Соподчинение мотивов

В дошкольном возрасте складывается система мотивов – это значит, что один ведущий мотив начинает определять поведение ребёнка, подчиняя себе другие мотивы.

Но система мотивов может быть легко нарушена под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению правил поведения. (забывает поздороваться с бабушкой, увидев подарок)

Соподчинение мотивов даёт возможность дошкольникам соподчинить две цели (рисуют рисунки, чтобы поздравить маму с праздником).

Связь побуждений с представлением о предмете или ситуации даёт возможность ребёнку отвести действие на будущее.

ОСНОВОЙ СОПОДЧИНЕНИЯ МОТИВОВ ЯВЛЯЕТСЯ БОРЬБА МОТИВОВ.

Возрастная динамика этого явления.

В раннем возрасте отсутствует борьба мотивов. Дети подчиняются более сильному мотиву.

Дошкольники осознают борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживают его, понимая необходимость выбора (между «хочу и «надо»)

РАЗВИТИЕ СОПОДЧИНЕНИЯ МОТИВОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Соподчинение мотивов первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. Соотношение мотивов сначала задаётся требованием старших и контролируется взрослым. Позднее соподчинение мотивов появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Теперь ребёнок может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного, или избежать нежелательного. Действия ребёнка приобретают сложный, отражённый смысл.

ВЫВОД: поведение дошкольника превращается во внеситуативно-личностное, оно теперь направляется представлением о предмете, т.е. появляется ИДЕАЛЬНАЯ мотивация (например, нравственная норма)

3.. Развивается способность к волевому усилию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: