double arrow

Финальное событие

Финальное событие — всегда неожиданный, но оправданный логикой всего сюжета поворот, разрешающий драматургическую ситуацию. В архитектонике оно соответствует повороту-развязке.

Таким финалом может стать, например, и информация о том, к чему привела рассказываемая нами история в итоге — если этот итог будет для зрителя неожиданностью. Или новая точка зрения, прогноз последствий, обобщение… Главное, чтобы поворот вытекал из логики развития события, но для зрителя оказался неожиданным «вдруг». И решался не через закадровый текст или стэнд-ап, а через персонажей и их действия. В повороте раскрывается главная идея сюжета и зрителю должно стать понятно, зачем ему эту историю рассказали. То есть должен сработать один из законов мифологического мышления — зритель должен увидеть результат нравственного выбора, его последствия для героев.

В развязке финального события борьба завершается, но не по воле автора, а потому, что конфликт исчерпан: либо кто-то из героев «выиграл» ситуацию, либо конфликт обессмыслился, либо все средства борьбы исчерпаны — в этом оно тоже полностью совпадает с законами архитектоники.

Кстати, в хорошо построенном сюжете в финале герои никогда не получают того, за что боролись: либо больше, либо меньше, либо что-то совсем иное, не то, на что рассчитывали. Или, получив то, что хотели, понимают, что желаемое оказалась совсем не тем, что ожидалось, и цель в финале для них просто обессмысливается. Подчеркну, что речь здесь идет о целях именно персонажей, а не автора.

Ведущее обстоятельство всего сюжета в финальном событии обычно тоже выходит на поверхность уже в чистом виде, чтобы как-то измениться в развязке. Гамлет из интеллектуала становится воином — и гибнет. Вражда семейств Монтекки и Капулетти заканчивается примирением. С ребенка снимают клеймо ВИЧ-инфицированного. Мэр клянется заставить теплосеть провести капитальный ремонт. То есть само ведущее обстоятельство обязательно исчерпывается. Такой финал можно сделать впрямую, расставив все точки над i. А можно оставить на додумывание самому зрителю, использовав прием открытого финала.

Открытый финал — очень мощный прием развязки сюжета. Сила его в том, что итог дается зрителю не в готовом виде, а досоздается им в его собственных интеллекте, чувствах и эмоциях. Мы как бы обрываем уже завершенную историю чуть раньше «точки». Но, пользуясь им, надо точно знать, в чем фокус.

А фокус в том, чтобы настолько внятно и жестко выстроить сюжетную линию, в особенности начиная с кульминации, что зритель просто не сможет прийти ни к какому другому выводу, кроме того, который автор заложил. Как разогнавшийся автомобиль после резкого торможения или спринтер, пересекший финишную ленточку, еще движутся несколько метров, так и зритель «добегает» после окончания сюжета с открытым финалом к заложенному автором выводу. Но при этом у него остается иллюзия того, что пришел он к этому выводу сам. А насколько любому человеку дороже то, что придумано им самим, объяснять смысла не имеет.

В «Клетке», поскольку сам ведущий персонаж что-либо решать не в состоянии, выбор за него, как и присуще «золушке», делают силы, человеку неподвластные. Совершенно не важно, как их называть — судьба, случайность, Бог, везение... Важно то, что спасение героя, в соответствии с законом мифологического мышления, лежит вне возможностей самого персонажа. И зритель сам «добегает» до вывода о подлости такого отношения к этим детям — в какой-то из его вариаций.

Вот простой пример выстраивания событийного ряда сюжета, коллективно рожденный на одном из мастер-классов.

Первое событие: в городе прорвало водопровод и микрорайон остался без воды. Главное событие: на устранение аварии приехал депутат и занялся личным PR’ом. Финальное событие: трубу прорвало из-за ее ветхости и менять нужно не только ее, но и еще пару километров таких же. Тут же выясняется и исходное: ветхих труб в городе 80 %, на PR всем депутатам хватит. Понятно, что все, касающееся PR’а, — это оценочный ряд ситуаций, в кульминации мы раскрываем истинную цель этого депутата, а в повороте даем оценку подобным действиям. Или главным событием может стать то, что без воды остался и расположенный в этом районе роддом, а финальным — организованный мэрией подвоз воды. Хороший репортер всегда находит такие обостряющие ситуацию препятствия к достижению цели. И удерживает в качестве темы сюжета не «ремонт трубы», а, например, «ответственность мэра за нормальные условия существования людей».

Стоит помнить о том, что четыре названных здесь события обязательно должны быть в любом сюжете. Хронометраж более 20 минут порой (но не всегда) требует большего количества событий, которые тогда выстраиваются между первым и главным.

Резюме

Исходное событие происходит еще до начала сюжета. Оно провоцирует возникновение конфликтной ситуации, самой проблемы.

Первое событие: происходит нечто, завязывающее конфликт, заставляющее стороны вступить в борьбу. Например, выезд мэра на проверку того, как проходит кампания по очистке города от мусора. В информации первое событие очень часто совпадает с информационным поводом сюжета. Синхрон ответственного за исполнение чиновника о том, что реальной нужды в проверке мэра нет, все идет замечательно, — только перипетия этого события, ведь он ничего принципиально в отношениях персонажей и ситуации не меняет. А новое событие обязательно меняет смысл и значимость ситуации или ставит под сомнение ожидаемый результат. Скажем, второе — главное (кульминационное) — событие этого сюжета: мэр обнаруживает, что большая часть денег потрачена не на очистку города, а на сооружение заборов, прикрывающих помойки.

Третье событие — неожиданный поворот-развязка сюжета. Например: все деньги уже израсходованы и… мэр доволен результатом.

Каждое следующее событие должно вытекать из логики развития предыдущего, но для зрителя оно остается неожиданным «вдруг».

Практикум

Определите все четыре события в каком-то из своих сюжетов. В первый раз простите себе их невнятность, неразработанность и даже отсутствие. Определите ведущее обстоятельство всего сюжета и каждого события.

Постройте сюжет как череду событий, жестко связанных художественными причинно-следственными связями и развивающихся по архитектонике.

Начните постепенно внедрять событийный ряд в свою ежедневную работу. Не стоит пытаться «съесть слона целиком». Начните с определения первого события, потом добавьте к нему кульминационное, затем финальное и исходное. Главное — пытаться делать это в каждом сюжете.

Развивайте внимание, отслеживая в жизни событийные «сломы» и то, как развиваются между ними события.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: