Часть третья ПОСЛЕ ИГРЫ

ВОПРОСЫ

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Хотя лекции, на которых основана эта книга, были открыты для публики, в основном слушателями были люди, связанные с Калифорнийским университетом — студенты из Беркли и Санта Круп, студенты-медики, дипломники по социальным и медицинским наукам, пе­дагогический и научный персонал Беркли, Санта Круп и Медицинской Школы в Сан-Франциско. После каждой лекции они задавали много вопросов, которые, может быть, приходили в голову и читателям этой книги. Отве­ты, приводимые здесь, не всегда совпадают с теми, кото­рые давались на лекциях.

Вопрос. В чем основное значение того, что вы расска­зывали?

Ответ: Я не думаю, что существует какое-то «основ­ное значение». Я привык размышлять над интересующи­ми меня вопросами, и если бы существовала такая штука, как «половой вопрос», я бы попытался в нем ра­зобраться. Но таковой нет. Вопрос в моей голове звучал так: «Можно ли прочитать пять лекций о сексе, избежав простого повторения всего тривиального, парадного, ак­робатического или статистического, что множеством людей говорится по этому поводу?» Надеюсь, что до не­которой степени мне это удалось. Может быть, я и по­вторил кое-что из этого, но думаю, что не так уж много.

То, что я «собственно вам рассказывал» — мои мысли об этом предмете, накопившиеся за более чем полувековую жизнь и тридцать пять лет психиатрической практики, за которые я выслушал несколько тысяч человек, расска­зывавших подробности своих сексуальных радостей и горестей. При этом я имел достаточно познаний в анато­мии, физиологии, психиатрии и психоанализе и имел привилегию задавать им любые вопросы, которые при­ходили мне в голову.

Я скорее назвал бы эти лекции поучительными и по­буждающими к размышлению, чем фундаментальными. Хотя меня это и не вполне удовлетворяет, потому что я предпочитаю быть основательным. Я думаю, что самое фундаментальное из того, что я сказал, — это то, что чув­ство независимости в значительной степени является иллюзией, но если мы действительно хотим жить своей собственной жизнью, свободной от искажений, мы должны остановиться и посмотреть, послушать и поду­мать.

Вопрос. Когда вы говорите на эту тему, всегда ли в ау­дитории преобладают женщины, как это сейчас здесь?

Ответ: Я никогда не читал лекции на эту тему ранее, так что я не знаю. Было бы интересно узнать, какова была бы аудитория в случае лектора-женщины. Не­сколько лет назад подобные лекции читала Маргарет Мид; преобладали ли среди слушателей мужчины?

Д-р Лусиа: Возможно, женщины более боязливы. Информация по этому вопросу, которой они располага­ют, более поверхностна, и им хочется узнать больше, чувствуя себя в безопасности. Мужчины чувствуют себя более свободными.

Вопрос: Как вы можете объяснить, что мы все так много смеялись, в то время как тема столь серьезна?

Ответ: Я мог бы быть столь угрюмым и унылым в своем изложении, что никто не посмел бы улыбнуться без моего разрешения. Но поскольку предполагается, что секс — вещь приятная и забавная, я не вижу, почему бы и лекциям про секс тоже не быть приятными и забав­ными.

Вопрос. Что вы скажете об извращениях?

Ответ: Я не думаю, что их следует так называть, если только это не что-то очень грязное, вредящее людям или унижающее людей; это само по себе грязное слово, как его обычно используют «добродетельные» люди. Фрейд говорил о «подменах»; словарь определяет извращения (перверзии) как аберрации, отклонения, и я предпочел бы эти слова в большинстве случаев. В животном мире от инфузорий до человека множество аберраций, и живот­ные кажутся готовыми к чему угодно в любой момент, хотя большинство из них предпочитает гетеросексуаль­ную пару в соответствии с обычной процедурой своего вида. Так что мы не должны предполагать, что люди от­личаются от остальной природы.

Вопрос: Если, как вы говорите, реальная цель секса в оплодотворении, то как же быть с непосредственным удовлетворением и «у-у-у»?

Ответ: Утешительно знать, что это — для продолже­ния рода, но по большей части люди ведут половую жизнь ради «у-у-у» и животные тоже, потому что живот­ные, по-видимому, не знают про оплодотворение. Если бы люди не сделали это гораздо более сложным, чем то, что необходимо для оплодотворения, об этом нечего было бы так много говорить. Люди просто совершали бы это ради непосредственного удовлетворения, а оплодо­творение и зачатие наступали бы естественно при подхо­дящих обстоятельствах.

Вопрос: Но вот мы и имеем взрыв народонаселе­ния — потому что некоторые люди не знают, что секс ведет к зачатию. Разве не необходимо обсудить это с ними?

Ответ: Я не верю, что кто-нибудь на самом деле столь глуп. Антропологи поговаривают, что некоторые люди не знают об этой связи; но я бывал во множестве стран, включая Новую Гвинею, — и я в это не верю. Происходит нечто другое. Некоторые полагают, что до­статочно объяснить этим молодым людям, что секс имеет отношение к деторождению, и они начнут пользо­ваться контрацептивами. Но этого не происходит. Не невежество удерживает людей от пользования контра­цептивами; я не думаю также, что причиной может быть нищета: даже если вы будете давать контрацептивы даром, люди не будут ими пользоваться, если они этого не хотят. Так что это не невежество и не нищета, это что-то другое, более глубокое. Может быть, бедные отсталые люди хотят быть бессмертными?

Вопрос: Полагаете ли вы, что разговаривать о сексе — значит эксплуатировать его?

Ответ: Может быть, но это не слишком удается. Не-. правда, что секс способствует торговле больше, чем что-либо иное. Огромное количество корнфлекса продается без всякого секса и также множество других продуктов, вроде хромированных автомобилей и мыльных опер... Я думаю, что ответ на вопрос состоит в том, что эксплуа­тировать можно лишь фальшивых людей, а реальных — невозможно.

Вопрос. Как вы связываете экономику с сексом? Секс тесно связан с семьей, а семья — это экономическая еди­ница. Истинное ли это отношение, этот экономический секс?

Ответ: Я не считаю, что семья — это экономическая единица, хотя она и может быть так использована. Я не думаю, что реальные люди вступают в брак по экономическим соображениям, хотя они и могут принимать их во внимание или вступать в брак вопреки им. Идея семьи как экономической единицы так же не нравится мне, как идея культуры, которая для меня является чисто ака­демическим понятием, имеющим ценность разве что для администраторов, дельцов и экономистов или для по­требителей исследовательских фондов, а не для живых людей. Большинство, т.е. 51% людей, могут очень многое делать так, как они хотят, в пределах закона, и если они предпочитают поступать так, как поступают все остальные, — это хороший способ избегать ответствен­ности. Но законы — это не культура, потому что их могут изготавливать политики, даже один политик; и полити­ки, даже один политик, могут их извращать. Культура, я полагаю, не более чем старый покрой одежды, который может быть изменен в течение ночи, как показали Гит­лер, и Сталин, и Ататюрк, и люди в деревне Маргарет Мид. Я не вижу оснований принимать старый покрой одежды всерьез только потому, что большинство людей относится к нему серьезно. Культура — это старое платье короля, продление ошибок предыдущих поколений.

Вопрос: Почему «люди спальни» — победители, а «люди туалета» — неудачники?

Ответ: Давайте возьмем самую простую ситуацию, поскольку то, что мы там увидим, применимо к другим ситуациям. Простейший способ определить победителей и неудачников — поиграть с ними в покер. Здесь не нужно вопросников, исследований и сомнений, доста­точно выяснить, что у человека в кармане, когда он вы­ходит за дверь. Опытный игрок может за три круга ска­зать вам, является новичок победителем или неудачни­ком. Он может выиграть все три круга, но вы будете знать, что это — неудачник, или он может проиграть во всех трех, но вы будете знать, что это — победитель. Вот как определить неудачника. Прежде всего он думает, что покер — это дело везения, так что если он получает пло­хие карты, он начинает сходить с ума и говорить: «Мне сегодня не везет», может быть, он даже бросает карты на стол. Во-вторых, он полон «Если бы только» и «Мне сле­довало». В-третьих, когда круг закончен, ему хочется переиграть и он скажет: «Дайте-ка мне посмотреть сле­дующую карту, которую я взял бы, если бы не взял эту». Победитель тоже может сказать что-то вроде этого, но лишь для того, чтобы быть «своим парнем» или доста­вить другим удовольствие; он не имеет этого в виду на самом деле. Победитель знает, что если он проиграл в этом круге, то потому, что либо он плохо играл, либо у него были плохие карты, вот и все, и проклятия тут ни при чем. Он подождет следующей партии и будет играть лучше.

Победитель — это человек, который принимается за что-то, что он решил сделать, и делает это, если это воз­можно; если у него не получается с первого раза, то по­лучится в следующий раз. Он знает, что все делают ошибки, кроме победителей. Он не позволяет Ребенку или Родителю вмешиваться в суждения. Вот почему покер — игра для мужчин. Если в игре участвует женщи­на, все мужчины подвергаются беспокойству со стороны своих Ребенка или Родителя — если у них есть Родитель. Что сказал бы твой отец, если бы увидел, что ты выигры­ваешь деньги у женщины? Хуже того, что сказал бы твой психиатр, если бы ты пришел и рассказал ему, что обыграл женщину? Тебе пришлось бы потратить весь выиг­рыш на психоанализ, прежде чем ты вернул бы себе покой. Так что только негодяи, которые не ходят к пси­хиатрам, могут выигрывать в покер у женщин.

Еще одна примета вероятного неудачника — упот­ребление множества туалетных выражений. Победитель может выругаться при случае, но не через каждое слово. Самый ярый неудачник, какого я знал, готовый спустить жену, дочерей и семейное ранчо, все время ругался во время игры, хотя в другие моменты разговаривал при­лично.

Так что неудачник кричит: «Мне не везет!», «Если бы только», «Мне следовало...» Победитель же говорит: «Я не позволю этому повториться» — и действительно не позволяет. Разумеется, неудачник иногда выигрывает, но можно быть уверенным, что он спустит свой выигрыш.

Вопрос: Какова разница между эго-состояниями и ролями?

Ответ: Эго-состояния — естественный феномен, а роль «надевается». Человек может играть много ролей, не меняя эго-состояния, например, человек в эго-состоянии Ребенка может играть роль родителя, взрослого или ребенка. Дети так и поступают, когда играют в «дочки-матери»: кто-то играет маму, кто-то доктора, кто-то маленькую девочку, но все при этом находятся в эго-состоянии Ребенка. Взрослые тоже так поступают, когда играют в шарады.

Вопрос: Может ли трансакционный анализ пролить какой-нибудь свет на сочетание большой любви с боль­шой ненавистью?

Ответ: Только проанализировав вовлеченные эго-состояния и ход трансакций. Например. Родитель может испытывать сильное притяжение, а Ребенок при этом — сильную антипатию, основанную на ревности. Или Ре­бенок может любить в другом Ребенка и ненавидеть Ро­дителя. Или само эго-состояние Ребенка может коле­баться, как это бывает с реальными детьми. С трансактной точки зрения, это начинается с амбивалентности Матери: она дает пищу и отнимает ее, требует испражне­ний и выбрасывает их, целует ребенка и прогоняет его.

Огромное количество психоаналитической литературы пытается объяснить происхождение такой амбивалент­ности в раннем детстве.

Вопрос: Как вы полагаете, насколько большинство людей сознает, в каком эго-состоянии они находятся в каждый данный момент?

Ответ: Если только они не обучены трансакционному анализу, или не проходили соответствующую тера­пию, или не размышляли об этом специально — люди вообще этого не сознают. Так что в мире существует около трех миллиардов людей, которые совершенно не сознают, в каком эго-состоянии они находятся, и может быть около полумиллиона тех, кто сознает. Если бы три миллиарда людей научились осознавать это однажды ночью, наутро все пошло бы гораздо лучше. Легкий спо­соб сделать это — послушать, что происходит в вашей го­лове: тогда вы услышите, как ваши три эго-состояния разговаривают друг с другом. Если бы все остановились и послушали, что происходит в их собственных головах, они все стали бы прекрасными людьми и распространя­ли бы добро вокруг, и это разрешило бы множество ми­ровых проблем в тот же миг.

Эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка были впервые систематически изучены трансакционным ана­лизом; это его основания и его характерный признак..Там, где имеют дело с этими состояниями, есть трансак­ционный анализ, там, где не имеют, трансакционного анализа нет. Так что необходимо знакомство с этой дис­циплиной, чтобы сознавать собственные эго-состояния.

Вопрос: А что вы скажете о людях, которые сознают, что играют роль?

Ответ: Понимание, что вы играете роль, само по себе — роль. Хоть я и ненавижу парадоксы, которые сами себя низводят до исчезновения, но в данном случае это верно.

Вопрос: Как покончить с игранием игр?

Ответ: Первое правило — проводить время в на­блюдении за собственными играми, а не за играми дру­гих. Второе правило — пробовать достаточно долго не играть в свои любимые игры, так чтобы ваши любимые игроки могли отметить, что вы перестали, так что они тоже могут перестать. Тогда можно посмотреть, что из этого выйдет. Если все пойдет хорошо, вы можете полу­чить свою награду в виде хорошей расплаты вместо пло­хой. Например, пара, играющая «Гам» и получающая расплату в виде гнева, может обнаружить, что секс при­ятнее, чем гнев, во что им трудно было бы поверить, пока они не попробовали.

Вопрос: Как вы можете говорить, что младенцы зна­ют больше о человеческих отношениях, чем взрослые, когда мы постоянно учимся и узнаем об этом все больше?

Ответ: Вы узнаете об этом все больше и больше слов, дети же умеют обнаруживать обман быстрее, чем взрослые. У взрослых нет разрешения смотреть на людей или прямо с ними говорить, дети же еще не лишены этого до определенного возраста, так что они смотрят прямо на вас и вы не можете от них спрятаться. Взрос­лые не смотрят друг на друга дольше нескольких секунд, кроме особых ситуаций, вроде игры в гляделки или любви, или специальных профессиональных ситуаций, как психотерапия. Если вы последите за движениями своих или чьих-нибудь еще глаз в любом собрании людей, вы увидите, что это так. Но если вы хотите узнать что-то о людях, вам нужно смотреть на них, а детям это еще разрешено. Вот один из ответов.

Вопрос: Что вы имеете в виду под «профилактичес­кой интимностью»?

Ответ: Интимность, при правильном обращении с ней, может предотвратить боли в спине, рак желудка, ге­моррой, тусклые глаза. Вот что я имею в виду.

Вопрос: Сколь долгое время нужно позвоночнику, чтобы ссохнуться?

Ответ: Весьма долгое. Сначала появляется голод по поглаживанию, и это продолжается и продолжается: у ребенка неделями, у взрослого, может быть, годами. Затем наступает момент, когда человек становится бо­лезненно чувствительным, и вместо того, чтобы прини­мать поглаживания с благодарностью, он начинает избе­гать их, не будет их получать или «не впустит их». После этого он начинает двигаться под уклон.

Вопрос: Что вы скажете о строгих сексуальных нравах и психических болезнях?

Ответ: Я начну с анекдота. Люди приезжают на Таити и говорят: «Как замечательно, сексуальная свобо­да, и посмотрите, как они здоровы!» Я знал хорошего ре­портера из Таиланда, который говорил что-то подобное. Но если вы хотите узнать про психическое здоровье, по­интересуйтесь психическими болезнями, и психиатри­ческая лечебница — хорошее место для этого. И вот, если вы спуститесь милей ниже по улице от сексуальной свободы на Папеете, вы найдете там психиатрическую больницу. И в ней вы обнаружите примерно тот же про­цент психически больных людей и точно те же психичес­кие болезни, что в любом другом месте мира, включая Нью-Йорк и Калифорнию. А если вы находитесь на денди-дансинге в Бангкоке, посмотрите на другую сто­рону реки — там психиатрическая больница. И там тот же процент психически больных людей, страдающих теми же психическими болезнями, что и всюду.

Если вы очень хотите быть одураченными, вы може­те поехать на маленький островок среди островов

Фиджи, вроде Ротумы, и там вы вообще не найдете пси­хических болезней — не прекрасно ли? Но если вы от­правитесь в психиатрическую больницу на Суве, вы най­дете там всех психиатрических больных с Ротумы, пото­му что их отвозят туда. И то же относится к дикой Новой Гвинее, роскошной Африке, пуританской России и Китаю. Так что ответ на этот вопрос состоит в том, что, как показывает мой опыт, сексуальные запреты в очень малой степени прямо влияют на психические болезни. Сексуальная совесть может досаждать людям, но это дело индивидуума. Фактически слово «нравы» примени­мо лишь к очень маленьким обществам, не больше де­ревни, и им часто злоупотребляют, чтобы избежать не­обходимости отвечать на вопрос, что же действительно происходит — а происходит индивидуальное родитель­ское программирование.

Вопрос. Если позвоночник ссыхается без сенсорной стимуляции, почему не воспользоваться галлюциноге­нами?

Ответ: Потому что это грозит ссыханием мозга вместо позвоночника. Овидий знал это две тысячи лет назад. Стимуляция должна приходить извне. Многие люди, пострадавшие от глубокой привычки к марихуане, согласятся с этим. Наркотики — вместо людей.

Вопрос: Вы описали- удовлетворенную женщину. Какие проявления можно отметить у удовлетворенного мужчины?

Ответ: У него пружинящий шаг, сияющие глаза, и его дети счастливо смеются.

Вопрос: Что вы скажете относительно обращения к хиропрактику для предохранения позвоночника от вы­сыхания?

Ответ: Я не люблю хиропрактиков. Х.Л. Менкен сказал, что их следует поощрять, потому что в «обществе

благоденствия» это единственный оставшийся метод ес­тественного отбора, так что люди, которые хотят к ним, ходить, должны получить такую возможность.

Вопрос: Как вы объясните упругость в мужчине, у ко­торого нет подруги?

Ответ: Не знаю, но могу себе представить, что он будет выглядеть так, будто подруга у него есть.

Вопрос: Во всем, что вы говорили, заметно подшучи­вание. Бываете ли вы когда-нибудь серьезным?

Ответ: Все мои подшучивания серьезны, если вы можете правильно их прочесть.

Вопрос: Вам не кажется, что вы несколько высоко­мерны?

Ответ: Я веду себя высокомерно только в тех случа­ях, когда чувствую себя приниженным неуверенностью в том, о чем я говорю. Я предпочитаю выходить из ситуа­ции таким образом. Мне приятнее быть высокомерным, нежели приниженным, и это приятнее и слушателям, потому что они получают право критиковать меня; нель­зя же, в конце концов, критиковать приниженного чело­века: вы либо откланиваетесь, либо распинаете его, а я не готов ни к тому, ни к другому.

Вопрос: Вы называли множество книг. Какие из них вы рекомендовали бы?

Ответ: Обратитесь к следующему разделу.

ЛЮБОВЬ И БРАК

То, что происходит, интереснее, чем то, как нечто устроено, а то, как нечто растет, интереснее, чем то, что происходит. Детектив рассказывает, как устроен сюжет, а новелла показывает, что на самом деле происходит. Но русские романы показывают, как люди растут, в этом Толстой и Достоевский остаются непревзойденными. Точно так же половой акт интереснее, чем половые орга­ны, а развитие оргазма — нечто в большей степени за­хватывающее, чем половой акт.

Стендаль показывает кристаллизацию любви по-французски и в романтическом ключе, когда мужчина и женщина не свободны от соглядатаев, а обман — в по­рядке вещей. Песнь Соломона рассказывает, как царь может любить рабыню. В наши времена и в наших краях, где проблемой является выбор, а не обман или ограниче­ния, дело происходит иначе.

Предположим, человек каждое воскресенье ходит в картинную галерею. Вот что может при этом происхо­дить. Сначала он увидит Ее в первый раз, как она стоит и как движется, и он подумает: «Может быть, это то самое». Это чувство уже создает ощущение, что есть ради чего жить, и если у него слишком много сомнений, ему не следует идти далее, а лишь взглянуть ей в лицо, чтобы

иметь возможность жалеть потом всю жизнь. Если же он отваживается на риск разочарования, вступая с ней в разговор, он может прийти к ощущению: «Очень может быть, что это то самое».

После этого он остается один и начинает мечтать о том, чтобы повидать ее снова.

Увидев ее снова, он хочет быть с ней все время.

Когда он начинает проводить с ней все время, ему уже не нужно видеть сны, потому что его жизнь стала единой.

Затем приходят первые ссоры, расставания и прими­рения, потому что они не могут быть друг без друга, и во­прос только в том, кто первый перестанет дуться.

Затем они соединяются друг с другом, оформив или не оформив свой брак, и в перерывах между любовью они ссорятся по поводу денег.

Двадцатью годами позже они неразлучны. Их лю­бовь превратилась в привязанность и будет объединять их до могилы.

Когда наконец один из них сходит в могилу, другой скоро следует за ним.

Итак, вот они, состояния сексуального блаженства: сначала смотреть и питать сладкие надежды. Затем смот­реть и пребывать в очарованном предвосхищении. Затем захватить со вздохом восхищения.

После этого приходит уверенность и доверие с само­довольным чувством превосходства, когда другие муж­чины бросают восхищенные взгляды, а более чувстви­тельные даже кланяются ей или снимают шляпы.

Конечная ступень рая, неведомая даже Данте, — когда есть не только уверенность, но и гарантия, проис­текающая из того, что происходило, из наивысшей воз­можной степени чувственного контакта, взаимного отдавания и достижения недостижимого. Эта гарантия придает такое невыразимое очарование предвосхищения тому, что происходит ранее, — обеду, концерту или звездному вечеру у моря, — что даже восхищенные взгляды других мужчин становятся безразличными и весь вечер превращается в теплый и мягкий полет внутрь золотого магнита, где вы будете высоко над землей сго­рать в голубом пламени счастья.

Брак — это шесть недель возбуждения и мировой ре­корд в сексе.

Еще пять недель, чтобы узнать друг друга, время ог­раждений, стремительных бросков и отходов назад, на­хождения слабостей друг друга, и тогда начинаются игры.

Через шесть месяцев каждый принимает решение. Медовый месяц кончился, начинается брак или раз­вод — до следующего уведомления.

Когда мужчина встречает женатую пару, слишком часто он думает: «Что она могла бы сделать для меня?» — вместо: «Что она делает для него?» Если у них есть лю­бовь, зачем искать красоту, ум, секс или отвратительные удовольствия богатства?

Мужья среднего класса похожи на стиральные ма­шины. Они приносят с собой руководство по обраще­нию, которое вы должны прочесть, прежде чем вклю­чить их. Они имеют гарантию Церкви и Хорошего Веде­ния Дома, но гарантия аннулируется, если вы не следуете инструкциям. В каждом газетном киоске есть руководство по обращению с ними, в котором говорит­ся, как правильно их смазывать. А когда он сработается, мадам, вы можете за хорошие деньги отправить его в суд, после чего вы можете больше не беспокоиться и отпра­вить вашу одежду в стирку. Тогда у вас будет уйма сво­бодного времени, которое вы можете употребить на си­дение около дома и кусание ногтей.

Жены среднего класса тоже похожи на стиральные машины. Они приходят с руководством по обращению, которое вы должны прочитать, прежде чем включать их. Они имеют гарантию Церкви и Хорошего Ведения Дома, но гарантия аннулируется, если вы не следуете инструк­циям, В каждом газетном киоске есть руководство по об­ращению с ними, в котором говорится, как правильно их смазывать. Разница состоит в том, сэр, что не она сна­шивается, а она изнашивает вас, и вместо того, чтобы от­править ее в суд и получить часть денег назад, вы оказы­ваетесь отправленным ею в суд, и вам приходится выпла­чивать деньги.- Что же это за стиральная машина? Неудивительно, что некоторые мужчины предпочитают прачечные самообслуживания.

Лучший возраст для холостяка — тридцать девять. Он и не слишком стар для юных интересных особ, и не слишком молод для пожилых интересных особ. Людям моложе тридцати может показаться удивительным, не­желательным и даже безвкусным, что некоторым наибо­лее сексуальным женщинам за пятьдесят. Каждый, кто читает романы, написанные людьми моложе тридцати, легко заметит, что секс между людьми старше сорока ка­жется неподобающим и вызывает подозрение в дурном вкусе. Но те, кому больше сорока, знают, что молодые слишком нахальны и забывают, что бегун на 800 метров работает больше, чем четыре бегуна на 200.

На каждое действие может быть равноудачная реак­ция. М-р Высокский живет в доме, крыша которого вы­ведена Строителями Зенита, потолки разрисованы Сьюпериор-Пейнт-Компани, он пользуется шикарным парфюмом, слушая свою Hi-Fi-систему. Но действительно ли он более счастлив, чем мистер Шортский-Коротаев, фундамент дома которого заложен фирмой Надир-Кон-крет, пол отлакирован Инфериор-Пейнт-Компани и который пользуется дешевыми дезодорантами, слушая свой простенький магнитофон? Действительно ли кар­ликово-гигантский гамбургер вкуснее гигантски-карли­кового гамбургера, как уверяют промышленники?

То, с чем вы соглашаетесь, — легко. Найдите, с чем вы не соглашаетесь, каковы его требования и что оно сделает, если вы не выполните их? Вы не знаете его в действительности, пока не видели, как оно сердится.

Во время развода вы присутствуете на собственных похоронах, а ваш адвокат служит заупокойную службу. Вы ничего не можете сделать. Дайте ему делать свое дело и играйте свою роль холодно, как следует хорошему трупу. Тем легче будет вам вернуться к жизни, когда служба будет закончена.

Женщина, которая сидит в короткой юбке, все время классифицирует мужчин уголком глаза, и это ее ад. Одни отводят взгляд, разговаривая с ней. Эти — испуганы, их трудно достать. Иные смело смотрят на ее бедра, они от­кровенно сексуальны; а есть такие, которые исподтишка бросают взгляды, грязные молодые люди. Есть такие, кто смотрит только на ее лицо, им она не нужна. Нако­нец, есть такие, кто сначала смотрит на лицо, а потом на бедра, для них она прежде всего человек, а уж потом — сексуальный объект.

Тех, кто отводит глаза, можно соблазнить, смелых можно использовать, грязных юнцов — презирать, ува­жающих можно уважать, а последних — любить.

Все это отмечается и определяется ею без единого слова и даже взгляда в ответ, и она знает все это с детст­ва, если она истинная женщина. Если она накидывает пальто на колени, значит, она ждет кого-то или чего-то или пытается решить какое-то затруднение; в этом слу­чае ей не нужны мужские взгляды, и мужчина знает это с детства, если он истинный мужчина.

Женщины с их таинственными путями. Ворчит и жалуется, а потом вяжет вам свитер и готовит ваших люби­мых цыплят. Говорит, что не останется с тобой и дня больше, а если вы скажете: «Ты хорошо выглядишь се­годня», — остается навсегда. Но если вы действительно связаны детьми, все это становится менее важным, и что тогда?

Наиболее обычная игра, в которую играют женщи­ны, такова:

— Ты обещаешь не целовать меня?

— Обещаю.

Она выигрывает в любом случае. Если он поцелует ее, он нарушил свое слово и не лучше других. Если нет, она может сказать себе: «Этот импотент-недотепа даже не попытался меня поцеловать».

* * *

Счастлив мужчина, которого любит женщина, но поистине достоин зависти тот, кто любит, как бы мало он ни получал в ответ. Насколько более велик Данте, взирающий на Беатриче, чем Беатриче, идущая за ним с очевидным пренебрежением.

Если все остальное бессильно, вот штука, которая всегда работает:

«Трижды умноженные панегирики всех любящих вечности стоят только половины твоих чар. Десять тысяч радостей тысячи сказочных ночей из волшебной сумоч­ки оленьей кожи — не больше тутовой ягодки в сравне­нии с принесенным из Аркадии гранатом, который сулит одно прикосновение твоих губ».

* * *

Если она этого не оценит, она не оценит ничего иного, что вы можете ей предложить, и лучше вам о ней забыть. Если она засмеется (одобрительно), вы уже наполовину победили. Но остальная половина — ваше дело, и вам нужно добавить что-то еще лучше этого. Но так обстоит дело со всеми трюками.

* * *

Оргазм подобен ракете: сначала подъем, потом про­вал, потом вспышка света золотым яблоком превращает­ся в золотое солнце, озаряющее лазурные небеса с белы­ми тучами внизу. Затем великолепный медленный спуск на парашюте, пока внизу не появится земля, реки и луга или улицы города. Затем вы медленно еще раз прикасае­тесь, и свет догорает, и наступает глубокий освежающий сон. Это Майрейя, нектар экстаза, приходящий из Адхумблы или Шабалы, волшебной коровы, которая дает вам все, чего вы хотите. Он взрывается в уме, как Чинтамани, сияющая жемчужина всех желаний. Но, говорят старшие, все это для нас, поскольку вы можете переоце­нить это.

АФОРИЗМЫ

Чем быстрее вы заводите новых друзей, тем быстрее оказываются у вас старые друзья.

* * *

Акушерки говорят, что менструация — это плач ра­зочарованной матки.

* * *

Знать, что Санта Клаус — это просто отец, — начало мудрости. Знать, что ваш муж — это просто Санта Клаус, так что не приходится ожидать, что он реален или что он будет приходить каждую ночь, — конец ее.

* * *

В реальных яблоках есть червоточины, так что вы хо­тите золотых. Ну а как вам понравятся золотые чер­вячки?

* * *

Тело — ваш друг. Не обращайтесь с ним, как с врагом.

* * *

Если вы не можете увидеть, что у вас перед глазами, выясните, что за ними, как любит говорить Амариллис.

* * *

Если вы уберете великие слова и торжественную мину, еще много всего останется, так что не пугайтесь.

* * *

Пожелайте, чтобы кому-то повезло встретить вас, и вам повезет встретить кого-то.

* * *

Сварливая жена ставит вас в затруднение тем, что вы сердитесь. Очаровательная жена ставит в затруднение тем, что вам приходится задумываться.

* * *

С помощью наркотиков вы можете пережить все, но ничего не поймете.

* * *

Некоторые люди ищут волнения, как свиньи — трю­фелей.

* * *

Его ум был полон ненавистью и сексом, потому что у него не было любви.

* * *

Нет проблем, есть только неприятные решения.

* * *

Труднее отказаться от неудачи, чем от успеха.

* * *

Если не знаешь, какую девушку выбрать, пусть выбе­рет кто-нибудь другой, а ты выбери ту же самую.

* * *

Перед головой он привязал морковку, чтобы было к чему стремиться. Он всегда поступал правильно: он даже родился в День Труда.

* * *

По словам Бхагавана, женщины привязывают муж­чин восемью способами: Танец, Пение, Игра, Смех, Слезы, Вид, Прикосновение и Вопросы.

* * *

Венерические болезни постыдны, потому что они всегда вторичны. Не бывает новой с иголочки лобковой вши. Даже если вы приобрели их в высшем свете и носи­те как почетный знак, их генеалогия скоро разочарует вас, когда она доберется до самых постыдных глубин.

* * *

Тот, чья душа превращена в камень головой Медузы, будет рабом Медузы на всю жизнь.

* * *

Женщины видят деревья, а мужчины — лес. Мужчи­ны строят, а женщины обставляют.

* * *

В соревновании зайца с черепахой лучше быть по­беждающим зайцем*.

* * *

Наиболее злополучная установка для женщины: «Мне нужен мужчина, но вы недостаточно хороши». Или не напрягайтесь в такой степени по этому поводу, или берите, что приходит.

* * *

Нетрудно отличить пару на стадии ухаживания от пары, уже вступившей в брак. Ухаживающие друг за дру­гом делают внимательные лица, слушая друг друга, и от­вечают «ты...». Лица женатых опущены, расслаблены, и они отвечают «я...», не из эгоизма, а из неловкости — или из естественности.

* * *

Последняя степень послушания. Мать всегда гово­рила ей, чтобы она берегла себя и носила резиновые са­поги, чтобы не замочить ноги; кроме того, она говорила ей: «Чтоб ты провалилась». Будучи хорошей девочкой, она была в резиновых сапогах, когда упала с моста.

* * *

Фрейд знал ответы. Если вы не понимаете чего-то относительно секса, не говорите, что это ужасно или та­инственно. Посмотрите у Фрейда.

* * *

О сексе так много написано потому, что он был со­здан, чтобы это происходило, а не чтобы это описывали. Так что вам нетрудно вспомнить, что было «до того», но, вспоминая оргазм, вы портите его. Те, кто хочет вспом-

нить, в действительности не пережили его ни разу. Ор­газм, который вспоминают, — как пирог, из которого кто-то вырезал кусочек, чтобы унести домой и хранить в качестве сувенира.

* * *

Ни один мужчина не может быть героем для психи­атра его жены.

* * *

Мужчины любят быть более мужественными, чем тот, с кем они находятся вместе. То же происходит с не­которыми женщинами.

* * *

«Службы знакомств» предлагают высушенные друж­бы. Добавьте немного влаги, и вы получите пластмассо­вый секс. Вариант, поставляемый массовым производст­вом, не так хорош, как продукт домашнего приготовления.

* * *

Оргазмы у разных людей по-разному окрашены: цвета шампанского или белый и серый, красный и голу­бой, зеленый, бежевый, золотой. Некоторые люди не могут пережить оргазма, потому что пытаются соорудить «нечто в клеточку».

* * *

Некоторые мужчины похожи на снеговиков. Вы ле­пите из них образ, а потом он тает.

* * *

Поскольку трудно совместить борьбу с сексом, они отказались от секса.

* * *

«Лучше уж уложить ее» (подразумевается, что она ему не позволит) — это обвинение ее в его собственной непривлекательности или импотенции.

* * *

Сварливые женщины понимают жизнь как боксер­скую встречу. Они сражаются грудью, задом, влагали­щем, мозгами, и они всегда делают ложные выпады.

* * *

Работоспособность мужчины часто зависит от фаз менструального цикла его жены.

* * *

В машине вы припоминаете несчастные случаи, в положении пешехода вы оказываетесь в них вовлечены. Машина проезжает; пешеход находится там, где он нахо­дится. Такова разница между сексом и любовью.

* * *

Вот нечто, что не все знают об одежде и о мужчинах. Если юбка разноцветна или чулки иного цвета, чем юбка, и т.п. — секс начинается там, где меняется цвет, и растет там, где цвет еще раз меняется.

* * *

Пустые макароны имеют один и тот же вкус; сорта различаются соусом.

* * *

Романтичность возникает тогда, когда женщина об­ладает женской властью над мужчиной и к удовольствию обоих становится для него важнее всего остального.

* * *

Никогда не возвращайтесь слишком рано, посколь­ку «до свидания» — это обещание, что вы этого не сде­лаете.

* * *

Некоторые мужчины становятся импотентами, по­тому что переутомлены перегрузкой; другие — потому что они пусты от недогрузки.

* * *

Один из признаков того, что юность уходит, — это когда у мужчины начинают расти волосы из ушей. Более весомый признак — когда за ленчем он начинает разго­варивать о деньгах, а не о женщинах.

* * *

Секс должен быть наслаждением для всех чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурных ощуще­ний и осязания. Не критикуйте, пока не попробовали. Это как деньги: пока у вас их нет, вы чувствуете себя несчастным, пока не получите их. Но когда они у вас есть, важнее, что вы с ними делаете, чем сколько их у вас, и то, что вы с ними делаете, обнаруживает, что вы за человек.

ПЕЧАЛЬНЫЕ АФОРИЗМЫ

* * *

Мужчины входили в ее вагину и выходили из нее, но при этом она не узнавала их, а они не узнавали ее.

* * *

После путешествия по Кинсиленду она поселилась на Острове Моногамии.

* * *

Пока она была жива, миллионы требовали ее еже­дневно. Когда она умерла, ее тело лежало невостребо­ванным много дней.

* * *

Жизнь проста. Вам нужно лишь вычислить наиболее вероятные последствия различных способов поведения и выбрать наиболее привлекательные или наименее не­приятные. Она становится трудной, только если вы хо­тите определенности, потому что этого вы не можете по­лучить. Иногда дело доходит до того, что вам приходится решать, с чем из того, чего вы не хотите, вам придется мириться. Например, мужчине может понадобиться каждый день решать, на что он охотнее пойдет: на то, что ему отрежут яички или промоют мозги.

* * *

Легче продать людям смерть, чем жизнь, так что страховые агенты могут оказаться более честными, чем продавцы энциклопедий.

* * *

Что делать со смертью? Закончить все и потом ждать ее, как гнилой пень? Или оставить что-то несделанным и умирать с сожалениями? Искусство жизни состоит в том, чтобы идти по земле принцем, разбрасывая яблоки на своем пути. Искусство умирания состоит в том, чтобы доесть свое собственное яблоко и сказать: «Я доволен, остальное — вам, наслаждайтесь в мою честь».

ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА

Безответственная любовь — это уловка эго. Если вы любите человечество, но не можете войти в положение реальных кошек и цыплят, — вы любите из своего кон­тейнера. Ответственность любви — это реальное сопонимание. Это когда вам удалось вылезти из мешка своей любви и ввинтиться в реальный мир любви. Если ты одурманен, твоя сияющая улыбка — не более чем рекла­ма зубной пасты. Нужно попасть внутрь, чтобы видеть и любить то, что там реально есть, — вот что красиво. В счет идет то, что ты будешь делать после постели.

Звезда — это сияющий свет внутри другого, види­мый издалека, светлячок смелых душ, слишком яркий, чтобы можно было подойти к нему без мужества и цель­ности натуры. Каждый живет один в своем внутреннем пространстве; но интимность — за его пределами. Ин­тимность — во внешнем пространстве, и если ты там, ты не скажешь «...твою мать!» звезде.

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: