double arrow

Отступление второе. О фантазии

Пришла пора рассказать о психологическом эксперименте, который уже упоминался.

Однажды психологи предложили людям из разных стран, принадлежащих к самым разным интеллектуальным, социальным, религиозным и возрастным категориям, одно-единственное задание: нарисовать несуществующее животное. Когда все собранные рисунки были обработаны, выяснилось, что в них не было ни одного элемента, который не был уже известен. То есть все несуществующие животные были составлены из частей существующих, а также геометрических фигур, численных и буквенных и иных известных символов. Этот неожиданный результат привел к полному пересмотру того, что такое человеческая фантазия. Оказалось, что наше самое необузданное фантазирование сводится всего лишь к комбинациям, поискам новых сочетаний уже известного. Ни один принципиально новый элемент человеческий разум придумать просто не в состоянии.

По этому же поводу запомнилась одно из интервью с балетмейстером Григоровичем. Воспроизведу его, конечно, по памяти, передавая смысл, а не дословный текст.

«Вы — признанный мастер, — говорит мэтру молоденькая журналистка, — все время вводите в танец новые движения…»

Взгляд Григоровича становится очень удивленным.

«Человек, который придумает хотя бы одно новое движение, — прерывает он журналистку, — будет величайшим гением! В балете уже много веков не появлялось ничего нового. Мы лишь комбинируем из существующих…»

Так мэтр балетного искусства подтвердил выводы психологов.

Получается, что творческое мышление отличается от банального лишь способностью находить новые сочетания: ситуаций, характеров, действий, обстоятельств, деталей и прочего. Но сочетания эти, как писал еще Аристотель, должны быть не только оригинальны (иначе самыми крупными «творцами» считались бы конченые шизофреники), но еще правдоподобны и гармоничны. А самое главное, должны давать людям какой-то новый взгляд на мир, социум и отношения человека с ними, раскрывать смыслы.

Поэтому отнюдь не мечты на диване развивают и подпитывают наше творческое мышление. Мы растим его из личного опыта и произведений большого искусства, мифов и наблюдений, накапливая те элементы, которые потом и войдут в новые экранные комбинации — наши сюжеты. И чем разнообразнее и больше будет их запас — тем легче нам будет собрать из них систему, точно выражающую нашу идею, и в то же время избежать банальности. А сделать их правдоподобными и гармоничными позволяет точно сформулированный авторский замысел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: