В дошкольном возрасте складывается система мотивов – это значит, что один ведущий мотив начинает определять поведение ребёнка, подчиняя себе другие мотивы.
Но система мотивов может быть легко нарушена под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению правил поведения. (забывает поздороваться с бабушкой, увидев подарок)
Соподчинение мотивов даёт возможность дошкольникам соподчинить две цели (рисуют рисунки, чтобы поздравить маму с праздником).
Связь побуждений с представлением о предмете или ситуации даёт возможность ребёнку отвести действие на будущее.
ОСНОВОЙ СОПОДЧИНЕНИЯ МОТИВОВ ЯВЛЯЕТСЯ БОРЬБА МОТИВОВ.
Возрастная динамика этого явления.
В раннем возрасте отсутствует борьба мотивов. Дети подчиняются более сильному мотиву.
Дошкольники осознают борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживают его, понимая необходимость выбора (между «хочу и «надо»)
РАЗВИТИЕ СОПОДЧИНЕНИЯ МОТИВОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Соподчинение мотивов первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. Соотношение мотивов сначала задаётся требованием старших и контролируется взрослым. Позднее соподчинение мотивов появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Теперь ребёнок может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного, или избежать нежелательного. Действия ребёнка приобретают сложный, отражённый смысл.
|
|
ВЫВОД: поведение дошкольника превращается во внеситуативно-личностное, оно теперь направляется представлением о предмете, т.е. появляется ИДЕАЛЬНАЯ мотивация (например, нравственная норма)
3.. Развивается способность к волевому усилию.