В конце концов люди — это просто более ценная порода медуз, и многие их «произвольные» действия и реакции являются результатом свободной воли в той же мере, что и у низших животных, от которых они происходят. У таких видов, как, например, колюшки, «природные игры» являются инстинктивными реакциями, почти полностью программируемыми генами. По мере того как мы поднимаемся выше, к тюленям и бабуинам, игры все более становятся следствием научения, подражания и опыта. Психологические или трансакционные игры людей в значительной степени программируются родителями, но это программирование в той же мере определяет их, в какой генное программирование определяет поведение курицы. Человек — самое свободное из животных, но жизненный скрипт и связанные с ним игры делают его жертвой чудовищной шутки, которую играют с ним неотвратимые силы эволюции. Независимо от наших стремлений и наших иллюзий по поводу сознавания себя, мы не лучше поэта, марширующего с закрытыми глазами и протянутыми руками к радуге и случайно поскользнувшегося на банановой шкурке или на чем-то похуже того.
Давайте проанализируем «Куриную Игру» и «Игру Колюшки». В обоих случаях имеет место приманка, которая для играющего выглядит как одно, а на самом деле «предназначена» для чего-то другого. Яйца существуют для того, чтобы из них вывелись цыплята. Но курица, которую беспокоит пылающая грудь, садится на них потому, что они прохладны. И в качестве расплаты за удовольствие, которое она получает по мере охлаждения, оказывается выводок цыплят.
Самец колюшки, для которого собственное потомство нередко является пищей, добросовестно заботится об икринках и мальках, как раз до крайности нуждающихся в этом. Но в тот момент, когда подросшие мальки начинают интересовать его в качестве добычи, они оказываются способными уплыть от него, спасаясь бегством.
В «Игре Тюленей» слабостью «паши» является территория. Самка же, вместо того, чтобы выказывать ему свою благосклонность за охрану ранчо, использует эту. возможность, чтобы заниматься своим делом — школой молодняка, и, как мы видели выше, поразвлечься с другими своими претендентами.
В «Игре Бабуинов» слабость «паши» — ревность. Самка играет на этом, делая как раз то, что он пытается предотвратить.
Так возникает паттерн игры. Имеется приманка, которая обладает привлекательностью, но реально служит совсем другим целям. Приманка цепляет играющего за его слабость, и после того, как жертва реагирует, происходит как бы переключение. «Реальная цель» обнаруживается и приводит к неожиданной развязке. Для курицы, колюшки и обезьяны трюк Природы точно следует плану; у тюленя это несколько свободнее, но все элементы присутствуют. Людям остается очистить этот паттерн до способа жизни и разработать бесчисленные вариации.
В трансакционных играх то, что привлекает, что кажется одним, а на самом деле предназначено для другого, называется «приманкой». Слабость или потребность другого игрока, которая заставляет его реагировать на приманку, называется «слабиной» Неожиданный конец называется «переключением». Таким образом, формула всех трансакционных игр такова:
Приманка + Слабинка = Реакция — Переключение — Расплата.
В качестве примера рассмотрим следующую последовательность трансакций между женщиной и ее врачом, похожую на игру, называемую «Насилие!»
Джудит: Вы думаете я поправлюсь?
Врач: Я полагаю, да.
Джудит: Почему вы думаете, что все знаете?
Ясно, что вопрос Джудит был обманом, и д-р К. попался на приманку. Чтобы лучше понять, что в действительности произошло, мы можем перевести это в язык игр, который мы называем «марсианским»:
Джудит (говорит, как беспомощный маленький Ребенок): Помоги мне, о Великий!
Д-р К. (говорит, как могущественный Родитель): Я, Великий, могу помочь тебе.
Джудит (говорит, как нахальный Ребенок): Да брось ты, задавала!
Спаситель
Преследователь
Жертва
Этот марсианский перевод показывает, что приманка — «Помоги мне, о Великий». Джудит, очевидно, льстит доктору, прося о помощи, в действительности же у нее иные намерения. На приманку попадается Слабинка доктора — заискивающее чувство силы. Он отвечает соответственно. В тот момент Джудит поворачивает переключатель, и оба получают свою расплату. Джудит чувствует себя самоуверенной (нахальной), что ей нравится, а опрометчивый доктор чувствует себя подавленным, что ему также нравится по особым причинам. Формула сработала: Приманка + Слабинка = Реакция — Переключение — Расплата. Расплаты также показывают, что Джудит играет Задиру, а Доктор играет дополнительную игру «Я только стараюсь вам помочь»12. Джудит затащила его в ловушку, так что вместо благодарности за добрые намерения он «срезан», что является стандартной расплатой в этой игре.
Прежде чем пойти дальше, рассмотрим, что может быть «не игрой». Ведь легче понять, что такое кошка, если мы понимаем, что ею не является. Некоторые думают, что любая последовательность трансакций, которая повторяется снова и снова, — это игра, однако это не так. Есть много последовательностей, которые не являются играми, независимо от частоты их повторений, потому что они не соответствуют формуле. Рассмотрим следующий пример:
Пациентка: Вы думаете, я поправлюсь когда-нибудь?
Терапевт: Да, я думаю.
Пациентка: Спасибо, приятно снова услышать это.
Это последовательность прямых трансакций, без приманок и без переключений. Вопрос пациентки значит именно то, о чем она спрашивает, и неважно, как часто она задает этот вопрос, чтобы приободриться, это не игра, поскольку здесь нет ни Приманки, ни Переключения.
Каждая игра — маленькая драма, и д-р Ст. Карпман нашел простой способ показать это (рис. 13).
Это называется «Драма-треугольник Карпмана». Схема показывает, как игра переключает каждого играющего из одной роли в другую, что является сущностью драмы как в реальной жизни, так и в театре. Схема основана на игре в «Алкоголика» с тремя основными ролями: Жертвы, Преследователя и Спасителя, которые здесь разыгрываются очень ясно. «Жертва алкоголизма» преследуется «дурными» людьми, но есть «добрые» люди, которые пытаются спасти алкоголика. Алкоголик все время удерживает инициативу, поскольку он может превратить свою ворчащую, преследующую его жену в жертву, накинувшись на нее с побоями, или он может бросить вызов своим спасителям, превращая их в преследователей. Треугольники на рис. 14 показывают переключения, как они происходят (А) между самцом колюшки и его потомством; (В) между бабуином-хозяином и его заблудшей женой и (С) между Джудит и д-ром К.
На рис. 14 А самец-колюшка начинает как голодный защитник-каннибал или спасатель своих мальков как потенциальных жертв. После переключения они «преследуют» его тем, что уплывают, оставив его голодной жертвой своей проделки.
На рис. 14 Б бабуин-паша начинает как спаситель своей «преследуемой» жены, а кончает как жертва ее двуличности.
Рис., 14 С переводится на «марсианский» следующим образом:
Джудит (говорит как жертва эмоционального беспокойства): Спасите меня!
Д-р К. (говорит как спаситель): Я тебя спасу.
Джудит (принимая роль преследователя): Умник нашелся!
Джудит теперь оказывается победительницей. Она переключается из жертвы в преследовательницу, а он — из спасителя в жертву. Джудит делает с ним примерно то, что сделала женщина по имени Юдифь, в честь которой она как раз и названа, с Олоферном две с половиной тысячи лет назад, т.е. отрезает ему голову, по крайней мере фигурально.
НЕКОТОРЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Сексуальные игры — это упражнения в сексуальном привлечении, эксплуатации соответствующих органов и оргазма, описанные в главе 3. Назовем двух игроков Зеленым и Коричневым. Приманка Зеленого в соблазнительности либо в недоступности. Слабинка Коричневого — либо сексуальное желание, либо потребность властвовать над людьми. Расплата может быть как «сухой», так и «влажной». Во «влажных» играх расплатой является оргазм (в конце концов), которому предшествует различная нечестность и неискренность и за которым следует множество смешанных чувств с обеих сторон. В «сухих» играх Зеленый получает плату в виде ощущения победы, а Коричневый — в виде фрустрации и реакции на нее.
Почти все игры для двоих — это вариации на тему «Насилие!», а большая часть игр для троих напоминает «Доставим Матушке Неприятность».
«Насилие!» чаще всего разыгрывается женщинами. Эта игра соответствует формуле: Приманка — соблазнительное поведение, Слабинка — желание секса или власти. Слабинка мужчины попадается на Приманку женщины, и он дает Реакцию, которая состоит в том, что он выступает с предложением. Тогда женщина поворачивает переключатель, говоря «Да, но...», после чего оба получают свою расплату.
«Насилие!», как и все игры, может играться в трех степенях жесткости, каждый со своим типом переключения и расплаты. Первая степень — «сухая» игра, флирт, в котором переключателем является «Да, но мы оба знаем, что дальше этого дело не пойдет — по крайней мере пока». Расплата — обоюдные добрые чувства, и, возможно, надежда с одной стороны или с обеих.
Вторая степень игры «Насилие!» называется «Катись отсюда». Переключатель — «Да, но я не такая девушка, хоть и завела тебя дальше, чем предполагалось». Расплата для женщины — удовлетворение ее недоброжелательства, для мужчины — чувств отверженности и подавленности. В этом случае мужчина играет дополняющую игру «Дай Мне Пинка». Обычно это «сухая» игра; в случае «влажной» игры мужчина расплачивается за полученное более сильным пинком.
Третья степень игры «Насилие!» — ложный крик об изнасиловании. Переключатель — «Да, но так или иначе я назову это насилием». Расплата женщины — оправдание, равно как и удовлетворение злости и недоброжелательности. Мужчина же, может быть, рискует всей карьерой и даже жизнью. Игра может быть «сухой» или «влажной», в зависимости от того, насколько женщина сексуальна или сдержанна.
Расплата в игре может быть не только удовольствием или страданием в момент окончания игры; она может быть отложена для будущего употребления, как талоны бакалейного магазина. Говоря на этом языке, каждый скрипт располагает своей книжкой для хранения талонов, которые не могут быть превращены в наличные, пока все места в книжке не будут заполнены. Вот, например, как работает «Насилие!» второй степени.
«Экзистенциальная» задача игры — доказать, что все мужчины плохи. Женщина в действительности говорит: «Убирайся, парень (ты также нехорош, как все)». Ее расплата заключается не только в удовлетворении от дискомфорта мужчины, но также и в том, что она дорисовывает свою картину образом еще одного негодяя. Когда ее книжка полна такими картинками, она может предъявить ее для «Скриптовой Расплаты». Это может быть самоубийство, преднамеренное убийство, разрешение на алкоголизм или лесбиянство — то, чего требует ее скрипт. Мужчина же, играющий «Дай Мне Пинка», добавляет еще один удар в свою книжечку записи ударов. Когда она заполнена, он может предъявить ее для своей «Скриптовой Расплаты». Это тоже может быть, например, самоубийство в соответствии с инструкцией матери: «Я люблю тебя, но когда-нибудь ты плохо кончишь», что в действительности значит: «Я люблю тебя, но чтоб ты сдох!»
Более мягко игры «Насилие!» могут быть разыграны как «Посмотри, что ты заставил меня сделать (Ты заставил меня потерять девственность, Из-за тебя я забеременела, Я не хотела, а ты меня изнасиловал)». Это полезно при ухаживании или браке как дополнительный рычаг для воздействия на мужчину. Другая форма — Игрушечное Ружье, которую разыгрывают люди взрослые, но в действительности являющиеся не по летам развитыми детьми. Некоторые лозунги этой игры таковы: «Я не могу этого перенести», «Я на самом деле не хотела», «Я не была готова», «Тебе не следовало пользоваться случаем». Игрушечное Ружье имеет место тогда, когда игрок говорит «на самом деле не...», что означает, что ружье не было настоящим, или пользуется сослагательным наклонением: «Тебе не следовало бы...», что означает «Ты должен был знать, что это было не на самом деле...» Первоначальная, не сексуальная форма Игрушечного Ружья разыгрывается попавшимся мошенником. Его обвиняют в преступлении, а он отвечает: «Я не виноват, это вы виноваты, вы были так глупы, что приняли пистолет за настоящий». Это классическое переключение по треугольнику: «Я мог выглядеть как вооруженный преследователь, а вы — как жертва, но в действительности все наоборот: я — жертва вашей глупости». Один из величайших примеров сексуального Игрушечного Ружья — «Jude de Obscuze» Томаса Хардк, где герой говорит: «На самом деле я не имел этого в виду», но девчонка кричит: «Насилие!», так что он не может улизнуть.
Мужчины могут также разыгрывать «Насилие!» с лозунгами вроде «Ты отрываешь меня от работы», «Ты истощаешь меня», «Я пошел на это только потому, что напился» или «Почему ты мне не сказала, что забыла принять таблетку?»
Все это игры «Да, но...», поскольку каждый лозунг содержит эту формулу, явно или неявно. Есть также «Насилие!» типа «Если бы только». В играх «Да, но...» приемом является сопротивление. Здесь есть либо предварительный отказ, либо прерывание во время, либо аргумент после, в каждом случае подразумевающий, что женщина (или мужчина) нечестно соблазняема (соблазняем), или была соблазняема (был соблазняем), или изнасилована (что обычно бывает справедливо относительно внешней формы проявлений) и переживает по этому поводу.
В играх «Если бы только» с лозунгом «Если уж изнасилование неизбежно, дай этому произойти и постарайся получить удовольствие», игрок, наоборот, поддается, сохраняя за собой по-прежнему право прервать, отказаться или жаловаться, но в данном случае пассивно, а не активно.
Таким образом, игры «Да, но...» воинственны и полны выяснения отношений. Игры же «Если бы только» — тоскливые, ноющие и жалующиеся. Игра «Да, но...» утверждает «Это должно быть иначе» и в крайнем случае кончается абортом. «Если бы только» говорит «Хорошо бы, если бы это было иначе» и кончается хныканьем («Если бы только ты был более внимателен, я бы не забеременела»).
«Да, но...» использует то, что в грамматике называется повелительным наклонением, «Если бы только» — сослагательным. У нас на Западном Побережье некоторые называют выражения вроде «На самом деле не...», «Я (ты) не должна была бы», «Мне (тебе) не следовало бы...» и «Я кажусь преследователем, на самом же деле я — жертва» — «Берклеево сослагательное». Но везде есть люди, игры которых основаны на этом, их нетрудно найти на различных сборищах.
«Дверца холодильника» и «Записная книжка» — игры прерываемого акта — могут разыгрываться как «Да, но...» и как «Если бы только». «Да, но я должна прервать это изнасилование, чтобы проверить холодильник, газовый кран, сушилку» или «Если бы только мои записи были закончены, я бы изнасиловал тебя со спокойной совестью». «Звонок Телефона» — пассивная форма,: «Звонит телефон, слава богу, так что я должен прервать это изнасилование и поднять трубку». Эта игра тоже может быть «Да, но...» или «Если бы только»: «Да, но звонит телефон» или «Если бы только мама позвонила прямо сейчас» (Он: «Как это твоя мама так точно знает, когда позвонить?» Она: «Как это ты всегда начинаешь именно в то время, когда мама обычно звонит?»)
Эти игры разыгрываются людьми, которые боятся интимности либо вообще, либо друг с другом. Это способ сближения и осуществления значимых трансакций, но без той близости, которой требует интимность. Таким образом, сексуальные игры могут быть как препятствием к любви, так и шагом на пути к ней — своего рода пробный полигон. Для людей, которые оставили надежду полюбить или быть любимыми, они могут стать самоцелью. Об этом мы поговорим в следующем разделе.
«Насилие!» третьей степени разыгрывается большей частью такими потерявшими надежду людьми. В действительности это игра для троих, в которой женщина пытается заставить мужчину пожалеть о случившемся, рассказывая об этом третьему: матери, отцу, юристу, врачу или полиции. Это противоположно действительному изнасилованию, в котором, наоборот, о случившемся должна сожалеть женщина и уж во всяком случае не испытывать, вопреки всему, удовольствия (ситуация, вызывающая наибольший страх). Но в такой игре можно не слишком беспокоиться о женщине. Для мужчины она только предмет удовольствия, а когда оно достигнуто, мужчина переключается на другую игру — «Полицейские и Воры». Если женщина почему-либо не пожалуется, мужчина может сам послать анонимное письмо или сделать анонимный звонок, чтобы навести полицию на след и устроить погоню. В лучшем случае он может даже написать об этом книгу, что является самым большим удовольствием из всех: разыгрывание «Полицейских и Воров» с критиками и философами и насилование девственных умов. «Как насиловать ради принципа и ради выгоды» — такая книга на рынке могла бы превзойти успех маркиза де Сада.
Одна из наиболее интересных форм игры «Насилие!» — «Весьма Сожалею». Она является также одной из наиболее трагических, поскольку включает нескольких людей и часто — детей. Мистер Райт говорит миссис Лефт: «Если ты получишь развод, я женюсь на тебе». Миссис Лефт получает развод, и мистер Рант говорит: «Извини, я передумал», оставляя миссис Лефт и без супруга, и без любовника. Противоположностью является игра «Еще не готова», типичный лозунг, который звучит так — «Я разведусь, когда дети вырастут, а пока пусть все будет так, как есть».
В действительности «Весьма сожалею» и «Еще не готова» — игры для троих или четверых, поскольку супруги играющих обычно хорошо знают, что происходит. Вот пример.
М-р Райт, разведенный, обещал миссис Лефт, что он женится на ней, если она получит развод. Миссис Лефт развелась, но мистер Райт сказал «Весьма сожалею» и вскоре вновь женился на своей прежней жене. Тем временем м-р Лефт, будучи свободным, смог жениться на своей давней приятельнице. Миссис Лефт, которая вообще не любила мужчин, получила возможность жить своей жизнью. Все четыре участника извлекли из ситуации максимум возможного: м-р Лефт и его бывшая жена много жаловались друг на друга и на м-ра Райта, а м-р и миссис Райт за извинениями, смущениями и чувством вины прятали удовольствие по поводу того, что они надули Лефтов (таким образом, Райты играли вариант «Давай Надуем Джо» (ДНД), Джо в данном случае — м-р Лефт).
Среди прочных пар нередко встречаются такие, которые играют в игру «Еще Не Готова».
М-р Уайт обещал развестись и жениться на миссис Блэк, как только его дети вырастут. Она ответила, что готова оставить своего мужа по первому желанию м-ра Уайта. Но как только последний сын м-ра Уайта отправился в колледж, миссис Уайт тяжело заболела артритом. Разумеется, м-р Уайт не смог ее оставить, так что интрига с миссис Блэк продолжалась на прежних основаниях. Миссис Уайт знала, с какой стороны намазан маслом ее кусок хлеба. Однако, по несчастью, она погибла в автомобильной катастрофе. Теперь м-р Уайт был готов осуществить свой проект с миссис Блэк. Но прямо на следующей неделе м-р Блэк впервые за пять лет пошел на осмотр к врачу и у него обнаружился диабет. Совесть не позволила миссис Блэк развестись. Она осталась с ним и порвала с Уайтом.
В таких играх, с их почти неизбежными «совпадениями», есть мрачный и трагический юмор, но, как мы уже видели, сама Природа обладает чувством юмора и устраивает «Куриную Игру», «Игру Колюшки», «Игру Тюленей» и «Игру Бабуинов» и много других, столь же невероятных в своем совершенстве.
Как было сказано в начале этого раздела, сексуальные игры для троих следуют обычно паттерну «Доставим Матушке Неприятность». В наиболее отвратительной. форме он описан в «Философии спальни» де Сада, где речь идет о несчастной матери, дорожившей невинностью своей дочери. Сначала распутная компания посвящает дочь во все возможные сексуальные извращения, среди которых ее потерянная девственность кажется пустяком. Затем отец дает разрешение унижать и мучить мать, причем главная роль во всем этом отводится дочери. В ответ на крики и мольбы матери ей объясняют, что она должна страдать за то, что пыталась помешать дочери испытать сексуальное удовольствие, и требуют доказательств ее нынешнего раскаяния и отсутствия прежних намерений.
В более обычной форме дочь заставляет страдать мать из-за ее (дочери) беспорядочных сексуальных связей или случайной беременности, вызывая скандал с соседями и, наконец, попадая в колонию для несовершеннолетних. Парень служит здесь всего лишь средством, и девушка может оставить его сразу после того, как досадила матери. В том случае, если она не чувствует себя в состоянии провернуть все дело сама, на помощь может быть привлечен другой союзник. Тогда их отношения будут носить характер Связи. Он может быть, например, просто сводником или, для углубления ситуации, наркоманом, втягивающим ее в употребление наркотиков.
С возрастом появляются новые варианты игры — Доставим Неприятность Другу (Подружке), Доставим Неприятность Мужу (Жене) и т.п. В наши дни наиболее популярная версия — Доставим Неприятность Отделу Благосостояния, который, как известно, против секса, а также против жевательной резинки. Именно поэтому наиболее простой способ испортить ему жизнь — иметь многочисленные сексуальные связи, заканчивающиеся появлением незаконнорожденных детей, которых обязан содержать Государственный фонд. Если к этому добавить постоянное употребление жевательной резинки, то ваш успех в игре гарантирован.
«Доставим Кому-то Неприятность» (ДКН) срабатывает только в том случае, когда Петси — организация или человек, кому адресована неприятность, — функционируют в родительском эго-состоянии и сами играют в «Я Только Стараюсь Вам Помочь» или в «После Всего, Что Я Для Вас Сделал». В этих условиях, чем с большей лихостью играется ДКН, тем более Петси сходит с ума, а чем более Петси сходит с ума, тем больше удовлетворения испытывает игрок ДКН. Петси, как, впрочем, большинство людей в родительском эго-состоянии, пребывает в иллюзии, что чем больше он будет неистовствовать, тем скорее разрушит игру, а требуется как раз обратное, ибо чем больше он злится, тем больше удовольствия получают игроки ДКН. Если Петси разозлится окончательно, игроки могут почувствовать за собой право перейти к третьей стадии игры, т.е. позвать представителя закона, что обещает куда больше разнообразия, чем наблюдение за семейством обезьян. Однако если игра доходит до этого, веселье постепенно исчезает, а игроки погружаются в унылые бытовые дрязги.
Те, кто по разным причинам не может найти для себя партнеров, разыгрывают игры в одиночестве, как фантазии в собственном мозгу.
Есть много игр для троих, в которых третий игрок скрыт и жертва не подозревает о его существовании, полагая, что игра идет вдвоем. Так, мужчина, имея дело с женщиной легкого поведения, не знает, что эти отношения управляются неким тайным сводником, который учит женщину правилам игры и наблюдает за их исполнением. «Как Это Было» — аналогичная игра, в которой скрытым игроком является муж. Он провоцирует жену. на измену и позволяет ей переспать с другим мужчиной при условии, что она расскажет ему все подробности для назидания и развлечения. В худшем варианте игры муж требует, чтобы этим другим был непременно девственник.
«Это Был Хороший Малый» — в этой игре муж может даже тайком наблюдать саму сцену. Ситуация бывает обратной, то есть жена провоцирует мужа, сама сводит его с подругами или даже подбирает ему девочку в ресторане.
В третьей степени игры скрытый игрок неожиданно появляется на сцене. Если это профессионал, он может отобрать у жертвы деньги, попросту ограбить простачка или шантажировать его под личиной Рассерженного Мужа. В последнем случае это называется «Барсучья Игра». Она часто используется с гомосексуалистами, где третий обычно играет роль Подкупаемого Полисмена.
В домашнем варианте есть также немало возможностей для неожиданностей, когда спрятанный супруг решает, наконец, обнаружить себя. Нередко такие игры заканчиваются убийством, самоубийством или, в легком случае, разводом.
В игре «Кому Ты Нужен (Нужна)» жена находит любовника, чтобы заставить мужа ревновать, или наоборот. Иногда ни один из трех участников не знает истинной причины сложившейся ситуации, а иногда знают все трое, включая и соседей.
Бывает, что в тонкости игры посвящены только супруги, а любовник нет. В этом случае он — Петси. Однако немногие любовники так глупы.
В игре «Возьми Чужое» м-р Райт заводит интрижку с миссис Лефт не для того, чтобы вернуться к жене, а для того, чтобы доставить миссис Лефт неприятность; в то же время и миссис Лефт уступает м-ру Райту не для того, чтобы вернуться к мужу, а чтобы навредить м-ру Райту. В случае, если это соревновательная игра, а не стремление причинить Друг другу зло, она будет называться «У Меня Это Получается Лучше, Чем У Другого Парня, Не Так Ли?»
Все три игры — «Кому Ты Нужна», «Возьми Чужое» и «У Меня Это Получается Лучше» — имеют огромные возможности комбинирования для их участников, тем более что каждый из игроков может по желанию разыгрывать также и контригру.
«Сэндвич» — прямое действие на троих, а не игра. Каждому предлагается чувствовать себя хорошо, и никому — плохо. А вступает в половые отношения с В, затем В с С, затем С с А; таким образом, каждый находится в двух половых связях и одну наблюдает. Однако в «Картофельном сэндвичу» это превращается в надувательство: здесь А и В вступают в половую связь, С смотрит и ждет своей очереди, но эта очередь никогда не наступает, так что ей остается держать картофелину. Такие надувательства распространены в детских сексуальных играх. В «Покажи Мне Свое, а Я Тебе Свое», играемой вдвоем, А «показывает свое», а В — нет, или наоборот. В «Крысинофискально-картофельном сэндвиче», которой является игра на троих, С «переворачивает стол». А «показывает свое» и В «показывает свое», но когда очередь доходит до С, она бежит домой и рассказывает все маме. «Двойной картофельный» — игра для четверых. М-р Грин вступает в половые отношения с миссис Браун, лучшей подругой жены. Миссис Грин и м-р Браун тоже были бы не прочь переспать друг с другом, но первая пара устраивает так, что им это не удается, и они остаются при своих картофелинах.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ИГРАЮТ В ИГРЫ
Преимущества, связанные с играми, нигде не выявляются так определенно, как в сексуальных играх.
(1) Секс делает людей счастливыми прямым, непосредственным образом. Сексуальные игры удовлетворяют иные потребности, помимо секса или вместо секса: ненависть, злобу, гнев, страх, вину, стыд, смущение, стремление причинить вред, компенсировать собственную неадекватность или справиться с ощущением неполноценности и иные чувства, которыми некоторые люди вынуждены замещать любовь. Используя собственную сексуальность в качестве приманки, игроки удовлетворяют свои желания настолько, чтобы поддерживать в себе состояние относительного комфорта, следуя по дороге в одинокий Лозервилль (Город Неудачников). Это называется внутренними психологическими преимуществами игры: она снимает внутреннее напряжение и помогает человеку не рехнуться. Иногда, однако, напряжение становится столь сильным, что никакое количество подобных развлечений уже не в состоянии облегчить его. Де Сад, например, продолжал все сильнее и сильнее огорчать свою мать, пока не кончил в психиатрической лечебнице в Шарантоне, оставив на своем пути множество погубленных женщин, впрочем, к великому удовольствию Бодлера, Суинберна, Достоевского, Кафки и других, кто до сих пор его рекламирует.
(2) Вторая выгода, называемая внешней психологической, состоит в том, что игры позволяют избежать конфронтации, ответственности, привязанности, чего не доглядели, кстати, экзистенциалистские почитатели де Сада.
В «сухих» играх избегаются какие-либо встречи с полностью обнаженным телом и, соответственно, необходимость дальнейших действий, а также заодно и ответственность за привлечение, возбуждение, дефлорацию, оплодотворение и остальные последствия полового акта. «Влажные» игры кончаются соитием и, если посчастливится, оргазмом. Но поскольку это все-таки игры, то истинная привязанность к партнеру избегается.
(3) Удерживая людей от слишком большой близости ради их покоя, игры тем не менее сводят их достаточно тесно, чтобы они не скучали друг с другом, но, вместе с тем, не настолько, чтобы они могли стать всерьез преданными друг другу. На самом деле игры — это часть программы «пока». Предполагается, что это лишь прелюдия к настоящему, которое настанет тогда, когда появится тот человек. Но слишком часто тот человек — сын или дочь Санта Клауса, Принц Очарование, Снегурочка, которые не приходят никогда, а вместо них в конце концов приходит Смерть. Играми можно заниматься между прочим, это способ убить время при ожидании на остановке автобуса Судьбы, и они также близки к реальности, как ожидание на автобусной остановке—к купанию на тропическом рифе солнечным днем. Они создают возможность псевдоинтимной внутренней социализации в частной жизни, и это называют их внутренней социальной выгодой.
(4) Поскольку игры полны инцидентов и маленьких драм, иногда реальных, а иногда вымышленных, они дают пищу для разговоров, и это называется их внешней социальной выгодой.
(5) Сексуальные игры удовлетворяют «сенсорный голод», потребность признания и жажду событий. Для большинства людей они приносят большее удовлетворение, нежели затворничество или присутствие на вечеринках, хождение на службу или разговоры о гольфе. Они стимулируют метаболизм и работу желез внутренней секреции, усиливают кровообращение, предохраняют тело, ум и дух от высыхания.
«Влажные» игры делают это лучше, чем «сухие», поскольку они наполнены излучением и флюидами. Это укрепляющее действие называется биологической выгодой игр.
(6) Есть нечто, всегда соединенное с сексом. Это Бытие или Самость, ответ на вопрос «Кто я или что я такое» и затем «Что я здесь делаю?» Это экзистенциальные вопросы. Экзистенциальная выгода сексуальных игр состоит в том, что они в значительной степени помогают продвигаться в решении этих загадок, хотя и в гораздо меньшей степени, чем истинная интимность. Особенно полезны они для ответа на третий вопрос: «Кто такие все остальные?»
Каждый скрипт основан на этих трех вопросах. Родительское программирование обычно заранее задает правильный ответ. И дальше человеку, следующему своему скрипту, остается только получать подтверждения, что эти ответы для него верны.
В скрипте победителя резюме может звучать так: «Ты — принц, создан для того, чтобы одаривать других своим присутствием, а другие — это те, которые в тебе нуждаются». В сексуальных играх человек будет пытаться подтвердить это снова и снова — он действительно принц (или по крайней мере победитель в дерби) и другие (женщины) действительно его ценят. Наконец, убедившись, что все обстоит как надо, он может попытаться установить настоящую близость, в которой ему не потребуется уже доказывать что-либо.
Для неудачника ответы могут быть такими: «Ты — последняя шлюха и годишься только для того, чтобы всякие негодяи пользовались тобой при каждой возможности». В этом случае игра будет устроена как доказательство неизбежности своей пропащей жизни, даже если не хочется с этим примириться. Внутри этого сценария единственно возможная близость может состояться с сутенером или с женщиной подобной судьбы.
«Хороший» и «плохой» скрипт, как видно, работают одинаковым образом.
Игры удерживают людей в относительном благополучии или привычной беде, подтверждая Родительское программирование. И сексуальные игры тщательно планируются, с той же целью осуществляется поиск необходимых партнеров и расстановка их таким образом, чтобы это отвечало всем правилам.
ИЛЛЮЗИЯ АВТОНОМИИ
В одном из предыдущих разделов я старался показать, что дорога к свободе лежит через смех, и пока человек не научится этому, он будет оставаться порабощенным, либо служа своим хозяевам, либо борясь за службу новым хозяевам. Хозяева хорошо это знают, на то они и хозяева. Последнее, что они разрешат, — неподобающий смех. В демократических странах каждый колледж имеет свой юмористический журнал, но это считалось недопустимым, например, в нацистской Германии. Тирана нельзя победить силой, потому что, как известно, на месте одной отрубленной головы немедленно вырастает другая. Его можно уничтожить только смехом. Это хорошо знал Сун Цу, основывая свою науку о военной дисциплине.
Однажды он предложил самому императору отдавать как всегда свои приказания, но его наложницы при этом должны были весело посмеиваться. Сун Цу знал, что пока звучит смех, дисциплины не будет. Затем он резко оборвал веселье, на глазах у всех повесив двух из них. После этого остальные делали все, что бы им ни приказали, сосредоточенно и ожесточенно.
Кстати сказать, еще ни один юморист надолго не оказывался у государственной власти, он просто этого бы не вынес.
Человек рождается свободным, но одна из первых вещей, которой он научается, — делать то, что ему говорят, и он проводит остальную часть своей жизни, делая это. Так что его первое порабощение — порабощение родителями. Он прикован к их инструкциям на веки вечные, оставляя за собой лишь право выбрать иногда собственные методы и утешать себя иллюзией автономии. Если родители хотят воспитать в нем чувство неполноценности, им достаточно потребовать от него регулярной — и никакой иной — деятельности кишечника. Всю оставшуюся жизнь он будет стремиться выполнить их требования, хотя с самого начала они могли бы дать ему понять, что не предполагается, что ему это удастся. Таким образом он кончит прекрасным собранием неадекватностей и неполноценностей, чтобы предъявить их к оплате в соответствии с их инструкциями. Если он обладает чертами независимости, он может менять темы и геометрию своих усилий, но редко — их сущность. Он может переместить свои усилия с регулярной деятельности кишечника на грушеобразный оргазм, но можно не сомневаться в том, что он кончит чувством неполноценности. Если же он воспитан так, чтобы преуспевать, он будет преуспевать, используя те методы, которые есть в его распоряжении, чтобы проложить себе дорогу к тому, чего требует его судьба.
Чтобы вырваться из этих скриптовых программ, человек должен остановиться и подумать. Но для этого ему сначала необходимо отказаться от иллюзии своей автономии. Он должен осознать, что до сих пор не был свободным деятелем, каким он любил себя воображать, а скорее, как и его предки, оставался игрушкой в руках Судьбы. Мало кто имеет достаточно смелости и гибкости, чтобы обернуться и привести взглядом в замешательство обезьян за своей спиной, и чем старше становятся люди, тем жестче становятся их шеи.
Программирование начинается в таинственной глубине нашего организма, находящейся ниже того места, которое напоминает о былой связи с материнской утробой. Возьмите типичное приветствие сержанта новобранцам, истинный перевод которого более анатомичен, чем это может показаться: «Ваши души принадлежат матерям, но ваши зады — мне». Иными словами, это звучит так: «Tо, что внутри, принадлежит матери, а то, что снаружи, — Армии». Состояние тазовых органов почти любого человека зависит от взаимоотношений с матерью, и в этом смысле они действительно принадлежат ей. Если повезет, дело не пойдет дальше этого. В противном случае мать «контролирует» также желудок, мозги и т.д. Армии достаются лишь жалкие остатки; впрочем, все, что ей необходимо, — это крепкие мышцы. До тех пор, пока солдат исполняет приказы, остальное может представлять интерес только для Медицинского корпуса.
Основные инструкции в скрипте остаются неизменными; только методы и объекты могут меняться. «Будь верным своему лидеру», — говорит нацист-отец, и сын верен лидеру — фашистскому, христианскому или коммунистическому,, с одинаковым рвением. Священник читает свои проповеди ради спасения душ, а его дочь надеется спасти их, распевая фольклорные песни под гитару. Отец — дворник, сын становится врачом-паразитологом, так что каждый на свой лад вычищает отбросы, вызывающие болезни. Дочь сердобольной проститутки вырастает и становится няней, утешая обиженных более здоровым способом.
Эти сходства и различия соответствуют тому, что биологи называют генотипом и фенотипом. Все собаки имеют собачьи гены и не могут ничего предпринять, чтобы стать не собакой, а кем-то другим. Но каждая собака может быть собакой на свой собственный манер. Основные инструкции родителей подобны генам: дети не могут не следовать им, но каждый следует им по-своему. Это не означает, что братья и сестры будут похожи друг на друга, ибо все они могут получить — и так оно обычно и бывает — различные инструкции, поскольку в родительском скрипте каждый играет свою роль. Например, Золушка наделена инструкциями быть победительницей, в то время как ее сводные сестры воспитываются неудачницами, и все они следуют Родительскому программированию. Золушка, с ее милой и побеждающей натурой, находит собственный путь восхождения на вершину. И неважно, представляли ее родители это именно таким образом или другим, важно, что они хотели видеть ее Первой. Ее сводные сестры получили программу быть злыми и сварливыми, чтобы наверняка быть не нужными никому, кроме двух болванов, которым золушкин Принц велел на них жениться.
Эта свобода в выборе средств для достижения заранее предопределенной цели помогает поддерживать иллюзию свободы и независимости. Эту иллюзию нагляднее всего демонстрирует человек, мозг которого стимулируют с помощью введенного электрода. Если стимулируемый участок управляет правой рукой, человек поднимает руку, а на вопрос оператора, почему он поднял руку, отвечает, что ему так захотелось. То же самое происходит постоянно в повседневной жизни. Каждый человек следует Родительским инструкциям в основных ситуациях, но, имея возможность выбрать время и место, он сохраняет иллюзию, что свободно принимает собственные решения и что его поведение определяется только его волей. Оба эти аспекта заложены в нем. Заложено, что Родительские инструкции работают как электрод, и человек следует им почти автоматически, имея минимум возможности что-то решать самому. Заложено также и то, что он будет считать себя обладающим свободной волей. В действительности это возможно только в том случае, если он намертво забудет, что это — Родительские инструкции. В тот момент, когда он их вспомнит, у него появляется возможность осознать, что его чувства, поведение и реакции определяются именно ими. Только посредством такого понимания можно освободиться и принимать собственные решения.
Для некоторых людей, а на определенных уровнях — для всех, иллюзия автономии отсутствует, и человек вполне сознает, что его поведение определяется требованиями родителей в раннем возрасте. Таково, например, положение девственниц и фригидных женщин, которые вполне открыто утверждают, что таковыми им велели быть родители. В некотором смысле их положение лучше, чем у тех, кто притворяется, будто дело обстоит иначе. Исследование родительских наставлений началось с азартного игрока, который желал избавления от собственных неудач, но сказал терапевту: «Не говорите мне, чтобы я не играл. Это не поможет. Мне нужно разрешение не проигрывать». Он внезапно осознал, что проигрывал потому, что ему было так велено. И теперь он ждал новой команды — разрешения не выполнять инструкции, полученные в детстве.
Таким образом, разврат, садизм, гомосексуальность, промискуитет, сексуальные игры и другие биологически неудовлетворительные формы половой жизни в большинстве случаев программируются родителями. Но человек говорит: «Я поступаю так, потому что хочу». Это верно, но в другом смысле. Он делает это так, а не иначе, потому что он так инструктирован, и хочет выполнить инструкцию, так как боится наказания. Он превращает нужду в добродетель, утверждая свободную волю; это может одурачить Бодлера, но других не стоит обманывать. Если он вспомнит инструкции, то обнаружит вживленный в свой мозг электрод, и тогда он сможет отказаться и от родительского программирования, и от связанных с ним иллюзий и стать реально свободным.
Важно понять, что мы говорим о биологии, а не о молодежных движениях, которые в любом случае поддерживаются запрограммированными молодыми людьми. Родительское программирование — это не «вина» родителей, поскольку они лишь передают то, что сами получили от своих родителей. Они «виноваты» в этом не больше, чем в своем внешнем облике, который определяют гены, также полученные от предков. Но химизмы мозга, ответственные за скриптовое программирование, легче изменить, чем химизм генов, определяющих внешность. Следовательно, родители, которые желают лучшего своим детям, должны выяснить свои собственные скрипты и решить, стоит ли их передавать. Они должны найти способ изменить их и вместо лягушек, которыми являются сами, вырастить принцесс. Это нелегко сделать, намного труднее, чем постричь самого себя. Обычно для этого требуется помощь специалиста, но даже и ее порой недостаточно. Более же всего огорчает, что скрипты, переданные детям, они донесут до внуков. Это наследование скриптов — основание для старой поговорки «Чтобы получить леди, начинайте с бабушки». Это также объясняет, почему до сих пор не окончена Гражданская война и почему понадобится еще добрая сотня лет, чтобы сердитые, злые скрипты наших дней охладились до благопристойного образа жизни. Сейчас время начинать программирование родителей леди и джентльменов будущего века. Если мы хотим, чтобы когда-нибудь жизнь стала более теплой и честной, мы должны перестать быть холодными и лицемерными сейчас.