double arrow

Копии межбанковских сообщений о поступлении денежных средств по контракту.


В течение 10 дней с момента подписания банком ПС он направляет электронную ко­пию ПС в ПК, который на основании данных ГДТ по вывозу товаров формирует Учетные кар­точки таможенно-банковского контроля. Эти карточки ГТК направляет обратно в банк (срок от­правки из ГТК не может превышать 30 дней с даты принятия ГТД), который распечатывает их и помещает в Досье. Таким образом осуществляется перекрестный контроль за каждой экспорт­ной сделкой.

Нередко возникают ситуации, в результате которых фактическое поступление выруч­ки оказывается меньше суммы, указанной в ПС, однако у экспортера имеются серьезные доказа­тельства правомерности такого результата. Примерами могут служить падение биржевой цены товара, низкое качество экспортированного товара по сравнению с записанным в контракте. Во избежание применения к нему санкций экспортер должен обратиться в Минэкономразвития с заявлением о подтверждении обоснованности недополучения выручки. (Если недополученная сумма не превышает 50 тыс. долл., обращаться следует в аппарат Уполномоченного в регио­нах). К заявлению прилагаются контракт, ГТД, ПС, коммерческий счет, акт приемки и другие необходимые для подтверждения документы.

Банк России и ГТК своим совместным Положением «О применении Инструкции от 13.10.99 г. № 86-И» ОТ 22.10.99 Г. № 101-п И № 01-23/32005 установили, что паспорт сделки не применяется, если экспортируются товары, в отношении которых не предусмотрена оплата в валюте (бартерные сделки, безвозмездные поставки, гарантийный ремонт, вклады в уставный капитал и т.п.), а также товары, в отношении которых не предусмотрен переход права собст­венности (аренда, лизинг).

10.2. Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемую продукцию.

Согласно Совместной инструкции Банка России и ГТК РФ от 04.10.00г. № 91-И и №01-11/28644 каждая им­портная сделка должна быть оформлена путем состав­ления Паспорта импортной сделки (ПСИ). Паспорт оформляется в банке импортера, где находятся его рублевые и валютные счета. Порядок заполнения ПСИ практически ничем не отличается от составления ПС (по экспорту). Применяются практически те же самые коды и классификаторы. Однако здесь присутствует и еще один классификатор, определяющий формы оплаты за импортируемые товары, содержащий в том числе и оплату по­средством векселя. Как и в случае экспорта, наибольшую сложность вызывает определение им­портером "последнего срока" сделки (даты поступления товара) на таможенную территорию РФ. По сути это дата принятия грузовой таможенной декларации. Согласно валютному законо­дательству, эта срок поступления импортного товара не может превышать 90 дней с даты со­вершения платежа за него (в случае предоплаты или авансового платежа). Есть и другие способы (разрешенные Инструкцией) о порядке определения даты завершения сделки: это дата осуществления последней оплаты импортируемых по контракту товаров. Ввиду того, что завер­шение таможенного оформления в отношении последней партии ввозимого товара может, про­изводиться позднее завершения исполнения продавцом всех своих обязательств по контракту, в строке "Последняя дата" ПСИ может быть указана дата более поздняя, чем предусмотренные контрактом сроки исполнения сторонами своих взаимных обязательств.

Если условиями контракта предусмотрены более длительные, чем 90 дней, сроки проведения операции, импортер обязан получить на такие операции разрешение ЦБ РФ (или его региональных учреждений). Аналогичные разрешения требуются в случаях, если оплата им­портируемых товаров производится с банковского счета третьего лица или через банковские счета импортера, открытые в банках за пределами России.

При осуществлении импортных операций важным является соблюдение требований Указания Центрального банка России «Об особенностях покупки резидентами иностранной ва­люты для осуществления платежей по договорам об импорте товаров» (Указание ЦБ РФ от 17.12.2002 г. №1223-У). В соответствии с Указанием при приобретении валюты на внутреннем рынке России (обязательно через уполномоченный банк) импортеру необходимо открыть в сво­ем банке депозит в рублях в размере 20% от суммы контракта не позднее дня, предшествующе­го дню покупки валюты. При этом следует иметь в виду, что размер депозита может быть уменьшен при предоставлении в банк следующих документов:

- поручения на открытие безотзывного аккредитива, покрытого за счет плательщика по аккредитиву;

- гарантии иностранного банка об обеспечении исполнения обязательств контраген­та по импортному контракту;

- договора страхования риска невозврата иностранной валюты (страхование финан­совых рисков и экспортных кредитов);

- векселя, выданного иностранным контрагентом и авалированного иностранным банком;

- разрешения, выданного территориальным учреждением ЦБ РФ.

Вносимый депозит оформляется соглашением между импортером и уполномоченным банком, при этом в договоре предусматривается порядок начисления и выплаты процентов за пользование депозитом. Депозит обязан быть возвращен банком:

- при представлении копии ГТД о выпуске импортных товаров;

- при возврате контрагентом суммы полученного платежа;

- при представлении документов, подтверждающих случаи уничтожения товаров или решения суда о признании контрагента банкротом;

- при представлении документов, подтверждающих уплату импортером штрафов, пени за невыполнение сроков ввоза импортных товаров на территорию России.


Сейчас читают про: