Вопрос №2 Воля у младших школьников.
Развитие воли и чувств происходит в постоянном взаимодействии. Чувства или развивают
волю или тормозят её развитие. Мотивами волевых поступков чаще у первоклассников
являются личные мотивы (надо делать уроки, так как мама будет ругаться). К 3-ему классу
школьники всё чаще опираются на общественные мотивы (надо выучить урок, чтобы класс
не подвести).
Волевое поведение школьника в значительной степени развивается под влиянием учебной д
еятельности, которая предъявляет ребёнку всё новые, более серьёзные требования
.Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов
– произвольной памяти, внимания. восприятия.
В школе формируется умение у ребёнка управлять своим поведением: он должен выполнять
то, что от него требуется, а это не всегда совпадает с тем, что ему хочется. Даже дома,
выполняя домашнее, задание ребёнок вынужден отказаться от игры и пр. Но ребёнку не всегда
понятно, почему он должен от всего этого отказаться. Произвольное поведение в учебной
|
|
деятельности не должно формироваться только на основе требований и приказов, оно должно
быть мотивированно самой учебной деятельностью Учебная деятельность должна приобретать
для него личностный смысл, она должна быть интересной и он должен понимать, зачем это
лично ему нужно.
Известно, что волевое действие осуществляется по собственному желанию человека. Оно
является осознанным. Намеренным и целенаправленным, младшему школьнику нередко
недостаёт понимание цели учебной, поэтому она мало мотивированна и выполняется не на
основе его намерения, а по велению взрослого, который, конечно, понимает смысл учения.
Но учится-то он, а не ребёнок. Конечно, воля связана с преодолением трудностей и
препятствий, но для чего эти трудности необходимо преодолевать? Трудности, которые
неизбежны в учебной деятельности. как и в любой другой деятельности должны
обернуться для ребёнка личностно значимой стороной. Преодолевая их, он должен
чувствовать себя умнее, сильнее. Значительнее, интереснее, взрослее. Такое преодоление
трудностей будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию
чувства собственного достоинства: я учусь, потому что хочу учиться, а не учусь, потому, то
меня заставляют, от меня этого требуют. Но чтобы воспитать такую внутреннюю позицию,
взрослым нужно набраться терпения, и главное, воспитывать желание. Руководство взрослого
необходимо для развития воли ребёнка, организация деятельности детей, в которой они делают
волевое усилие – основной путь воспитания воли у школьников. Но при этом акцентировать
внимание на развитие собственной произвольной активности ребёнка, направляя, мотивируя
эту активность учебной деятельностью.