Тема и «болевая точка» сюжета

Тема [от греч. Thema, букв. — то, что положено (в основу)], 2) в ис-ве объект худ. изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом.

СЭС, 1979 г.

Тема произведения — как этот термин навяз в зубах еще в школе! Помните — «Основной темой “Записок охотника” были взаимоотношения крестьян и помещиков…». Или тема сочинения: « Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни». А вот цитата из современной кинокритики: «Тема этого фильма — современный человек в современном городе».

Помогают такие формулировки темы или больше мешают? Что прибавили они к пониманию произведения? Понятно, что после таких формулировок у многих слово «тема» ассоциируется с чем-то вроде зубной боли. Ведь в практической работе нам нужны не красивые слова, а действенный механизм, помогающий понять, как и что снять, смонтировать, прокомментировать и т. д. И от какого-то определения все равно не уйти. Ведь тема — та основа, на которой все строится.

И тогда авторговорит: «Я сегодня снимаю сюжет о лыжных соревнованиях (заседании городской Думы, празднике лесоповала)». Какую информацию он сам может извлечь из этой фразы? Ту, что это будет телесюжет, а не статья и роман. И что в кадре будут лыжники (депутаты, лесорубы). Но чем это ему поможет в отборе материала и его выстраивании? Даст ли понимание, что и как снимать, монтировать, озвучивать и т. д.?

Давайте попробуем зайти с другой стороны.

Что произойдет, если главными, ключевыми словами мы сделаем не «сюжет» и «лыжные соревнования» (лесоповал, заседание), а «я» и «сегодня»? Сразу возникают вопросы: почему я? почему сегодня? И в данной ситуации ответ «а потому что мне интересно» — не вариант. Ведь большинству из нас интересно многое. А именно сегодня почему-то потянуло на лыжников, лесорубов или депутатов. Значит, с выбранной темой связана какая-то сущностно важная для автора проблема.

Ну что за муть! — может сказать начинающий журналист. — Просто сейчас появилась такая возможность, информационный повод.

Или:

— Тема сюжета заказана шеф-редактором, я не хочу, а должен ее сделать. Это событийный сюжет.

На эти типичные возражения есть не менее типичные ответы.

На первое можно сказать, что просто так возможности не появляются. Нет, я не про мистику. Просто мир вокруг нас настолько вариативен, что можно практически в любой момент рассказать о чем угодно. Это наш фокус внимания почему-то в определенный момент времени сосредоточился на чем-то конкретном. Куда наш интерес будет направлен сегодня, всегда определяется именно и только процессами, происходящими в нашей психике.

А на второе… как уже говорилось, есть у экрана это странное свойство: если у автора нет личной заинтересованности в материале, с которым он в данный момент работает, то ощущение скуки всегда будет передано и зрителю. То есть, не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что умение найти личный интерес, свою тему в любом материале является свойством, определяющим профпригодность журналиста, режиссера, оператора, монтажера — любого профессионала экрана.

Но вернемся к теме. Итак, допустим, в фокус вашего внимания попали именно лыжники. Почему? Может, вы в детстве увлекались лыжами? Или уже несколько лет не выбирались на лыжню сами? А может, ваш родственник против того, чтобы вы уходили на целый день в лес? Или… Хорошенько покопавшись в своих чувствах и мыслях, каждый найдет там что-то свое, личное. Универсального ответа здесь не может быть в принципе. Причем это «что-то» всегда будет связано не с простым любопытством, а с проблемой — назовем ее «болевой точкой» автора. Можем мы сформулировать на бумаге свою личную проблему, которая как-то связала нас с лыжной прогулкой? Тогда пишем: «Я сегодня буду снимать этот материал, потому что…» — и далее — волнующая нас лично проблема.

Только делать это надо обязательно на бумаге, какими бы ясными наши мысли нам ни казались. Почему? Просто запишите одной строчкой предельно точно (а именно так и надо записывать все, что касается экрана) даже очень ясную мысль. Все равно рука будет замирать над бумагой, пока подыскиваются более внятные, ясные формулировки, слова, обороты...

В фильме«Клетка» такой «болевой точкой» стал мой собственный страх перед ВИЧ. Ведь не век же герои фильма — инфицированные матерями младенцы, — останутся в больнице. Рано или поздно они выйдут из ее стен и будут жить в моем городе. Возможно, общаться с моими детьми. А значит, станут опасными и для них, и для меня. Эта личная «болевая точка» и дала толчок к разработке материала, а вовсе не сам факт содержания больных детей в «клетке». Мы ведь не возмущаемся «клетками» психушки для буйных преступников или лепрозория.

Когда меня вывели на материал и я поехал посмотреть, что же в этой больнице происходит, то поймал себя на том, что во мне столкнулись жалость к детям со страхом и подленькой мыслишкой, мол, «а что им вообще делать в нашем мире». Но когда смотришь этим детям в глаза, то низость, цинизм такой мысли становятся ясны до предела.

Такие внутренние конфликты, может быть, и не дают спокойно жить нормальным людям, но для журналиста, режиссера, оператора только с них всерьез что-то и может начаться. Ведь человек всегда разрывается между тем, что он не в состоянии в себе совместить. Нельзя одновременно жениться и не жениться, любить и ненавидеть, быть преуспевающим бизнесменом и живущим только для искусства художником. Нам одновременно может хотетьсяи того и другого, но соединить эти полюса в реальности невозможно.

Между такими крайними точками находится не истина, а проблема.Причем лично затрагивающая именно нас и именно сегодня. А водораздел, простите за высокий «штиль», всегда проходит через совесть самого автора.

Точно найденная своя «болевая точка» — тот психологический механизм, который «запускает» наш личный интерес к материалу.Это и есть точка отсчета любого сюжета: и фильма, и информационного репортажа. Без нее любая ситуация будет увидена холодным «лягушечьим» взглядом равнодушного наблюдателя. Именно поэтому все так называемые самовыражения на экране всегда остаются не более чем «выпендрежем». Зритель хотя и редко осознает это, никогда не спутает сюжет, выросший из «болевой точки», с сюжетом, где главной задачей автора явно было «отработать тему» или «себя показать». Стоящий затраченных на него усилий и средств сюжет всегда рождается не из желания самовыражения, а из внутренней борьбы автора. Это — аксиома.

Типичная ошибка в формулировании «болевой точки» — стремление спрятать за общими словами личное отношение, собственные чувства. Но это бессмысленно, ведь мы формулируем проблему для себя, и она всегда должна оставаться очень личной. Другое дело, что не всегда и не всем ее стоит — и нужно — предъявлять. Это наша персональная «опора», толчок к действию. Без нее хорошего сюжета получиться не может.

Проанализируйте свой индивидуальный опыт: в тех ваших сюжетах, которые имели успех, которыми вы гордитесь, «болевая точка», пусть и не выведенная в сознание, обязательно была. Какая? Конечно, об этом знаете только вы, автор. Но профессионализм — это в том числе и умение не зависеть от воли случая.

Для того чтобы пояснить, что важно сохранять в формулировке «болевой точки», приведу еще несколько примеров.

Слушатель одного из семинаров хотел снять сюжет об отстреле бродячих собак, расплодившихся в его городе. «Мне их жалко», — так мотивировал он свой выбор. Но после часовой «раскопки» выяснилась его настоящая «болевая точка»: неприятие жестокости, «крови» столкнулось с его страхом за собственного ребенка (по городу ходили слухи, что какая-то стая загрызла ребенка прямо на детской площадке). То есть личная проблема (как всегда) была вовсе не в абстрактной «жалости».

В другом случае автор должен был сделать заказную работу об альтернативной службе в армии. Промучившись с поиском хоть какой-то зацепки, он вынес свою проблему на обсуждение. После серии уточняющих вопросов он сам (ведь невозможно определить «болевую точку» за кого-то) сформулировал то, что столкнулось для него в этой теме: надежда на защиту сильной армией (его страна находилась в тот момент в состоянии войны) с убежденностью в том, что каждый должен иметь свободу выбора.

А вот какие «болевые точки» были найдены при обсуждении того, что может стать основой сюжетов о городской думе, где в этот день рассматривался бюджет муниципальной милиции. Тут столкнулись:

§ тоска по защищенности «сильной рукой» — и стремление к свободе;

§ возмущение большими налогами — и ощущение своей беззащитности;

§ страх перед милицейским беспределом — и страх остаться совсем без защиты, и т. д.

Каждая из приведенных формулировок — живое «зерно», из которого может вырасти интересный общезначимый сюжет. А самое важное на этом этапе то, что самих авторов эти «болевые точки» задевали за живое, будили их чувства — и в то же время несли в себе многое из того, что нужно для сочинения «нестыдного» сюжета. Более того, если не будет упущена «болевая точка», эти сюжеты, даже снятые в одном месте и в одно время, т. е. на одном материале, будут совершенно разными. Точно найденная «болевая точка» — еще и хороший «предохранитель» от банальности. Сегодня, когда на одном «пятачке» нередко собираются три, четыре, а порой и десяток телекомпаний, это стало серьезным аргументом.

Сложным или избыточным такой подход может показаться только при поверхностном взгляде. Ведь любой автор — прежде всего человек. А значит, вынужден ежедневно взаимодействовать с социумом. К тому же, в силу профессии наши контакты всегда шире, чем у большинства наших зрителей. А контакты с людьми не могут не рождать каких-то — самых разнообразных — чувств. Постоянно отслеживая их и запоминая, мы и собираем свою «коллекцию болевых точек». Которую и используем, сталкиваясь — по личному желанию или по заданию редакции — с конкретным материалом.

Значит, обостренное внимание к жизни, людям и их действиям (совет, который можно встретить в любой книге по основам журналистики) — не просто благое пожелание, а реальная основа нашей профессии.

Правда, возникает закономерный вопрос: не превратится ли такая «коллекция» в творческий тормоз, заставляющий автора повторять из сюжета в сюжет одно и то же? Нет! Во-первых, потому что сама жизнь, люди в ней и их отношения постоянно меняются. Закоснелость авторских приемов — штампы, — идет как раз от неумения видеть и подмечать это разнообразие. То есть, от невнимательности. А во-вторых, как говаривал один талантливый актер, и плохой, и хороший артист пользуются штампами. Только у хорошего штампов на порядки больше. А значит, в отличие от плохого, он может к каждому конкретному случаю подобрать более точный вариант и найти новую, по-настоящему оригинальную комбинацию своих штампов и приемов.

В конце концов, как экспериментально доказано психологами, вся наша фантазия основана лишь на комбинировании уже известных нам элементов. Ни одного нового человечество придумать не в состоянии. Так что вопрос лишь в том, какие штампы мы берем в работу: лично найденные в реальности или банальные; выбираем их из десятка или из сотни; находим новое сочетание или ходим по старой — своей или чужой, — дорожке.

Конечно, это не оправдание банальностей, которых сам автор книги терпеть не может. Это призыв к наблюдательности, вниманию и точности в работе, которые нас от банальности и «штампов» спасают.

Резюме

Ключевой вопрос любого сюжета: почему я именно сегодня буду про это говорить?

Ответ на него нужно искать не в привязке к конкретному событию и материалу, а в своих личных чувствах и эмоциях, убеждениях и целях. Ведь без личной заинтересованности автора сюжет никогда не станет интересен и для зрителя.

Личный интерес должен основываться не на бытовом любопытстве, а на желании как-то изменить окружающие автора, лично его задевающие социальные отношения — тогда он становится действенной «болевой точкой».

Обостренное внимание к окружающей журналиста действительности дает возможность довольно быстро собрать личную «коллекцию» «болевых точек», которую и используют в разработке конкретного материала любого сюжета. От количества «экземпляров» в «коллекции» и точности формулировок напрямую зависит профессиональный уровень автора. Тут дело во внимании и наблюдательности, которое «накачивается» так же, как и мускулы — ежедневной тренировкой.

Практикум

Вспомните события последнего времени (дня, недели, месяца) и выпишите те, которые вас действительно взволновали. Определите, что именно задело в этих ситуациях — порадовало, обидело, разозлило, рассмешило. Найдите для каждого случая внятную формулировку своей «болевой точки». Помогите себе, сравнив эти события с аналогичными, вызвавшими такую же реакцию.

Каждый раз, сталкиваясь с эмоционально значимой для вас ситуацией, фиксируйте и анализируйте: какие чувства она вызвала, чем именно вас задела. Помните, что объективной оценки не бывает: всегда найдутся люди, которые остались равнодушны или восприняли происходящее с точностью до наоборот. Поэтому причину ищите не вовне, а своем собственном восприятии ситуации и отношении к ней.

Обязательно — особенно первое время, — фиксируйте и ситуации, и свои чувства, и их анализ на бумаге (лучше всего тут же, на месте, но обязательно проверяя и уточняя все формулировки позже, в спокойном состоянии). Лучше всего завести для этого специальный блокнот.

При ежедневном тренинге через два-три месяца фиксация и определение «болевых точек» сюжетов будут происходить почти на «автомате», а вам останется только найти точную формулировку, что после такой тренировки тоже окажется совсем не сложно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: