double arrow

Лекция 11.

Организация проверок финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) участников ВЭД органами «Росфиннадзора»

Порядок проверок ФХД участников ВЭД разработан на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» от 08.04.2004 г. № 198, постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» от 15.06.2004 г. № 278 и иных актов.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц указаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее-Закон)

Росфиннадзор и его территориальные органы контролируют осуществление валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами (ч. 5 ст. 22 Закона).

Согласно ст. 25 Закона резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, которая установлена ст. 15.25. КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ рассматриваются Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Территориальными органами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (статья 23.60 КоАП РФ).

При организации, проведении, оформлении и реализации результатов контрольных и надзорных мероприятий специалисты Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и иными законодательными и нормативно-правовыми актами, приказами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, действующими положениями, регулирующими деятельность территориального управления, и документами, регламентирующими порядок проведения контрольных и надзорных мероприятий, возложенных на территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также приказами территориального управления, Положениями об отделах территориального управления, должностными инструкциями и настоящим Порядком.

Планирование при осуществлении проверочной деятельности.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона №173-ФЗ):

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы и иную информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Основаниями для проведения надзорных мероприятий в области валютного законодательства РФ являются:

- годовой план работы управления;

- материалы внеплановой работы управления;

- поручения Росфиннадзора;

- обращения территориальных управлений;

- мотивированные постановления и обращения правоохранительных органов и органов прокуратуры;

- обращения федеральных органов исполнительной власти (территориальных органов), органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных объединений;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в области валютного законодательства.

Годовой план контрольной и надзорной работы территориального управления в сфере валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования составляется по установленной Федеральной службой финансово-бюджетного надзора форме, не позднее сроков, установленных Федеральной службой или Территориальным управлением.

Работники организационного отдела после поступления отписанных в отдел документов в течение следующего рабочего дня делают ксерокопии соответствующих документов, необходимых для формирования плана в соответствии с профилем работы отдела, и вручают их руководителю отраслевого отдела (начальнику или заместителю) под роспись с указанием даты.

Руководитель отраслевого отдела не позднее следующих двух календарных недель представляют начальнику организационного отдела составленные в соответствии с требованиями и по формам, установленным Федеральной службой, предложения по планируемым отраслевым отделом контрольным и надзорным мероприятиям, в том числе во взаимодействии с другими отделами.

Предложения поступают в организационный отдел на бумажном и магнитном носителях информации.

Работники организационного отдела в последующие четыре календарных дня проверяют полноту включения в план централизованных заданий, выполнение предъявляемых к оформлению требований, сводят предоставленные предложения и составляют годовой план работы территориального управления.

В течение следующего рабочего дня составленный годовой план находится на рассмотрении у заместителя руководителя территориального управления, после чего с визами заместителя руководителя территориального управления и начальника организационного отдела направляется на утверждение руководителю территориального управления.

Руководители организационного отдела несут персональную ответственность за выполнение требований, предъявляемых к составлению годового плана, и своевременность его представления в Федеральную службу.

11.2. Осуществление проверочных мероприятий.

Проверочная деятельность в области валютного законодательства РФ осуществляется на основании запросов. Запросы адресуются субъектам валютных правоотношений от имени территориальных управлений и подписываются руководителем (заместителем) Территориального управления. В особых случаях руководитель и заместитель Росфиннадзора.

Проекты запросов по годовому (квартальному) плану работы управления готовятся отраслевым подразделением, ответственным за валютный контроль в управлении. В случае необходимости для реализации поручений руководства по конкретному вопросу, проект запроса готовится конкретным должностным лицом.

В целях осуществления валютного контроля должностные лица отраслевого отдела управления в пределах своей компетенции имеют право запрашивать_ и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

- документы, удостоверяющие личность физического лица;

- документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- документы, удостоверяющие статус юридического лица - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

- документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

- уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

- регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Федеральным законом;

- документы (проекты документов), являющиеся основанием для валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

- документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

- таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в
Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной
валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной
форме;

- паспорт сделки.

При этом, должностные лица управления вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все материалы, связанные с проверочной деятельностью управления в сфере валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, после соответствующей резолюции руководителя управления (заместителя), получает руководитель отраслевого отдела, ответственный за валютный контроль в управлении (далее по тексту Начальник валютного отдела).

После предварительного изучения материалов, должностное лицо осуществляет производство по делу об административном правонарушении в соответствии с настоящим порядком и Кодексом об административных правонарушениях, а в случае отсутствия нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования служебной запиской с визами руководителя структурного подразделения и руководителя (заместителя) управления сдает материалы в архив.

Контроль за проведением надзорных мероприятий должностным лицом, получившим материалы для проверки, за соблюдением сроков проведения проверочных мероприятий, их обоснованности, в том числе и при осуществлении должностными лицами производства по делам об административных правонарушениях в отраслевом отделе осуществляет начальник.

11.3. Сроки поведения проверочных мероприятий.

Сроки проведения управлением проверочных мероприятий в сфере валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования предусматривают:

- сроки предварительного изучения материалов;

- сроки производства по делу об административном правонарушении.

Срок предварительного изучения материалов - срок, в течение которого должностное лицо проводит комплекс мер, направленных на предварительное изучение материалов с целью установления соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству РФ. В рамках этого срока, должностное лицо должно изучить законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие конкретный вид валютных операций, проводимых организацией (ПБОЮЛ, физ. лицом), ознакомиться с имеющимися в Территориальном управлении материалами проверки данного субъекта или аналогичных проверок других субъектов, установить полноту представленных проверяемым субъектом материалов, оценить легитимность проведенных субъектом валютных операций, дать предварительную оценку правоотношениям и др.

Должностное лицо осуществляет предварительное изучение материалов в срок, не превышающий 30 дней с даты получения «первых» документов.

В исключительных случаях, в связи с необходимостью проведения должностным лицом дополнительных мероприятий по истребованию документов и информации у проверяемого субъекта «валютных» отношений, направления запросов в органы государственной власти и управления, судебного разбирательства и др., по мотивированному обращению должностного лица, срок предварительного изучения материалов может быть продлен начальником структурного подразделения.

Срок производства по делу об административном правонарушении - срок, регламентированный Кодексом РФ об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении.

11. 4. Основные положения при производстве по делам об административных правонарушениях.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются (ст. 28.1 КоАП РФ):

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях,_достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ч.2 ст. 28.1).

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса, устанавливается Федеральной службой и Приказами руководителя управления.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7, 17.9, ч. 1 статьи 19.5, статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 устанавливается Федеральной службой и Приказами руководителя управления.

До вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении или отказе в возбуждении дела должностное лицо, рассматривающее материал, вправе в установленном порядке запрашивать дополнительную информацию и сведения с целью обнаружения данных, свидетельствующих о нарушении актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, выяснения обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и др.) в соответствии с законом Российской Федерации № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Дело об административном правонарушении может быть
возбуждено должностным лицом только при наличии хотя бы одного из
поводов, предусмотренных Кодексом РФ об административных
правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

- составления первого Протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном статьей 27.1 КоАП РФ.

- составления Протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

- вынесения Определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1. КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится (по согласованию (резолюция, дата, подпись на определении) с руководителем территориального управления Росфиннадзора) мотивированное Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1. КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, Протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

К числу административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25, и по которым Протокол об административном правонарушении составляется немедленно, относятся очевидные факты нарушения валютного законодательства, не требующие проведения административного расследования, например - использование наличной иностранной валюты и ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте, как средства платежа. При этом наличная иностранная валюта и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, является предметом административного правонарушения, т.е. вещественным доказательством (ст.26.6 Кодекса) и подлежит изъятию (ст.27.10).

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом (начальником валютного отдела, заместителем Руководителя) на срок не более одного месяца (ч.5 ст.28.7).

Должностным лицом в ходе административного расследования по делу о нарушении актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования выяснению подлежат:

- наличие события нарушения валютного законодательства;

- лица, совершившие противоправные действия (бездействия), за которые ст. 15.25 Кодекса, Законом о валютном регулировании и валютном контроле предусмотрена административная ответственность;

- виновность лица в совершении административного правонарушения;

- обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие ответственность;

- характер и размер ущерба, причиненного административным
правонарушением.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какими законодательными актами устанавливается порядок проведения проверок ФХД участников ВЭД?

2. Какую ответственность несут резиденты и нерезиденты за нарушение валютного законодательства?

3. Как организованы проверочные мероприятия участников ВЭД?

4. Какие предусмотрены сроки проведения проверочных мероприятий?

5. Что служит основанием для возбуждения дела об административном правонарушении?

6. С какого момента считается возбужденным дело об административном правонарушении?

Список использованной литературы:

1. Балабанов И.Т.Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб.пособие. – М.: Финансы и Статистика, 2000.

2. Варга В. Роль государства на рынке// МЭ и МО. – 1992. - № 10-11.

3. Власова М.И. Валютное регулирование и валютный контроль (зарубежный и российский опыт). М. WGG ЦБ РФ, 1998.

4. Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.пособие. – М.: Дело, 2001.

5. Дюкеннджиев Е.П. Бизнес. Бионические аспекты. – Рига: «Альбинос». 1995. - С. 259.

6. Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как стать бизнесменом? – Минск: «Предприниматель». 1990. - С. 64

7. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года, Регистрационный № 173-Ф.

8. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. Регистрационный номер № 3615-1 редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ.

9. Закон «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 года. Регистрационный номер № 395-1

10. Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года. Регистрационный номер № 115-ФЗ.

11. Закон от 10 июля 2002 года «О Цетральном Банке Россиийской Федерации (Банке России)» Регистрационный номер № 86-ФЗ

12. Заставенко, Райзенберг. Государственные программы и рынок//Экономист. – 1993. - №3. – С.75-81.

13. Инструкция ЦБ РФ «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ» от 16.07.1993 г. № 16

14. Инструкция ЦБ РФ «О порядке проведения обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». Регистрационный номер № 111-И от 30 марта 2004 года.

15. Инструкция Банка России от 07 июня 2004 года «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов». Регистрационный номер № 116-И

16. Инструкции Банка России от 22 января 1992 года «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв Российской Федерации, валютные фонды республик, краев и областей в составе Российской Федерации, стабилизационный валютный фонд Банка России». Регистрационный номер № 3.

17. Инструкции Банка России от 29 июня ­1992 года «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». Регистрационный номер № 7.

18. Лившиц. А.Я. Государство в рыночной экономике// Российский экономический журнал. 1992 - №11. - С. 123-131;12; - С.105-110; 1993 - № 1 – С. 11-116.

19. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: МП ТПО «Квадрат». 1991. – С. 127.

20. Лылов А.И. Лылов А.А. Мартынов Ю.И. Международный бизнес: Учеб.пособие. – Воронеж: ВГУ 2003.

21. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика. – М.: «Соминтек». 1992. – С. 369.

22. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л.Н.Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 1994. — 592 с.

23. Мельников В.Н. О развитии системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ на современном этапе// «Деньги и кредит». 1999. № 5

24. Мерзляков И.Н. О становлении рыночной экономики//Финансы. 1994. № 1. – С. 7-9.

25. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: «Дело». 1992. - С. 702.

26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: «АЗЪ». 1995. - С. 908.

27. Основы предпринимательской деятельности. (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент.) /Под ред. Власовой В.М./М.: «Финансы и статистика». 1995. - С.496.

28. Папава В. Роль государства в современной экономической системе//Вопросы экономики. 1993. № 11. – С. 33-43.

29. Письмо ЦБ РФ «О нормах вывоза и ввоза наличной валюты РФ физическими лицами (резидентами и нерезидентами)» от 19.09.1996 г. № 331 // «БНА ФОИВ» № 8 за 1996 г.

30. Письмо от 24 мая 1991 года «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР». Регистрационный номер №­ 352.

31. Положение ЦБ РФ «О порядке установления ЦБ РФ официальных курсов иностранных валют к рублю РФ» от 31.12.1998 г. № 66-П.

32. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» от 01 июня 2004 года. Регистрационный номер № 258-П.

33. Постановление Правительства РФ «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка» от 06.03.1993 г. № 205.

34. Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю» от 16.06.1993 г. № 560.

35. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. – М.: «Юристъ», 1999.

36. Приказ Банка России от 24.04.96 г. "Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций". Регистрационный номер № 02-94.

37. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учеб.пособие. – М.: Гардарина, 1998.

38. Соколова И.Н. О валютном регулировании //Налоговый вестник. – 2005. - № 6. – С. 174.

39. Терминологический словарь по мировой экономике / Под ред. Хаустова Ю.И. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. – Ч. I. – 136 с. – Ч. II. – 130 с.

40. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». – СПб.: GEU Press. 1996,. - С. 303.

41. Указание Банка России от 29 июня 2004 года «Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании со специальных банковских счетов» Регистрационный номер № 1465-У.

42. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1991 года № 335 «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году».

43. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин».

44. Финансово-экономический словарь / Под ред. Галанова В.А./ - М.: «Финстатинформ». 1995. С. 192.

45. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Изд-во «Дело». 1993. - С.704.

46. Хлестова И.О. «Валютные операции и российской законодательство». – М.: Изд-во «БЕК» 1997.

47. Холанд С. Планирование и смешанная экономика //Вопросы экономики. 1991. № 1. - С. 47-52.

48. Чувилин Е., Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. М.: «Финансы и статистика». 1991. – С.267.

49. Шаршов И.С. Курс экономической теории. Часть 1. Воронеж: 1995. - С. 264.

50. Шахмалов П.И. Государство и экономика: власть и бизнес/Отд. Экономики РАН; науч.-ред. Совет изд-ва «Экономика» - М.: ОАО «Издательство «Экономика». 1999. – С. 414.

51. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Воронеж: «Истоки», ВГАУ.1995. – С. 519.

52. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: «Экономика». 1993. - С. 336.

53. Экономика и бизнес / Под ред. Каменева В.Д./М.: МГТУ. 1993. - С. 464.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: