Складывается произвольность в сфере движений, действий, произвольных процессов и общения со взрослыми

Вопрос №2 Воля у младших школьников.

Развитие воли и чувств происходит в постоянном взаимодействии. Чувства или развивают

волю или тормозят её развитие. Мотивами волевых поступков чаще у первоклассников

являются личные мотивы (надо делать уроки, так как мама будет ругаться). К 3-ему классу

школьники всё чаще опираются на общественные мотивы (надо выучить урок, чтобы класс

не подвести).

Волевое поведение школьника в значительной степени развивается под влиянием учебной д

еятельности, которая предъявляет ребёнку всё новые, более серьёзные требования

.Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов

– произвольной памяти, внимания. восприятия.

В школе формируется умение у ребёнка управлять своим поведением: он должен выполнять

то, что от него требуется, а это не всегда совпадает с тем, что ему хочется. Даже дома,

выполняя домашнее, задание ребёнок вынужден отказаться от игры и пр. Но ребёнку не всегда

понятно, почему он должен от всего этого отказаться. Произвольное поведение в учебной

деятельности не должно формироваться только на основе требований и приказов, оно должно

быть мотивированно самой учебной деятельностью Учебная деятельность должна приобретать

для него личностный смысл, она должна быть интересной и он должен понимать, зачем это

лично ему нужно.

Известно, что волевое действие осуществляется по собственному желанию человека. Оно

является осознанным. Намеренным и целенаправленным, младшему школьнику нередко

недостаёт понимание цели учебной, поэтому она мало мотивированна и выполняется не на

основе его намерения, а по велению взрослого, который, конечно, понимает смысл учения.

Но учится-то он, а не ребёнок. Конечно, воля связана с преодолением трудностей и

препятствий, но для чего эти трудности необходимо преодолевать? Трудности, которые

неизбежны в учебной деятельности. как и в любой другой деятельности должны

обернуться для ребёнка личностно значимой стороной. Преодолевая их, он должен

чувствовать себя умнее, сильнее. Значительнее, интереснее, взрослее. Такое преодоление

трудностей будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию

чувства собственного достоинства: я учусь, потому что хочу учиться, а не учусь, потому, то

меня заставляют, от меня этого требуют. Но чтобы воспитать такую внутреннюю позицию,

взрослым нужно набраться терпения, и главное, воспитывать желание. Руководство взрослого

необходимо для развития воли ребёнка, организация деятельности детей, в которой они делают

волевое усилие – основной путь воспитания воли у школьников. Но при этом акцентировать

внимание на развитие собственной произвольной активности ребёнка, направляя, мотивируя

эту активность учебной деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: