Важно:
1.Доступность целей, их прозрачность (начало, конец задания, пути его реализации должны быть
понятны.)
2.Задание должно быть оптимальной сложности, но 3.Ребёнок должен видеть своё продвижение
к цели оценивать это как следствие собственных усилий и действий. Для этого
учитель должен научиться последовательности и целенаправленности действий,т.е.
создавать предпосылки для развития воли (он должен указать на то, что делать и как делать).
3. Нельзя ставить цель на фоне распада деятельности (например, давать задание после звонка).
Вопрос № 3 Самостоятельность мл. школьников.
Развитие самостоятельности у мл. школьников теснейшим образом зависит от взрослых.
От того, насколько последние опекают ребёнка, дают возможность ему проявлять Самос-
тоятельность. При воспитании самостоятельности возможны следующие варианты:
1.Чрезмерная доверчивость, внушаемость может помешать формированию
самостоятельности.
- Самостоятельность и ранняя независимость, которые лишает возможности приобретать
жизненный опыт и использовать его для эффективного развития.
|
|
Условия воспитания самостоятельности.
1.Поощрять проявление самостоятельности независимо от успеха и неудачи.
2.Поощрять всякое стремление к самостоятельности.
3. Создавать такие условия, чтобы ребёнок утвердился в самостоятельности в какой-то
значимой, групповой деятельности, стал победителем.
Вопрос №4 Воля у подростка.
Заметно развиваются в подростковом возрасте волевые черты характера: настойчивость,
упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток в
отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым усилиям,
но и к осуществлению связанной единой целью многозвеньевой цепи волевых действий, т.е.
к волевой деятельности.
Если младший школьник редко самостоятельно ставит перед собой задачи и цели, требующие
волевых усилий (обычно цели ставят родители, учителя), то подросток гораздо чаще ставит
перед собой такие цели, планирует деятельность по их осуществлению
Недостаток воли проявляется в том, что подростки далеко не всегда проявляют волю во
всех видах деятельности. Прежде всего воля проявляется в познавательной деятельности.
Проявляя волю в одном виде деятельности, ни могут не обнаружить её в других (проявляя
волю в математике, не проявляют её по отношению к иностранному языку. Наблюдается
противоречивость воли: воля в больших делах, безволие в малых.
У старшеклассников проявляются решительность, смелость, выдержка и самообладание,
способность к длительному волевому напряжению, к сознательному преодолению трудностей.
|
|
Недостатки воли: волевые усилия отличаются порывистостью, не хватает упорства, нас-
тойчивости, способности преодолевать трудности, стающие на пути к достижению цели.
Условия, способствующие самовоспитанию воли:
1) начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно-незначительные трудности;
2) преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей;
3) принятое решение должно быть исполнено;
4) в случае постановки дальней цели, важно видеть этапы достижения этой цели, наметить ближайшие перспективы, разрешать частные задачи.
5) Не забывать основные правила: постоянно развивать волевые усилил; постоянно работать над собой
Литература
1..Гамезо М.В., Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.:
Просвещение, 1984.
2...Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В Дубровиной. – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений. – 3-е изд.., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
5..О.И. Тонкодубова. Краткий курс по психологии. Учебное пособие / Сост. О.И. Тонкодубова. – Волгоград: КОЛЛЕДЖ, 2005.