносящим достойные внимания и реализации предложения, готовящим пособия для отечественных акционеров и руководителей корпоративных объединений – акционерных обществ[12].

Большой интерес представляет "Пособие по управлению акционерным обществом", подготовленное в 1994 г. Международной финансовой корпорацией (Вашингтон, США).

Книга детально, на базе российского законодательства рассматривает и оценивает обширный массив проблем создания акционерных обществ в нашей стране и руководстваими. Популярно, но вместе с тем профессионально и тщательно, выполнены разработки, оценивающие такие важнейшие вопросы акционирования и руководства акционерных обществ, как:

à что такое открытое акционерное общество;

à кто принимает решения и управляет обществом;

à процесс приватизации;

à акционеры;

à совет директоров;

à правление;

à аудиторская (ревизионная) комиссия и внешние аудиторы;

à дочерние общества и филиалы;

à регистрация и учет;

à юридическая документация.

По нашему мнению, авторы абсолютно обоснованно подчеркивают, что данное пособие призвано помочь должностным лицам в осуществлении управления, направленного на обеспечение эффективной деятельности приватизированного акционерного общества и надлежащей защиты прав акционеров. Частные предприятия в России могут существовать в одной из следующих юридических форм:

à общество с ограниченной ответственностью;

à закрытое акционерное общество;

à открытое акционерное общество.

Ввиду того, что большинство приватизированных предприятий – участников корпораций в Российской Федерации организовано по типу открытых акционерных обществ, особое внимание авторы данного пособия уделяют существующей практике и законам, которыми руководствуются в своей деятельности владельцы и руководители данного типа акционерных обществ.

В то время, как все частные предприятия независимо от их юридической формы обязаны соблюдать основные законы, регулирующие деятельность предприятийили отдельных отраслей промышленности, приватизированные предприятия, кроме того, должны соблюдать специальные законы, постановления и указы, регулирующие процесс приватизации.

О том, с каких позиций и насколько щепетильно и, вместе с тем, ответственно и подробно характеризовали наши коллеги рассматриваемые вопросы, говорит, например, подраздел "Подбор членов Правления", в котором авторы ставят и отвечают на следующие вопросы:

1. Каким должен быть состав Правления?

В соответствии с законодательством в состав Правления входят: Генеральный директор (избираемый акционерами) и другие должностные лица, назначенные Советом директоров. В Постановлении №601 и Указе №721 не устанавливалось никаких требований, предъявляемых к составу Совета директоров, за исключением обязательного включения в его состав Генерального директора. Другими должностными лицами, входящими в состав Правления, могут быть директор по производству, директор по финансам, секретарь общества, главный юрист, директора основных подразделений общества, а также другие лица, опыт и знания которых имеют важное значение для общества.

2. Описание обязанностей каждого из членов Правления.

Ниже приводится описание полномочий лиц, занимающих ключевые посты в Правлении общества.

Генеральный директор: полностью отвечает за контроль над текущей деятельностью общества. Он обычно обладает следующими правами:

1) выполнять текущие задачи и осуществлять перспективные планы общества;

2) нанимать и увольнять сотрудников, за исключением должностных лиц, назначенных Советом директоров;

3) разрабатывать повестку дня заседаний Совета директоров, организовывать работу по выполнению решений Совета директоров и представлять Совету директоров отчеты о выполнении этих решений;

4) управлять собственностью общества, включая его денежные средства, в рамках полномочий, установленных Советом директоров и общим собранием акционеров;

5) открывать банковские счета, необходимые для осуществления деятельности общества;

6) действовать от имени общества (включая подписание документов от имени общества) и представлять общество без доверенности при осуществлении сделок с внешними организациями, предприятиями и учреждениями, связанными с деятельность общества.

Из приведенного выше следует, что Генеральный директор обладает широкими полномочиями. Акционеры общества могут принять решение ограничить эти полномочия положениями Устава или в резолюции акционеров. Например, в Уставе общества или резолюции акционеров может предусматриваться, что Генеральный директор может осуществлять какие-либо из указанных выше действий только совместно с одним из должностных лиц общества или при получении одобрения Совета директоров.

Первый заместитель Генерального директора. Для правовой практики существенно, что обычно это лицо отвечает за контроль над текущей деятельностью общества, обеспечивая должное выполнение обществом обязательств перед клиентами, поставщиками, сотрудниками и акционерами. Он отвечает за подготовку информации о деятельности общества для ежемесячных, ежеквартальных и годовых отчетов, а также за руководство программами обучения технического персонала и за их осуществление.

Директор по финансам (финансовый директор или главный бухгалтер). Обычно это лицо несет ответственность за бухгалтерский учет и финансовые операции общества. Он контролирует работу бухгалтерии общества и отвечает за получение и выплату всех денежных средств, подготовку финансовой части бизнес-планов или периодических отчетов, подготовку и представление налоговых деклараций, контроль за исполнением контрактов и контроль за использованием товарно-материальных запасов. В акционерных обществах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, данное лицо также отвечает за валютные операции и страхование от потерь, связанных с изменением курса валют. Директор по финансам, также как и Генеральный директор, обычно является должностным лицом, несущим материальную ответственность за деятельность общества.

Секретарь общества. Это лицо подготавливает и подписывает протоколы заседаний Совета директоров и собраний акционеров и ведет книгу протоколов общества. Он следит за тем, чтобы в соответствии с требованиями законодательства рассылались письменные уведомления (директорам и акционерам, третьим сторонам, представителям государственных органов и т. д.), отвечает за реестр акционеров общества и ведение прочих записей, обеспечивает должное ведение и/или представление обществом в соответствующие органы отчетов, ведомостей, заявок и других документов в соответствии с положениями действующего законодательства.

Главный юрист: следит за соблюдением акционерным обществом всех действующих законов и положений, касающихся его деятельности. Он разрабатывает правила внутреннего распорядка общества, касающиеся его текущей деятельности, которые должны соблюдаться членами Совета директоров, должностными лицами и сотрудниками общества, следит за их соблюдением, проверяет корректность и соответствие юридическим нормам всех документов, представляемых обществом, Советом директоров, общим собранием акционеров и Правлением, которые подлежат распространению среди акционеров, сотрудников, а также представлению широкой общественности и в государственные органы, а также контролирует проведение переговоров по заключению коммерческих сделок с имуществом.

Директора основных филиалов (и дочерних предприятий). Каждый из этих должностных лиц несет ту же ответственность в отношении подразделения, которое он возглавляет, что и Генеральный директор в отношении всего общества. Директор филиала также отвечает за соблюдение подразделением порядка, установленного директором по финансам, секретарем и главным юристом общества, и взаимодействует с названными должностными лицами для соблюдения этого порядка.

3. Как подбирать кандидатов в члены Правления?

На практике на каждую из указанных должностей в Правлении общества Совет директоров обычно выбирает лиц либо из числа работников общества, либо со стороны, однако все кандидаты должны иметь следующие качества:

à обладать необходимым образованием, знаниями и опытом для выполнения обязанностей, соответствующих должности, на которую выдвигается кандидат;

à обладать необходимыми личными качествами, позволяющими им эффективно взаимодействовать и сотрудничать с другими членами Правления;

à обладать глубоким знанием той отрасли, к которой принадлежит общество, а также специальными знаниями, необходимыми для выполнения своих обязанностей.

Подчеркнем еще раз, что нынешняя стадия приватизации и акционирования обострила потребность отечественной экономики и права в изучении и творческом применении зарубежного опыта, а также первого современного российского опыта различных акционерных обществ.

Зарубежные авторы и специалисты отмечают, как особенности корпоративного управления влияют на экономику, так и состояние экономики влияет на характер корпоративного управления. Эта взаимосвязь, в частности, особенно четко ощущается в переходной экономике стран Центральной и Восточной Европы.

На наш взгляд, ни одна из научных проблем, касающихся акционирования и правового регулирования, до сей поры пребывавших в полном забвении, не занимает в последнее время столь значительного места в сознании как академических кругов, так и политиков. Все они столкнулись с фактом полного отсутствия каких бы то ни было систем корпоративного управления в странах Центральной и Восточной Европы, и нет никого, кто мог бы предложить универсальный рецепт для выхода из создавшегося положения.

Поэтому не случайно исследователи разных стран делают попытку определить, что есть корпоративное управление, описать формы корпоративного управления в разных странах, а также высказать свои предложения по поводу того, какие из этих форм могут быть приемлемы для стран Центральной и Восточной Европы. Как правило, главной является мысль об отсутствии единой модели корпоративного управления в странах с рыночной экономикой. Кроме того, переход стран данного региона от систем командной экономики к рыночной, как показала практика, не происходит по единому образцу. Существует целый набор различных моделей корпоративного управления, из которого можно выбрать наиболее соответствующие.

Так, например, характеризуя суть и своеобразие корпоративного управления, Колин Мейер подчеркивает, что система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой компания представляет и защищает интересы своих инвесторов. Данная система может включать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства. Тип применяемой модели зависит от структуры компании, существующей в рамках рыночной экономики, и отражает сам факт разделения функций владения и управления современной корпорацией.

Корпоративная форма бизнеса – явление сравнительно новое, которое возникло как ответ на определенные требования времени.

Говоря юридическим языком, корпорация есть организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности. Наиболее привлекательными для инвесторов являются четыре характеристики корпоративной формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица, ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов, возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованное управление.

Основываясь на международном опыте, можно утверждать, что главная функция корпоративного управления – обеспечить работу компании в интересах акционеров, предоставивших компании финансовые ресурсы. Хотя данное положение и представляется достаточно простым, оно скрывает в себе целый ряд сложных и важных вопросов акционерного права и корпоративного управления.

В самом деле, если корпорацию составляют разные по типу группы акционеров (крупные и мелкие, держатели обычных и привилегированных акций), то должны ли быть отдельно представлены и права этих групп?

Или другой пример. Финансирование деятельности корпораций осуществляется как за счет внешнего долга, так и за счет акционерного капитала, что предполагает различия интересов кредиторов компании и владельцев акционерного капитала. В связи с этим: должны ли быть представлены в системе корпоративного управления обе эти категории?

Наконец, акционерный и заемный капитал представляют лишь один из типов инвестиций, а именно финансовый капитал. В то же время другие участники деятельности компании инвестируют другие формы капитала, например, работающие по найму сотрудники вкладывают "человеческий капитал". Должна ли система управления корпорацией учитывать интересы и данной группы инвесторов?

Проведенный нами анализ показывает, что это непростые вопросы, и в разных странах существуют свои подходы к их решению.

Поиском ответов на такого рода вопросы, практическим решением повседневных, текущих и долгосрочных проблем корпоративного управления заняты и руководители, и акционеры корпоративных объединений у нас в стране.

По нашему мнению, в настоящее время созданы необходимые юридические (правовые) предпосылки для нахождения ответов на эти вопросы. Проблема состоит в том, чтобы научиться эффективно применять предлагаемые решения, а это требует вдумчивого программирования (организации) такой работы.

Например, проанализируем принципиальный вопрос о строгом правовом очерчивании рамок и условий деятельности всех субъектов акционерной деятельности.

На наш взгляд, здраво и со знанием дела об этом позволяет судить выразительный и представительный перечень существующих в настоящее время типовых учредительных внутренних, то есть внутрифирменных, документов акционерного общества. В их разработке непосредственное участие принимал один из авторов монографии. Вот что они представляют собой:

à Устав открытого акционерного общества;

à Положение об общемсобрании акционеров;

à Положение о Совете директоров;

à Положение о Генеральном директоре;

à Положение о ревизионнойкомиссии;

à Положение о счетнойкомиссии;

à Положение о выплате дивидендов;

à Положение о филиале акционерного общества;

à Положение о ликвидационной комиссии.

В данный момент, мы не видим необходимости в том, чтобы в деталях раскрывать содержание, правовой контекст отправных, исходных для акционерных обществ документов этого рода. Они уже действуют в России и специалистам хорошо известны. Эти документы создали необходимые условия для приведения в действие потенциала творчества и деловой активности акционеров и дали мощный организационный импульс для приведения в движение всего обширного комплекса акционерных обществ в России.

При всех нынешних трудностях экономического рода в различных регионах рано или поздно корпорации и акционерные общества начнут приносить все более ощутимый вклад и перемены в нашу жизнь. И это уже результат не только важной регулирующей роли законодательства и права, но и собственно корпоративной деятельности акционерных обществ, миллионов акционеров и избранныхими управляющих лиц, органов и структур.

Надо лишь уметь вовремя вносить соответствующие изменения в законодательство, в действующие нормативные акты. Но это и очевидное, и в тоже время самое трудное занятие.

Оценивая суть, место и роль корпоративного управления в деятельности многих современных акционерных обществ, конечно, следует подчеркнуть его слагаемые, механизмы и отметить роль менеджеров, непосредственно осуществляющих функциональные обязанности, связанные с управлением акционерных обществ.

В данном разрезе представляют значительный интерес суждения специалистов в этой области:

В странах с рыночной экономикой проблема обеспечения деятельности менеджеров по управлению предприятием в интересах владельцев или акционеров называется проблемой корпоративного управления. Существует несколько механизмов решения проблемы корпоративного управления. Кним, в частности, относятся нормы корпоративного права, определяющие роль, полномочия и ответственность тех, кому поручено руководство деятельностью корпораций. В качестве контрольного механизма выступают также товарные рынки: тая в себе постоянную угрозу банкротства для плохо работающих компаний, они заставляют менеджеров работать лучше и эффективнее.

Еще один механизм – финансовые рынки, которые предоставляют возможность владельцам, разочарованным в деятельности своей корпорации, изъять свою долю из ее капитала. Угроза массового "исхода" тех, кто предоставляет корпорации капитал, ложится существенным бременем на менеджеров, так как в этом случае им трудно будет найти новые средства. "Исход" владельцев корпорации также способен активизировать рынок корпоративного контроля, в рамках которого плохо управляемая корпорация может перейти в руки инвесторов, желающих полностью реализовать ее потенциал.

В. В. Бандурин с коллегами по существу рассматривают только один аспект корпоративного управления – менеджмент технологически связанных производств. Другие аспекты корпоративного управления по выполнению, в том числе, надзорных и контрольных внешних и внутренних функций выборных органов за менеджментомими не анализируются.

Но для нас важно, что это одно из пока очень немногих изданий, которое предметно, со знанием дела ставит и освещает вопросы корпоративного управления и тем самым подает пример, как надо формировать в отечественной науке юридические и экономические представления о широком круге проблем корпоративного управления наших дней, их содержании, специфике, иерархии, путях и методах их разносторонней объективной оценки и продуктивного решения.

Как нам представляется, акционеры, демократически управлявшие своими корпоративными объединениями, их уполномоченные – соответствующие директора, а также и персонал, нанятый для реализации функций управления, а, в конечном счете, для обеспечения дивидендов по акциям и прогноза, упреждения, недопущения банкротства – имеют дело с большим комплексом как повседневных, так и долгосрочных проблем и дел, ждущих своих правовых решений.

Специфика таких проблем связана с соответствующей областью деятельности – производством, торговлей, банковским делом, а далее – с конкретной отраслью экономики, где действует та или иная корпорация.

Это, естественно, определяет специфику деятельности. Но есть и более широкий круг правовых вопросов, которые непременно возникают перед любым корпоративным объединением. В их числе:

à терпеливое правозаконное формирование, обеспечение безусловно позитивных результатов деятельности, получения прибылей;

à выявление, учет и использование деловых и творческих возможностей и контактов акционеров, реализация их замыслов, предложений, планов, удовлетворение их потребностей;

à обеспечение нормальных взаимоотношений с центральными и местными властями, деловых связей с их разнообразными органами, учреждениями и представителями;

à законопослушное, умелое взаимодействие с налоговыми службами, что буквально с каждым годом (особенно в 1999 г.) становится все более острой темой;

à организация продуктивной, полезной информации (ее заказ, поиск, получение, накопление, обработка, учет, анализ, сокрытие или предание огласке, использование, вплоть до выходов в Интернет);

à целенаправленная постановка рекламы;

à формирование имиджа корпорации, его участников и руководителей;

à правовая подготовка акционеров, а в меру необходимости и дозированная психологическая, педагогическая, социологическая подготовка;

à предупреждение и исключение злоупотреблений, обеспечение для корпорации гарантий и условий неучастия в теневой экономике, недопущение явлений криминализации своей деятельности.

Перечень определяющей корпоративной управленческой проблематики такого рода можно детализировать, конкретизировать, увенчивать многочисленными практическими примерами, данными, фактами от Калининграда до Владивостока и Камчатки, но это уже выходит за те рамки, которые очерчены нами для анализа, и должны быть предметом другого правового материала.

Как показывает анализ, изучение данной проблемы применительно к каждому участку деятельности акционерных обществ и корпоративного управления ими позволяет говорить о таких существенных слагаемых, знать которые необходимо как самим акционерам, так и избранным ими руководителям:

à оценка ситуации, обстановки;

à выработка целей (их совокупности и иерархии);

à планирование действий, с определением их масштабов, приемов, методов, используемых сил, средств;

à взаимодействие с партнерами;

à наращивание конкурентоспособности корпорации и его проекции;

à проверка и оценка работы (результатов);

à корректирующие меры;

à упреждение (недопущение) банкротства.

В грамотной реализации этих слагаемых заключается путь к повышению эффективности корпоративной деятельности и увеличению сроков существования конкретных объединений, повышению их авторитета, признанию, более того к превращению некоторых из них (обычно наиболее могущественных) в объект гордости акционеров, а затем и граждан региона и, более того, к превращению таких корпораций в предмет общенациональной гордости. Ведь обстоят же так дела в США, Англии, Германии, Бельгии, Голландии и других странах. Неужели России и российским корпоративным объединениям – акционерным обществам уготована участь тащиться в хвосте процесса реформирования экономики?

Но для этого мало создать акционерное общество даже в очень выгодных и благоприятных условиях и среде. Главное – очень мудро, осмотрительно, расчетливо, заинтересованно, а когда надо, то и хитро, управлять этим обществом, не выходя за рамки правового поля.

В каждом из 89 субъектов РФ сегодня можно найти акционерные общества, которые вполне можно поставить в пример, и которым, на наш взгляд, органы власти должны содействовать в их многотрудной деятельности. И, конечно же, их нельзя душить налоговым бременем, нельзя через печать и другие СМИ травить, нельзя дискредитировать их директоров и т. д. Хотя тому можно найти немало примеров.

Поэтому такая ситуация не согласуется не только с цивилизованными актами права, но даже и с признанными нормами общечеловеческой морали.

На наш взгляд, именно за акционерными обществами, за вырастающими из их числа и сосуществующими с ними корпорациями: концернами, холдингами, ФПГ – будущее отечественной экономики. Вот почему особую ценность имеют принятые и совершенствуемые правовые акты в этой области нашей жизни, а также эффективное корпоративное управление.

В этом плане принятие Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона "Об акционерных обществах" было многоплановой юридической акцией, имеющей долгосрочное позитивное значение.

Эти акты в целом подтвердили верность избранного курса реформ. Причем, положительно оценив нормативные документы первой поры (1990-1991 гг.), произошедшая закономерная отмена не дискредитировала их значения и выполненной роли, а сделала назревшие новые, более обдуманные правовые шаги в направлении, открытом с начала девяностых годов. Новые документы внесли в процесс социально-экономической и правовой эволюции нужные, требующие уточнения и правки положения и продолжили взятый экономический, социальный и правовой курс.

Интегрированный комплекс государственных законодательных актов России, дополняемых в практике назревшими эффективными и дальновидными мерами корпоративного управления служат сегодня залогом и гарантом выхода общества изкризиса, его подъема на очередные социальные, экономические, правовые и собственно гуманитарные высоты, достойные современного могучего, демократического и стабильного государства, каким должна стать Россия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: