Классификация человеческих отношений

ВВВДЕНИЕ

Структурный анализ — разложение человеческой личности на эго-состояния Родителя, Взрослого и Ре­бенка (Р, В, Д) — предлагает единую теоретическую ос­нову для классификации человеческих отношений как логической, так и эмпирической.

Психоаналитическая теория имеет дело с механиз­мами переноса и проясняет природу возникающих при этом отношений, но она не предлагает их систематичес­кой классификации, которая могла бы быть примени­мой вне ситуации терапии. Антропологические класси­фикации имеют дело с формальными, договорными и кровными отношениями внутри клана, рода или племе­ни. Юридическая классификация прагматична, ее цель — прояснить права, обязательства и санкции. Ни одна из этих точек зрения не предлагает связной, убеди­тельной и всеобъемлющей классификации неформаль­ных отношений, как они имеют место в повседневной жизни, кроме того, они не являются психологически убедительными и достаточно точными, чтобы, опираясь на них, можно было прогнозировать события. Предвиде­ние — одна из основных целей и ценностей структурно­го и трансакционного подхода.

В тексте книги мы упрощали наблюдаемые феноме­ны до простых диаграмм (глава 4). Логический априорный подход дает нам возможность установит* связный и систематический набор моделей, с которыми могут со­поставляться живые трансакции. Здесь мы ограничимся диадическими отношениями, то есть отношениями меж­ду двумя людьми, хотя теория может охватить и более, если это необходимо. Если количество включенных, ин­дивидуумов достаточно велико, чтобы сформировать компанию, группу или организацию, появляются новые, элементы, и такие социальные агрегации (строго говоря, агрегации более чем двух людей) рассматривались в моей предыдущей книге «Структура и динамика организаций и групп». Так что предлагаемая классификация призвана заполнить пробел между индивидуальной психологией и психологией групп посредством рассмотрения диадических отношений.

ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ


1) Простые прямые отношения. Простые прямые от­ношения включают только одно активное эго-состояние в каждом участнике трансакции. Рассмотрение рис. 15 (тождественного рис. 2) показывает, что возможны де­вять таких отношений и что они могут быть двух типов: в одних векторы идут горизонтально, в других — наклон­но. Отношения, в которых векторы горизонтальны, на­зываются симметричными. Здесь участники трансакции проявляют одно и то же эго-состояние, так что они нахо­дятся в равном положении, с двусторонним взаимным контрактом.

Отношения, в которых вектор наклонен, называют­ся асимметричными. Здесь участники трансакции про­являют различные эго-состояния, и контракт не являет­ся прямым. Из диаграммы видно, что возможны три варианта симметричных отношений (1, 5, 9) и шесть — асимметричных (2, 3,4,6, 7, 8).

Семья дает наглядные примеры обоих типов. По крайней мере, схематически родители находятся в сим­метричных отношениях между собой и в асимметричных отношениях с детьми. Это утверждение сразу же оказы­вается плодотворным при рассмотрении отношений, где эти положения в конкретном случае не соответствуют действительности, где «что-то не в порядке», давая осно­ву для проведения исследования. Отметим, что равенст­во здесь — не социальное и не профессиональное, а пси­хологическое или трансакционное. Та же основа может быть использована для ответа на вторичные вопросы вроде таких: при каких условиях супругам полезно всту­пать в несимметричные отношения? при каких условиях родителям и детям вредно вступать в симметричные от­ношения?

Для более ясного понимания рассмотрим более по­дробно диаграммы на рис. 16, представляющие девять возможных простых отношений между членами семьи.

а) Между мужем (М) и женой (Ж); симметричные отношения.

(1) Р-Р. Это отношение представляет родителей, функционирующих в качестве Родителей.

(5) В-В. Представляет тех же людей как мужа и жену, разрешающих практические вопросы (Супруги).


(9) Д-Д. Представляет их как любовников или как партнеров в игре (Любящие). Рис. 16(1), рис. 16(0), рис. 16(9).

б) Между мужем и женой: несимметричные отноше­ния.

(2) Р-В. Представляет мужа, побуждающего и под­держивающего жену в выполнении практической задачи (Побудитель = Исполнитель).

(3) Р-Д. Представляет мужа, успокаивающего жену (Утешитель).

(6) В-Д. Представляет мужа, который объясняет жене, как выполнить новую задачу, которой она боится или которую она отвергает (Учитель-Ученик). Рис. 16(2), рис. 16(3), рис. 16(6).

в) Между отцом (О) и сыном (С): симметричные от­ношения.

(5) В-В. Представляет отца и сына, работающих на равных.

(9) Д-Д. Представляет отца, играющего с сыном на детском уровне (Товарищи по игре).

(1) Р-Р. Это отношение также может возникнуть, на­пример, в ситуации, когда старший сын заменяет отсут­ствующую мать. Рис. 16(5), рис. 16(9).



г) Между отцом и сыном: асимметричные отноше­ния.

(3) Р-Д. Представляет отца, побуждающего, подбад­ривающего, критикующего или призывающего к поряд­ку сына.

(6) В-Д. Представляет отца, советующего сыну или учащего его.

(7) Д-Р. Представляет обеспокоенного отца, кото­рый ищет утешения у сына.

(2) Р-В. То же, что между мужем и женой. Рис. 16(3), рис. 16(6), рис. 16(7).

Оставшиеся два отношения (4 и 8) редки или ано­мальны.

Двое детей могут вступать в любое из девяти возмож­ных отношений друг с другом, три симметричных (кото­рые в этом случае могут быть названы «близнецами») и шесть асимметричных (которые могут быть названы от­ношениями «старший = младший»).

Таким образом, в семье с двумя детьми в целом воз­можны следующие диадические отношения: 9 между мужем и женой, 9 между отцом и каждым из детей, 9 между мате­рью и каждым из детей и 9 между детьми, всего 36 возмож­ностей. Каждое из этих отношений легко распознать, каж­дое имеет свое содержание. Триадические отношения в такой семье могут быть рассмотрены так же строго система­тически и с такой же пользой, трудности может вызвать только обращение со схемами. То же относится и к отноше­ниям четверых.

Это дает полную сетку простых отношений, которая легко может быть перенесена на социальные отношения вне семьи.

2) Простые непрямые отношения. В простых непря­мых отношениях каждый участник трансакции проявля­ет только одно активное эго-состояние, но этому прояв­лению предшествует внутренний диалог, включающий другое эго-состояние. Примеры этого приводились в тексте при рассмотрении Уважения, Восхищения- и Раз­врата. В случае уважения сначала происходит внутрен­ний диалог между Ребенком и Взрослым, а потом прояв­ляется поведение Взрослого; в случае восхищения Ребе­нок советуется со Взрослым, а потом проявляется поведение Ребенка; в случае разврата сначала происхо­дит внутреннее взаимодействие между Родителем и Ре­бенком, обходящее Взрослого, потом оно побуждает Ре­бенка действовать. Это представлено на диаграммах рис. 17. Технически такие ситуации называются «про­граммированием». Рис. 17А (Уважение) представляет Взрослого, программируемого Ребенком, рис. 17Б — Ре­бенка, программируемого Взрослым (Восхищение), рис. 17В — Ребенка, программируемого Родителем (Разврат):

3) Составные отношения. Составными отношения­ми называются такие, которые требуют более чем двух активных эго-состояний. Это более интимные и продол­жительные отношения в человеческой жизни. Семейные отношения, чтобы быть продолжительными, должны быть составными. В приведенном выше анализе семей­ных отношений мы разложили отношения, которые в действительности в течение длительного периода явля­ются составными, на ряд простых, которые могут суще­ствовать в течение короткого времени.




Приятельство, дружба, интимность — составные от­ношения, описанные в тексте. Эго-состояния партнеров подвержены изменениям под воздействием изменяю­щихся обстоятельств, так что в конце концов каждое из шести в тот или иной момент проявится. Составные от­ношения могут быть также прямыми и непрямыми — с внутренним диалогом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: