История развития, современное состояние и назначение валютных рынков

Валютный рынок

Валютные рынки позволяют их участникам обменивать одну валюту на другую. Одна сторона сделки получает определенную валюту в обмен на свою валюту. Относительные количества участвующих в сделке валют определяются их обменным курсом. А валютный обменный курс – это цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты.

Валютный рынок - самый крупный рынок в мире. По данным Банка международных расчетов (BIS) ежедневный оборот валютного рынка в 1977 году составлял 5 млрд. долл., в 1987 году – 600 млрд. долл., в 1992 году он достиг 1 трлн. долл., а в 2010 году стал равен 4 трлн. долл. США. Для сравнения можно отметить, что годовой объем торговли физическими товарами равен обороту валютного рынка в течение нескольких дней.

Валютные рынки являются внебиржевыми (ОТС), они функционируют круглосуточно во всех развитых странах мира. Крупнейший в мире центр по торговле валютой – Лондон, за ним следует Нью-Йорк, затем Токио, Сингапур и Франкфурт. В каждом из этих центров сделки с валютой идут в течение рабочего дня. В результате торговля начинается сначала в Азии, к концу рабочего дня в восточном полушарии торговля открывается во Франкфурте и Лондоне, а в конце рабочего дня из столицы Великобритании она перемещается в Нью-Йорк.

Валютный рынок (форекс – foreign exchange, forex, или FX ) по сути, это – просто механизм, с помощью которого иностранные валюты оцениваются в единицах другой валюты и который обеспечивает мировую экономику (мировую торговлю) необходимыми обменными ресурсами, позволяющими экономическое неравенство и различное финансовое состояние участников международного обмена.

1.1 Назначение валютных рынков.

а) Обеспечение торговли и инвестиций.

Компании, занимающиеся импортом и экспортом товаров, покупают их за одну валюту, а продают за другую, то есть осуществляют платежи в одной валюте, а выручку получают в другой. Поэтому приходится конвертировать часть выручки в ту валюту, которой они рассчитываются за приобретенные товары. Точно также компания, приобретающая активы в другой стране, должна рассчитываться за них в местной валюте. Ей также приходиться конвертировать свою валюту в иностранную валюту.

б) Спекуляции.

Обменный курс двух валют меняется в зависимости от спроса и предложения на каждую из них. Валютные трейдеры могут получить прибыль, покупая валюту по одному курсу и продавая по другому, более выгодному. На долю спекулятивной торговли приходится весьма значительная часть сделок валютного рынка.

в) Хеджирование.

Компании, имеющие активы в других странах, принимают на себя риск изменения стоимости активов, выраженной в их национальной валюте, в результате колебаний обменного курса двух валют – национальной и местной. Хотя иностранные активы не меняют с течением времени своей стоимости в иностранной валюте, они могут приносить как прибыль, так и убытки в национальной валюте их собственника при изменении обменного курса. Компании могут избежать убытков, прибегнув к хеджированию. Хеджирование предполагает осуществление такой валютной операции, которая компенсирует прибыль или убыток по иностранным активам, обусловленные изменением обменного курса.

Валютный рынок XX века характеризовался как периодами высокой неустойчивости, так и периодами относительной стабильности. Он состоял главным образом из коммерческих операций.

Сразу после Первой мировой войны валютные рынки характеризовались очень высокой неустойчивостью и повышенными объемами спекулятивных операций. Поэтому для участников рынка стало естественным использование страхования (хеджирование) с помощью форвардных контрактов. Великая депрессия в сочетании с временной отменой золотого стандарта в 1931 году привели к значительному спаду в объемах валютных сделок. К середине 30-х годов в лидеры валютной торговли выдвинулся Лондон. На пике могущества Британской Империи фунт был основной валютой для торговли и играл роль резервной валюты. В 1930 году в Базеле (Швейцария) был учрежден Банк международных расчетов (Bank of International Settlements (BIS)). Его целью стал надзор за финансовой деятельностью новых независимых государств с оказанием денежной помощи странам, испытывающим временные трудности с платежным балансом. По ряду причин реализация этих планов оказалась невозможной.

Вторая мировая война оказала пагубное воздействие на фунт стерлингов. Британская экономика была разрушена, Британская Империя развалилась, а международное доверие к британской валюте в результате массированной подделки Германией фунта стерлингов как элемента тотальной войны против Англии, было подорвано.

1.2 Бреттон-Вудское соглашение

В июле 1944 года Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Франция встретились на конференции по валютно-финансовым вопросам (United Nations Monetary and Financial Conference) в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США) для обсуждения и формирования будущего экономического порядка. В качестве места проведения была выбрана Северная Америка, так как Соединенные Штаты стали ведущей державой среди союзников с экономикой, которую не затронула война.

Предполагалось ввести государственный валютный контроль для придания валютным рынкам стабильного характера. С помощью стабильных валют предполагалось обеспечить экономический рост и процветание в международном масштабе. Для этого на конференции были разработаны два основных принципа: привязка курсов валют и учреждение Международного валютного фонда.

1) Привязка курсов

Основные торговые валюты были привязаны (pegged) к доллару США в том смысле, что допускались их колебания в любую сторону от фиксированного курса не более чем на процент. Когда стоимость валюты выходила за установленные границы, ответственный за контроль центральный банк должен был продать или купить валюту, возвращая тем самым ее курс в допустимый интервал. В свою очередь доллар США был привязан к золоту при цене в 35 долл. за унцию. Таким образом, доллар США стал мировой резервной валютой.

Такая «почти фиксированная» валютная система служила нескольким целям. Во-первых, таким образом предполагалось избежать использования политики чередования ограничения и стимулирования деловой активности с помощью плавающего валютного курса, что было отличительной особенностью периода между мировыми войнами. Во-вторых, (и это в то время было самым важным), мир нуждался в продовольствии, чтобы восстановиться. Когда большая часть мировой экономики была разрушена, система социального обеспечения была подорвана, а политическое равновесие нарушено, нельзя было предоставлять возможности и инструменты валютным спекулянтам. Мировая экономика нуждалась в защите, и Бреттон-Вудское соглашение обеспечило ей такую защиту посредством привязки валютных курсов к доллару США. Ключевой элемент в этом соглашении – кооперация центральных банков для осуществления государственного вмешательства. Такое постоянное сотрудничество помимо технических аспектов подразумевало также нахождение взаимопонимания и укрепления взаимосвязей между сторонами с разными интересами.

2) Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд (International Monetary Fund) является кооперативной организацией, объединяющей более 180 стран.

МВФ ссужает деньги своим членам, которые сталкиваются с трудностями по погашению обязательств перед другими членами, с условием, что они предпримут экономические реформы, способствующие устранению этих трудностей в их собственных интересах и интересах остальных. Однако МВФ не имеет эффективных рычагов вмешательства во внутреннюю экономическую политику своих членов. МВФ может лишь побуждать своих членов лучше использовать ограниченные ресурсы, не допуская финансовых излишеств.

Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне (округ Колумбия). МВФ в своей деятельности преследует следующие цели:

- Содействие международной кооперации путем предоставления своим членам возможностей для консультаций и сотрудничества по международным валютным проблемам.

- Содействие развитию международной торговли, обеспечивая тем самым более высокий уровень занятости и реальных доходов для стран-членов.

- Поддержание стабильности валютных курсов и упорядочение валютных отношений с тем, чтобы не допускать обесценения валют.

- Стимулирование создания многосторонней системы международных расчетов и отмена валютных ограничений, препятствующих росту мировой экономики.

- Предоставление финансовых ресурсов своим членам на временной основе и с адекватными гарантиями для устранения несбалансированности платежей, чтобы стране-члену не пришлось прибегать к мерам, наносящим вред национальному и международному благополучию.

Структура МВФ

Руководят фондом Совет управляющих (Board of Governors) и Исполнительный комитет (Executive Board). Совет управляющих, который управляет фондом, состоит из одного управляющего и дополнительно по одному управляющему от каждой страны-члена. Исполнительный комитет, ответственный за повседневную деятельность фонда, состоит из 22 исполнительных директоров, представляющих одну или более стран. Исполнительным комитетом руководит директор-распорядитель (Managing Director).

В Международный валютный фонд может вступить любая страна с ответственной внешней политикой. Каждой стране-члену назначается специальная квота (quota) в соответствии с уровнем ее экономического развития. Члены должны вносить 25% этой квоты в стандартные резервных активах, таких, как доллары США или специальные права заимствования (SDR)), а также равное количество в своей собственной валюте. Размер квоты ограничивает и право голоса страны-члена, и объем допустимых заимствований.

Рис. 1 Формула, использовавшаяся для определения квоты первоначальных членов МВФ.

Квота = (0.02 Y + 0.05 R + 0.10 MT + 0.10 V) * (1 + X/Y) Где Y = национальный доход в 1940 г. R = золотое и долларовое сальдо M = средний объем импорта за 1934-1938 гг. V = максимальный разброс в объеме экспорта за 1934-1938 гг. X = средний объем экспорта за 1934-1938 гг.

Способы заимствования

Собранные таким образом средства могут использоваться членами фонда. Эти ресурсы могут быть увеличены несколькими способами. Страны-члены МВФ могут получать кредиты следующими способами:

1) Резервный транш (reserve tranche) является наиболее обычным способом заимствования. Он позволяет члену фонда заимствовать свою квоту на резервные активы на момент платежа. Строго говоря, от страны требуется предоставлять доказательства нужды в средствах, хотя фонд может на этом и не настаивать.

2) Кредитный транш (credit tranche drawings) и соглашение о резервных кредитах (stand-by-arrangement). Это – стандартные формы кредитов МВФ. В случае одобрения их выдачи Исполнительным комитетом, кредиты предоставляются четырьмя равными траншами размером в 25% индивидуальной квоты каждый. Каждый последующий транш предоставляется при ужесточении контроля над проведением экономической политики. Кредиты предоставляются либо немедленно, либо в соответствии с соглашением о резервных кредитах.

3) Схема компенсационного финансирования (compensatory financing) предоставляет финансовую помощь странам с временными проблемами, порожденными сокращением экспортной выручки. Объем предоставляемого кредита может доходить до 83% квоты.

4) Финансирование резервного запаса (buffer stock) направлено на помощь в создании запасов основных видов сырья для стабилизации цен на них. Для этой цели может выделяться в качестве кредитов до 45% квоты.

5) Система расширенного финансирования (extended facility) предназначена для помощи членам фонда, когда масштабы их финансовых проблем не покрываются возможностями других источников.

Специальные права заимствования

Специальные права заимствования (Special Drawing Rights - SDR) служат международными резервными активами, созданными и выделяемыми Международным валютным фондом в дополнение к существующим резервным активам. Идея создания SDR родилась из потребности в стабильном и надежном источнике кредитования, независимом от традиционных резервных активов, таких, как доллары США. По рекомендации группы десяти, США, Великобритании, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Франции, Италии, Японии, Канады и Швеции, специальные права заимствования были созданы на заседании МВФ в Рио-де-Жанейро в сентябре 1967 года.

Все члены МВФ имеют право на получение кредита в SDR. Они используются для осуществления платежей и обмена на валюты других стран-членов МВФ.

Первоначальная стоимость SDR была вычислена Международным валютным фондом как общая взвешенная сумма долларовых стоимостей пяти валют: доллара США, немецкой марки, британского фунта, японской иены и французского франка (USD -39%; DEM – 21%; JPY – 18%; GBP, FRF – 11%).

1 января 1999 года МВФ заменил в валютной корзине, образующей SDR, немецкие марки и французские франки эквивалентным количеством евро на основании фиксированных обменных курсов между евро и немецкой маркой и между евро и французским франком соответственно, объявленных 31 декабря 1998 года на Совете Европы.

1990-е годы для МВФ - это эпоха предоставления широкой финансовой помощи странам Восточной Европы, Балтии и России для облегчения перехода от централизованной экономике к рыночной.

В феврале 1995 года МВФ выделил Мексике 17.8 млрд. долл. помощи для проведения антикризисной политики. В декабре 1997 года Корея получила 20.9 млрд. долл. помощи. Весьма большие суммы были предоставлены также Индонезии (11.2 млрд. долл. в ноябре 1997года) и Таиланду (4.0 млрд. долл. в августе 1997 года). В июле 1998 года МВФ выделил России 11.2 млрд. долл. в дополнение к кредиту в 9.2 млрд. долл., выданному в марте 1996 года.

Упразднение Бреттон-Вудского соглашения

Бреттон-Вудское соглашение действовало с 1944 по 1971 год. В условиях действия этого соглашения разрушенные войной Европа и Япония сумели восстановиться. Но, по сути, эта система являлась делом одной страны. Восстановившись, Европа и Япония начали конкурировать в пределах зоны действия доллара США. После 1965 года Соединенные Штаты стали восприниматься в мире как экспортер инфляции. К концу 1960-х годов расхождение в темпах роста и темпах инфляции среди возродившихся стран увеличились. В ответ государственное вмешательство было усилено. Однако искусственно воздвигнутые ограничения не могли помочь в обстановке действия естественных экономических сил. Они просто перестали приносить пользу.

Первый шаг на пути отказа от Бреттон-Вудского соглашения был предпринят в декабре 1971 года в Вашингтоне (округ Колумбия), когда было заключено так называемое Смитсоновское соглашение. Диапазон возможных колебаний курсов валют относительно доллара США был увеличен с 1% до 4.5%. Остальные валюты, вследствие этого, могли теперь отклоняться относительно друг друга на 9%. Параллельно этому, европейское экономическое сообщество(European Economic Community), созданное в 1957 году в попытке освободиться от чрезмерного влияния доллара, начало движение в сторону создания зоны с большим влиянием немецкой марки. Это движение привело в конечном итоге к созданию своей собственной Европейской валютой системы. В апреле 1972 года ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург разработали систему «совместного плавания» (European Joint Float) курсов валют. По этой системе валютам этих стран разрешалось колебаться друг относительно друга в полосе шириной в 2.25%, называемой «змеей» (snake), а всем вместе – в полосе шириной в 4.5%, называемой «туннелем» (tunnel). При этом не учитывались внутренние проблемы стран-членов, поэтому под сильным давлением рынка в 1973 году как Смитсоновское соглашение, так и Европейское, прекратили свое существование.

Отказ от Смитсоновского соглашения и европейской системы «совместного плавания» означал переход валютных рынков к системе свободного плавания. Переход состоялся во многом по умолчанию – за отсутствием выбора. Однако надо помнить, что свободное плавание валют ни в коем случае не навязывалось. Иными словами, страны могли по желанию жестко привязывать курс своей валюты, привязывать его частично или предоставлять ему полную свободу. На самом деле свободное плавание официально было разрешено Международным валютным фондом только в 1978 году.

Основные валюты, такие, как доллар США, изменяются независимо от остальных валют. Валютой может торговать любой желающий. Ее стоимость является функцией текущего спроса и предложения на рынке. При этом не предполагалось никаких интервенционистских мер. Естественно, что на свободноплавающие валюты всегда существует повышенный спрос. Свободное плавание не является единственным обязательным условием торговли. Огромное значение имеет и ликвидность.

Европейский валютный союз (ЕВС – European Monetary Union (EMU))

Европейский валютный союз ввел в обращение евро 4 января 1999 года, как безналичную форму расчета. Наличное евро было введено в обращение с 1 января 2002 года.

Первые шаги к образованию такого союза были предприняты в 1950 году, когда был учрежден Европейский платежный союз (European Payments Union) для содействия проведению расчетов по международным торговым операциям. В 1951 году Парижский договор учредил Европейское объединение угля и стали (European Coal and Steel Community), образованное ФРГ, Францией, Италией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом. Великобритания вступить в него отказалась. Целью объединения служили содействие торговле между европейскими странами в целом и отмена ограничений на торговлю углем и сталью в частности.

В 1957 году Римский договор учредил Европейское экономическое сообщество (ЕЭС – European Economic Community (EEC)) с теми же подписавшимися сторонами, что и у Европейского объединения угля и стали. Целями ЕЭС стали устранение таможенных пошлин и прочих барьеров, препятствующих свободному движению капитала, услуг и труда между членами сообщества. ЕЭС также установило общие тарифные барьеры против не входящих в сообщество стран.

Европейское экономическое сообщество управляется четырьмя исполнительными и законодательными органами:

1) Совет министров (Council of Ministers). Принимает основные политические решения. Состоит из министров стран-членов. Обязанности председателя возлагаются на 6 месяцев на каждого члена Сообщества в алфавитном порядке. Заседания проводятся в Брюсселе или в столице государства, председательствующего на данный момент.

2) Европейский парламент (European Parliament). Рассматривает и вносит поправки в европейское законодательство, а также обладает полномочиями принимать или отклонять бюджетные предложения. Располагается в Люксембурге, но сессии происходят в Страсбурге или Брюсселе.

3) Европейский суд (European Court of Justice). Призван урегулировать споры между УЭС и странами-членами. Состоит из 13 членов и располагается в Люксембурге.

1.3 Европейская валютная система

В 1978 году девять членов Европейского экономического сообщества ратифицировали новый план обеспечения стабильности – создание Европейской валютной системы (ЕВС – European Monetary System (EMS)). В нее вошли ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия, Дания и Ирландия. Италия присоединилась на определенных условиях. Греция вошла в валютную систему в 1981 году, Испания и Португалия – в 1986 г. Позже, в 1990 году, Великобритания присоединилась к механизму валютных курсов.

В рамках ЕВС была создана европейская валютная единица – экю (European Currency Unit (ECU)). Конечная цель ее создания – вытеснение валют отдельных европейских стран-членов. Экю создал предпосылки для перехода к евро.

Экю представлял собой корзину валют стран-членов. Эта составная валютная единица была образована всеми валютами Европейского экономического сообщества, каждая со своим весом. Эти веса являлись функцией относительной величины ВВП и индивидуальной доли внешней торговли внутри ЕВС. Веса пересматривались каждые пять лет или по требованию стран-членов.

Доля индивидуальной валюты в структуре экю подсчитывались следующим образом:

Структура = стоимость экю * вес * валютный курс против доллара США

Экю выполнял две функции – валютную (currency function) и учетную (accounting function).

Валютная функция. Предполагалось, что экю будет резервной валютой. Центральные банки стран ЕВС использовали экю для предоставления кредитов и эмитировали их для погашения долгов. Экю котировались в долларах США, как и британские фунты.

Учетная функция состояла в том, что цена экю использовалась в качестве ориентира, относительно которого оценивались валюты членов сообщества. Оценивание отдельных валют проводилось в фиксированное время в Европе и базировалось на среднем курсе покупателя и продавца.

Двусторонняя сетка (bilateral grid) связала все курсы валют с экю. Центральный курс – это средний курс между курсом покупателя и курсом продавца в фиксированное время. Он использовался для определения того, выполняют ли валюты членов ЕВС ограничения на допустимые колебания или нет. Этот допустимый диапазон был установлен в 2.25% для большинства стран и в 6% для Италии до 1990 года, а затем и для Испании до 1993 года. В 1993 году диапазон колебаний был расширен до 15% и такой он сохранялся вплоть до введения евро. Каждый центральный банк был ответственен за поддержание курса своей валюты в пределах означенного диапазона путем валютных интервенций.

Порог отклонения (threshold of divergence) служил важной характеристикой безопасности ЕВС. Эта характеристика служила ориентиром в использовании дополнительных инструментов денежной политики для тех стран, валюта которых подвергалась большому рыночному давлению. Под дополнительными инструментами подразумевалось использование девальвации или ревальвация валюты и изменение процентных ставок (помимо обычных интервенций центрального банка на валютных рынках).

Данная характеристика ограничила ответственность остальных членов ЕВС за валюту, оказавшуюся в затруднении. На практике это означало, что, как только какая-либо валюта выходила за порог отклонения, поддержка со стороны валютной системы прекращалась. Все валютные проблемы, в таком случае, ложились на плечи конкретной страны и лишь в минимальной степени оказывали негативное воздействие на остальные страны сообщества. Порог отклонения был установлен на уровне в 1.69% стоимости экю (за исключением стран с более широким допустимым диапазоном в 6%, для которых он был установлен в 4.5%). Необходимо заметить, что при переходе к евро, конструкторы новой валютной системы не сочли нужным использовать данную ограничительную меру.

Поддерживающие схемы кредитования (supporting credit facilities) предоставляют центральным банкам ЕВС различные возможности использования своих валютных резервов для целей паритетных поддерживающих интервенций. В рамках данных схем предполагалось возможность предоставления кредитов с тремя различными сроками:

- краткосрочные ссуды (от 45 до 90 дней) практически неограниченного размера;

- среднесрочные ссуды (от 90 до 270 дней) из ограниченного пула (в экю), основанного на квотах всех членов ЕВС;

- долгосрочные ссуды из ограниченного пула (в экю), обусловленные обещаниями заемщика проводить в дальнейшем внутреннюю экономическую политику, минимизирующую будущую потребность в этом типе ссуды.

Европейский фонд валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund) был организован для управления распределением кредитов ЕВС. Для повышения привлекательности экю страны, которые держат больше депозитов в экю или которые получают больше платежей по ссудам, чем предполагает их доля экю в ЕВС, получают процент по депозитному излишку, и наоборот. Процентная ставка при этом равна взвешенному среднему по учетным ставкам членов ЕВС.

В феврале 1992 года 12 стран подписали в голландском городе Маастрихте Договор о Европейском союзе (ЕС – European Union (EU)). Этими странами были Бельгия, Дания, Франция, Германия, Великобритания, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания. Договор содержал ряд поправок к Римскому договору 1957 года. Великобритания ратифицировала договор, но не поддержала введения общей европейской валюты.

Европейский союз был учрежден 1 ноября 1993 года после ратификации договора всеми 12 странами-членами, которые и стали членами ЕС.

Появление евро. Официальные фиксированные курсы 11 европейских валют, предложенные Комиссией ЕС и одобренные министрами финансов ЕС 31 декабря 1998 года, образовали новую денежную единицу ЕС – евро. Например, 1 EUR = 1.95583 DEM, 1 EUR = 6.55957 FRF, 1 EUR = 1936.27 ITL. 31 декабря 1998 года также был установлен окончательный фиксинг для экю в отношении 1:1 к евро.

Европейский центральный банк (ЕЦБ )

Европейский центральный банк был учрежден 1 июня 1998 года. С момента введения единой валюты ЕЦБ ответственен за проведение валютной политики сообщества. На практике исполнительные органы ЕЦБ (Правительственный совет и Исполнительный совет) управляют работой Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ – European System of Central Banks (ESCB)).

К задачам Европейской системы центральных банков относятся регулирование денежного обращения, проведение валютных операций, хранение и управление официальными валютными резервами стран-членов и содействие бесперебойной работе платежных систем. ЕЦБ является преемником Европейского валютного института (European Monetary Institute (EMI)).

Основная цель Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка – поддержание стабильности цен. Без ущерба для этой основной цели ЕСЦБ должна поддерживать общую экономическую политику сообщества, имея в виду содействие в достижении целей сообщества. Преследуя эти цели, ЕСЦБ должна действовать в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, способствующим эффективному распределению ресурсов.

Основные задачи ЕСЦБ.

1) Определение и осуществление валютной политики сообщества;

2) Проведение валютных операций;

3) Хранение и управление официальными валютными резервами стран-членов;

4) Содействие бесперебойной работе платежных систем;

5) Помощь в проведении политики, осуществляемой компетентными органами в отношении надзора за кредитными институтами и стабильности финансовой системы.

Инструменты валютной политики ЕСЦБ

Методологическая основа валютной политики предполагает использование ряда инструментов.

1) Операции на открытом рынке (open market operations).

Операции на открытом рынке играют важную роль в регулировании уровня процентных ставок и управлении ситуацией с ликвидностью на рынках. Они также служат индикатором эффективности валютной политики.

Для осуществления операций на открытом рынке ЕСЦБ располагает пятью типами инструментов. Наиболее важными являются обратные сделки (применяемые в форме соглашений о продаже с обратным выкупом и обеспеченных ссуд). ЕСЦБ может использовать также прямые сделки (сделки аутрайт), эмитировать долговые сертификаты, организовывать валютные свопы и инкассировать депозиты с фиксированными условиями.

Операции на открытом рынке инициируются ЕЦБ, который также принимает решение об используемых инструментах и условиях осуществления таких операций.

По своим целям, регулярности и процедурам операции ЕСЦБ можно подразделить на четыре категории: основные операции рефинансирования, долгосрочные операции рефинансирования, операции тонкой настройки и структурные операции.

- Основные операции рефинансирования (main refinancing operation) являются регулярными обеспечивающими ликвидность обратными сделками, проводимыми с недельной периодичностью и со сроком действия в две недели. Они осуществляются национальными центральными банками не основе стандартного тендера и в соответствии с заранее определенным графиком. Основные операции рефинансирования должны играть центральную роль в осуществлении целей операций ЕСЦБ на открытом рынке и обеспечивать значительную часть рефинансирования финансового сектора.

- Долгосрочные операции рефинансирования (longer-term refinancing operations) являются обеспечивающими ликвидность обратными сделками, осуществляющимися с месячной периодичностью и со сроком действия в три месяца. Эти сделки проводятся национальными центральными банками на основе стандартного тендера и в соответствии с заранее определенным графиком. Эти операции нацелены на предоставление встречной стороне дополнительного более долгосрочного рефинансирования. Как правило, применяя эти операции, ЕСЦБ не дает определенные сигналы рынку – он выступает при этом просто как получатель процента.

- Операции тонкой настройки (fine-tuning operations) могут осуществляться на специальной основе для управления ситуацией с ликвидностью на рынке и регулирования уровня процентных ставок, в частности, чтобы сглаживать последствия влияния на них непредвиденных колебаний ликвидности. Операции тонкой настройки реализуются главным образом в виде обратных операций, но могут принимать форму прямых сделок (сделок аутрайт), валютных свопов и инкассирования депозитов с фиксированными условиями. Эти инструменты и процедуры, применяемые при проведении операций тонкой настройки, должны быть приспособлены к различным типам операций и конкретным целям, преследуемым при их осуществлении. Операции тонкой настройки должны проводиться национальными центральными банками на основе упрощенного тендера или двусторонней процедуры. Управляющий совет ЕЦБ в исключительных случаях должен решать, могут ли двусторонние операции тонкой настройки осуществляться самим ЕЦБ.

Структурные операции (structural operations) ЕСЦБ также может проводить путем эмиссии долговых сертификатов, обратных сделок и прямых сделок (аутрайт). Эти операции осуществляются в том случае, если ЕЦБ желает скорректировать структурные позиции ЕСЦБ в отношении финансового сектора (на регулярной или нерегулярной основе). Структурные операции в виде обратных сделок и эмиссии долговых инструментов будут проводиться национальными центральными банками путем стандартных тендеров. Структурные операции в виде прямых сделок (аутрайт) будут осуществляться на двусторонней основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow