Главное событие

Следующий обязательный элемент событийного ряда — главное событие (соответствует кульминации в архитектонике).Это основное событие сюжета, обычно уже несущее в себе «зерно» поворота, раскрывающее главное в характерах основных персонажей.

Поскольку кульминация всегда должна приходиться примерно на две трети от начала, т. е. на композиционный центр («золотое сечение»), то логично, что именно здесь стоит полностью раскрыть столкнувшиеся идеи. В кульминации нет места для экивоков, противостояние входит в фазу открытой борьбы. Это решающий этап борьбы героя с антагонистами и обстоятельствами за свою, а на самом деле, конечно же, авторскую идею.

На главное событие всегда бросаются самые эмоционально сильные художественные средства. То есть синхрон (это всегда «слабая доля») сам по себе кульминацией стать не может ни при каких обстоятельствах. Он может только войти в нее как элемент, усиливающий или оттеняющий чувства и эмоции героев. Или как экспозиция-завязка либо поворот-развязка кульминационного события.

Причем если перед кульминацией вы набрали достаточный запас «энергетики», то кульминация может быть «тихой». Не теряя, конечно, при этом ни остроты, ни художественной силы. Такой «обратный ход», например, использован и в «Клетке» («Ночь одиночества). Но это не значит, что какой-то из вариантов кульминации лучше, а какой-то хуже. Просто иногда интереснее строить кульминацию на предельном обострении не действий, а состояний.

Главное событие — единственный момент в сюжете, когда точно не имеет смысла надеяться на «подарки» самого материала. Ее практически всегда приходится сочинять, исходя из основного конфликта и ведущего обстоятельства, характеров героев, их отношений и реальных фактов. В отличие от «игровиков», нам, увы, очень редко выпадает возможность снять такой сгущенный до предела конфликт, в котором главные персонажи проявили бы свою суть. Да еще и художественно выразительный. Поэтому, выстраивая главное событие, всегда старайтесь придумать ход, в котором выявятся главные, пусть до этого не слишком афишируемые качества ситуации и героев. А столкнувшиеся идеи и ведущее обстоятельство максимально выявятся.

Обычно такие вещи распознаются по самому серьезному «барьеру», который ставят перед автором материал или сами герои. Если в детском отделении больницы нельзя оставаться на ночь — стоит приложить усилия и все же снять этот апогей одиночества и заброшенности. Менеджер энергосбыта не хочет говорить о причинах аварии — находим тех, кто эту аварию устраняет. Мэр отказывается комментировать причины нехватки угля в городе — едем на ТЭЦ или в городскую Думу. Мой совет — искать главное событие сюжета там, где сложно. Ведь недоступным или скрытым обычно оказывается самое главное.

Конечно, правил без исключений не бывает. А это даже и не правило, а просто совет, основанный на личном опыте. Но почему-то обычно эпизоды, которые сами идут в руки, в итоге обычно оказываются выброшенными в «корзину» — реальную или компьютерную.

Другое дело, если сопротивление, с которым вы столкнулись, оказывается за гранью всех ваших возможностей — не материальных, а творческих. Это значит, что-то в материале мы растолковали категорически неверно, и стоит поискать в другом месте.

Конечно, свое значение имеет и фактор времени. Скажем, информационный сюжет обычно снимается всего полдня. Да и особых художественных «изысков», глубинных смыслов там не требуется. Информация — это «срез» ситуации, которая происходит «здесь и сейчас», хронометражем в 1–3 минуты. Поэтому все процессы, в том числе поиска, отсева и решения, там должны происходить во столько же раз быстрее. Но ни один из элементов замысла не должен быть упущен. Иначе автор всегда сработает против результата, а значит, и против себя как профессионала.

Вообще же умение почувствовать тенденции самого материала и, не ломая ни замысел, ни материал, точно подстроить их друг к другу всегда дает самый большой выигрыш. Но это возможно, если мы предельно внимательны и к тому и к другому. Если проблемы и идеи замысла не «навешаны», как ярлыки, на героев и ситуацию, а реально им присущи и слились с нашей личной «болевой точкой». Которая и выплеснется мощной эмоциональной «энергетикой» в кульминации. Круг замкнулся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: