Понятие и сущность валютного регулирования

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика - составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)"

Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Статья 28. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Статья 29. Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Статья 30. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

"Гражданский кодекс РФ (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ

Статья 141. Валютные ценности

Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Право собственности на валютные ценности защищается в РФ на общих основаниях.

Статья 317. Валюта денежных обязательств

1. Денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статья 140).

2. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

3. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.

"Кодекс РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Примечания. 1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 3, 4 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством РФ для расчета суммы резервирования по валютной операции.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка РФ.

"Уголовный кодекс РФ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Статья 186. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

1. Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора"

5. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор:

5.1.1. за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

5.1.2. за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 166 "О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, необходимых для осуществления его функций документов и информации"

1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления и передачи органами и агентами валютного контроля в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (далее - уполномоченный орган валютного контроля) и ее территориальные органы документов и информации, необходимых для осуществления функций уполномоченного органа валютного контроля (его территориальных органов).

Постановление Правительства РФ от 12.03.2008 N 166 "О проведении валютных операций Федеральной службой безопасности РФ"

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительство РФ постановляет:

Возложить на Федеральную службу безопасности РФ полномочия по осуществлению всех видов валютных операций, регулируемых Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", без ограничений.

Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 803 "О проведении валютных операций Федеральным казначейством"

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительство РФ постановляет:

Возложить на Федеральное казначейство полномочия по осуществлению всех видов валютных операций, регулируемых Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", без ограничений.


Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 856 "О проведении валютных операций Министерством иностранных дел РФ"

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительство РФ постановляет:

Возложить на Министерство иностранных дел РФ полномочия по осуществлению всех видов валютных операций, регулируемых Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", без ограничений.

Постановление Правительства РФ от 15.08.2006 N 503 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора"

В связи с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительство РФ постановляет:

Установить, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора принимает акты о прекращении действия выданных резидентам разрешений, за исключением разрешений, выданных Центральным банком РФ или его территориальным учреждением, в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ.

Приказ Минфина РФ от 17.09.2001 N 250 "О Порядке определения общей стоимости вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней"

1. Настоящий порядок определения общей стоимости вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней разработан в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. N 742 "О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней" в целях обеспечения государственного контроля за эффективностью реализации вывозимых с территории РФ драгоценных металлов и драгоценных камней.

2. Определение общей стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется исходя из цен, предусмотренных в прейскурантах на драгоценные камни, и цен мирового рынка на драгоценные металлы.

3. На драгоценные камни, добытые и обработанные в РФ, Министерством финансов РФ утверждаются прейскуранты цен, аналогичные действующим на мировом рынке.

На базе прейскурантных цен добывающие и обрабатывающие предприятия устанавливают цены экспертным путем с учетом конъюнктурных колебаний цен.

4. Общая стоимость вывозимых драгоценных камней (кроме алмазов) для целей осуществления государственного контроля определяется исходя из действующих на территории РФ цен, применяемых в соответствии с условиями внешнеторгового договора.

При отсутствии утвержденных прейскурантов цен на партии обработанных камней, вывозимых с территории РФ или использованных при изготовлении ювелирных изделий, в том числе изготовленных из ранее ввезенных драгоценных камней в сырье, для целей государственного контроля применяются контрактные цены.

Для обоснования уровня применяемых цен предприятия - изготовители обязаны представлять расчетные материалы и технико - экономическое обоснование соответствия контрактных цен уровню мировых цен.

5. Общая стоимость вывозимых драгоценных металлов в виде продукции и изделий, в том числе ювелирных изделий и других бытовых товаров из драгоценных металлов, для целей государственного контроля определяется с учетом массы вывозимых химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в указанных изделиях, и цен мирового рынка драгоценных металлов, применяемых в соответствии с условиями внешнеторгового договора.

6. Общая стоимость ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, вывозимых с территории РФ, определяется с учетом цен мирового рынка на драгоценные металлы и цен на обработанные драгоценные камни, применяемых в соответствии с условиями пунктами 4 и 5 настоящего порядка.

Целью государственного воздействия на валютные отношения является защита национальной валюты от вытеснения ее из обращения валютами иностранных государств. Государство стремится, в связи с этим, сохранять оптимальный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Для достижения цели защиты национальной валюты правовой режим валютного регулирования направлен на решение следующих задач:

1) обеспечение контроля за международными текущими платежами;

2) ограничение ввоза и вывоза капитала в зависимости от состояния платежного баланса страны;

3) обеспечение контроля за денежными операциями нерезидентов внутри страны;

4) ограничение, вплоть до полного запрета, обращения иностранной валюты внутри страны;

5) формирование государственного валютного резерва для обеспечения финансовых обязательств государства.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: