Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства (ст. 193 УК РФ)

При установлении незаконного перемещения валюты, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории РФ или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по ч. 1 или 2 ст. 16.1 КоАП (например, физическое лицо прошло через «зеленый» канал, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой одежды).

Субъектами данного правонарушения могут быть только физические лица.

С субъективной стороны такое правонарушение характеризуется виной, выраженной как в форме прямого умысла, так и в форме неосторожности.

Протоколы составляют должностные лица таможенных органов, которые затем рассматривают данные правонарушения.

Высокая общественная опасность нарушений валютного законодательства обусловила уголовно-правовую защиту правоотношений в этой области.

В УК включена ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте», согласно которой «невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет». Деяние, предусмотренное названной статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 5 млн руб.

Объект рассматриваемого преступления — установленный порядок обязательного возвращения из-за границы средств в иностранной валюте, а именно общественные отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности по поводу государственного регулирования обязательного

перечисления субъектами внешнеэкономической деятельности средств в иностранной валюте на счета в уполномоченные банки. Одна из целей статьи — удержание иностранной валюты в государственной казне Российской Федерации, предотвращение ее утечки за рубеж в целях стабилизации рубля, создание условий для его конвертируемости.

Предмет преступления — средства в иностранной валюте. В соответствии с Законом о валютном регулировании к иностранной валюте относятся:

— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

— средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

К средствам в иностранной валюте относятся также ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и т.д.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

Положение о необходимости обязательного возврата из-за границы средств в иностранной валюте было введено в интересах развития экономики Российской Федерации, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов и их пополнения, стабилизации курса рубля, создания условий для его конвертируемости. Часть валютной выручки юридических лиц — резидентов подлежала обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ после зачисления ее на счета этих юридических лиц в уполномоченных банках РФ по рыночному курсу иностранных валют в соответствии с порядком, установленным Банком России. Закон о валютном регулировании сохранил правило о том, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности резиденты, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезиден тов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию РФ, невыполненные работы, неоказан-ные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности (ст. 19). Статья 21 данного Закона, предусматривавшая обязательную продажу части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке, с 1 января 2007 г. отменена.

Напомним, что ст. 12 Закона о валютном регулировании установлено, что резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ. Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках, находящихся в России. Подобная либерализация валютного регулирования ставит под сомнение необходимость уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту только в следующих случаях: а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами РФ в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет; б) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с содержанием резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов в уполномоченных банках; в) при использовании иностранной валюты, полученной резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ.

Основания и порядок обжалования решений органов и агентов валютного контроля, вынесенных по результатам проведенных проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства.

В рамках главы 4 Валютный контроль у резидентов и нерезидентов есть право обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Законодатель делает отсылку к главе 24 АПК РФ и главе 25 ГПК РФ, т.е. по – сути имеется в виду судебный порядок обжалования.

Помимо него возможен также административный порядок: обращение в вышестоящий административный орган с тем, чтобы остановить/отменить предписание/решение нижестоящего органа. Однако на практике, как правило, решение/предписание остается без изменений - «тигр сам себя не кусает». Лектор: стоит начать с административного способа защиты, потом в суд. Хотя можно и сразу в суд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: