Прибыльность | Рыночная доля | Качество обслуживания | Рыночная стоимость компании | Мотивация и профессионализм работников | Оценка компонентов по строке | Показатель значимости (весовой коэффициент), % | |
Прибыльность (EBITDA) | 2/1 | 2/1 | 1/2 | 2У1 | 1,31951 | ||
Рыночная доля (MS) | \/■ | 2 ""■ | 1'4 | 2/1 | 0,87055 | ||
Качество обслуживания (положительные опш/аы клиентов) | 4 | 1/3 | 3/1 | 0,75786 | |||
Экономическая доОппленная о юимость (F.VA) | 3/1 ^В 2/1 I 2,16894 | ||||||
Могипация и профессионализм рпОогников (рпсходы на | 1/3 | 1/2 1 I 0,52961 | |||||
Итого | | 5,64647 |
М#р, влияние на прибыль компании показателя маржинальной рентабельности ОТ продажи новых автомобилей, который характеризует разницу МйЖЦу пеной покупки и продажи нового автомобиля, меньше у автосалона, Нежели у отдела маркетинга и продаж. Поскольку полномочия по установ-псишо скидок у автосалона меньше, то и диапазон возможных отклонений прибыли от реализации машин в автосалоне менее значительный, чем в отите маркетинга и продаж.
По результатам таких операций каждому центру ответственности уста-КЦЛИВа ются показатели эффективности деятельности в соответствии с дол-ГООрОЧНЫМИ целями фирмы. Остается обоснованно запланировать их значения, утвердить и передать в соответствующие службы на исполнение. Перенаем далее к рассмотрению формирования производственных программ, iшапок и бюджетов функционирования автодилера.
7. Планирование показателей деятельности и выбор оптимального бюджета компании
Порядок организации планирования и бюджетирования в автобизнесе
Планирование деятельности компании — это регулярный и сложный процесс с использованием большого количества методов и информации. Он затрагивает работу всех без исключения подразделений и требует участия всех работников организации.
Необходимость и важность планирования в условиях ограниченности ре
сурсов компании давно доказана. Но как сделать так, чтобы этот процесс
бЫЛ доведен до автоматизма, бЫЛ ПОНЯТвН для каждого специалиста и не от-
пнмаи v пет МНОГО времени, а ПОДГОТОВЛе.. е пианы были качественными
Для этого, прежде чем приступать непосредственно к расчетам, автодилер должен разработать соответствующую методологию. В условиях отсутствия законодательно установленной нормативной базы данная методология должна прорабатываться на корпоративном уровне и закрепляться соответствующим приказом.
Технология формирования планов может быть определена либо в соответствующем регламенте планирования и бюджетирования, либо в отдельном нормативно-методическом документе, который можно будет в случае необходимости оперативно изменить.
Как правило, для сопоставимости конечных финансовых результатов по аналогии с бухгалтерским учетом правила подготовки бюджетов и оперативного учета показателей должны утверждаться на год и по возможности не меняться в течение отчетного периода. Утверждать их целесообразно в одни сроки с подготовкой учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета.
Координацию процессов планирования и прогнозирования деятельности в целом должен осуществлять специально выделенный центр ответственности, например финансово-экономический отдел, а для больших компаний-автодилеров — отдел стратегического развития и контроллинга.
Если бизнес-процессы компании предварительно структурированы, то можно порекомендовать использовать следующую последовательность, рег-л аментирующую порядок подготовки планов:
1) определение концепции и подходов к планированию (сверху-вниз, снизу-вверх);
2) выявление в соответствии с финансовой структурой компании, спецификой бизнес-процессов и показателей деятельности видов требуемых бюджетов, планов и программ развития. Установление структуры взаимосвязей между ними;
3) описание мероприятий и необходимой последовательности их выполнения, применяемых технологий планирования;
4) распределение ролей между центрами ответственности в процессе создания бюджетов. Закрепление за работниками мероприятий процесса, сроков их проведения и требуемых результатов;
5) определение принципов и правил учета фактических показателей бюджетов, планов и программ деятельности.
Остановимся более подробно на каждом из этапов.
Наиболее подходящей концепцией управления результатом разработки планов работы автодилера является планирование с ориентацией на достижение поставленных целей, так называемое бюджетирование, ориентированное на результат.
Для формирования рассматриваемой методологии определяющей явля-ВТСЯ организационная структура компании и ее центров финансовой ответственности, которая задает соответствующий порядок централизованною (в одном подразделении) или децентрализованного (в различных подразделениях) планирования. В случае большей централизации должны ПреобЛвДИЬ МеТОДЫ создания планов «Овврху-вниз*, когда целевые значения показателей раосчитываютоя единым центром, например финансово II ономиче(кой (пужбой в случае доцентрали ювинной структуры с боль
шим количеством относительно самостоятельных структурных подразделений особое внимание при составлении производственных и финансовых планов уделяется предложениям центров ответственности, обладающих большей информацией и данными о планируемых показателях собственной деятельности. Такой порядок планирования получил название «снизу-вверх».
Наиболее оптимальным представляется сочетание двух методов: «сверху-вниз» и «снизу-вверх». В этом случае основные общекорпоративные показатели устанавливаются централизованно — выручка, затраты, прибыль, рентабельность активов, рыночная стоимость компании, доля рынка. А конкретные варианты их достижения определяются либо непосредственно центрами ответственности, либо централизованно, но с их обязательным участием в виде рассмотрения от них бюджетных заявок, предложений, проектов планов и т.д. Например, на основе установленной руководством компании целевой рыночной доли отдел маркетинга и продаж самостоятельно устанавливает показатели для маркетинговых и рекламных мероприятий, планов по выручке для менеджеров и пр.
Учитывая разветвленность бизнес-процессов и показателей деятельности, для контроля за эффективностью деятельности автодилерского центра целесообразно использовать планы (программы, бюджеты) следующих видов:
• операционные. Планы выручки, затрат на обучение и повышение квалификации персонала, закупки и запасов ТМЦ, накладных расходов, себестоимости, налоговых платежей, финансовых вложений и т.д.;
• бизнес-процессов. Планы закупки и поставки автомобилей и запчастей, предпродажной подготовки автомобилей, проведения демонстрации и продажи автомобилей, сервисного и гарантийного обслуживания и ремонта автомобилей, технической эксплуатации объектов недвижимости и оборудования автодилера и т.д.;
• центров ответственности. Планы для отдела маркетинга и продаж, отдела сервисного обслуживания автомобилей, магазина запчастей, отдела логистики, отдела безопасности, службы эксплуатации, финансово-экономического отдела и т.д.;
• центров финансовой ответственности. Планы центров прибыли (отдел
сервисного обслуживания), центров затрат (отдел материально-техниче
ского обеспечения), центров инвестиций (проект нового торгово-сер-
висного центра);
• видов деятельности. Планы продажи новых автомобилей, автомобилей с
пробегом, запчастей, услуг по техническому обслуживанию, ремонту ав
томобилей, прокату автомобилей и пр.
Для целей управления доходами и затратами необходимо использовать
финансовый план (бюджет, программу) деятельности компании, который состоит из следующих бюджетов:
• доходов и расходов (прибылей и убытков);
• движения денежных средств;
• финансового состояния предприятия (прогнозный баланс). Дня целей управления качеством ДОЛЖНЫ быть использованы программы
При разработке взаимосвязей бюджетов автодилеру рекомендуется использовать структуру, представленную на рис. 16. Она позволяет реализовать схему планирования, которая оптимальным образом связывает цели и задачи, установленные высшим руководством компании, с теми, которые ставят перед собой структурные подразделения-исполнители.
При формировании бюджетной структуры важно учитывать не только вертикальные, но и горизонтальные связи бюджетов. Например, бюджеты доходов от продажи автомобилей, за разработку и выполнение которых отвечает отдел маркетинга и продаж, должны быть тесно взаимоувязаны с параметрами планов отдела закупок и логистики — сроками, номенклатурой и объемами поставляемых автомобилей. Такое взаимное планирование позволит минимизировать недополученный доход, отток клиентов или расходы на хранение невостребованных автомашин из-за несогласованности сроков их поставки и продажи.
При описании мероприятий по планированию в регламенте планирования и бюджетирования должно быть раскрыто для специалистов всех уровней бюджетного управления понимание: порядка осуществления процедуры планирования; сроков подготовки, передачи, рассмотрения и обработки бюджетной информации; формата и структуры документов, заявок, смет, бюджетов, отчетов, их взаимосвязи со сводными бюджетами компании; бюджетной классификации.
В табл. 14 приведен пример регламентации мероприятий, которые должны быть реализованы в компании при подготовке и утверждении бюджетов на следующий год.
Особое значение при разработке и внедрении механизма планирования должно быть уделено четкому распределению ролей участников бюджетного процесса. По каждому действию в регламенте следует определить ответственных за выполнение и сроки их реализации (см. табл. 14).
Специфика подготовки долгосрочных программ заключается в использовании инструментов прогнозирования, которые повышают реалистичность целевых показателей. Например, при составлении перспективной программы продаж автомобилей требуется спрогнозировать динамику цен НВ автомобили, изменение стоимости владения автомобилем, влияние государственных мер регулирования в автомобильной отрасли и таможенной политике.
Оперативные планы (полугодовые, квартальные, месячные), по своей сути, в большей степени должны являться инструментом корректировки деятельности и служить уточнению перспективных показателей. Так, если ПО итогам девяти месяцев план по выручке выполняется на уровне 70% от утвержденного годового показателя, то на четвертый квартал финансовому)! юмические службы должны закрепить за отделом маркетинга и продаж и пап не ниже 30% от годового уровня. В противном случае экономисты ДОЛЖНЫ обосновать причины невозможности выполнения утвержденного i < (нового бюджета по доходам для подготовки соответствующих мер.
Обозначим следующие особенности и требования к планированию ре-туЛЬТатОВ компании автодилера.
I. При подготовке долгосрочных программ и планов бюджетов развития i педует отталкиваться прежде всего oi стратегических маркетинговых целей,
Таблица 14 Регламентация мероприятий годового планирования деятельности автодилера (фрагмент)
№ п/п | Наименование мероприятий | Ответственный | Срок выполнения | Ожидаемый результат |
Перевод стратегических целей и задач руководства в карты целевых финансовых показателей на следующий год | Финансово-экономический отдел | До 15 ноября года, предшествующего планируемому | Показатели Проект сводного бюджета компании | |
Определение бюджетных лимитов в разрезе центров ответственности, видов доходов и расходов. Их доведение до центров ответственности | Финансово-экономический отдел | До 20 ноября года, предшествующего планируемому | Бюджетные лимиты на следующий финансовый год | |
Разработка структурными подразделениями программ, планов по своим направлениям деятельности в рамках установленных лимитов | Центры ответственности | До 30 ноября года, предшествующего планируемому | Проекты программ, планов структурных подразделений | |
Направление в финансово-экономический отдел в случае необходимости и экономической целесообразности заявок и предложений по пересмотру доведенных до них бюджетных лимитов | Центры ответственности | До 10 декабря года, предшествующего планируемому | Бюджетные заявки структурных подразделений с обоснованиями | |
Корректировка проектов сводных бюджетов с учетом поступивших из структурных подразделений — центров ответственности бюджетных заявок и предложений | Финансово-экономический отдел | До 17 декабря года, предшествующего планируемому | Скорректированные проекты бюджетов | |
Утверждение у руководства компании бюджетов и их доведение до исполнителей, бюджетных и финансовых контролеров | Финансово-экономический отдел | До 20 декабря года, предшествующего планируемому | Утвержденные руководством бюджеты |
а не от текущих возможностей компании. В случае если анализ производственного потенциала показывает, что на текущий момент у организации не хватает мощностей или недостаточно свободных денежных средств для реализации производственной программы и обеспечения соответствующего уровня продаж автомобилей и услуг, то планирование переводится в плоскость проектного управления, когда дополнительно оценивается технико-жономическая эффективность каждой программы. Так, в качестве отдельных проектов, требующих особого внимания и оценки, могут рассматриваться:
• для увеличения производственного потенциала: открытие филиала — регионального торгово-сервисного центра, реконструкция имеющихся производственных площадей сервисной станции и оснащение ремонт-i юй зоны дополнительными постами;
• для обеспечения требуемого объема финансовых ресурсов: привлечение кредитных ресурсов, первичное публичное предложение акций компании (IPO), оптимизация активов и перепродажа бизнеса или его доли;
• для стимулирования продаж: реализация PR- и рекламных акции, акции ПО поддержанию бренда и репутации компании, реструктуризация порт феля продаваемых автомобильных брендов;
■ для повышения качества услуг: автоматизация внутренних ПРОИЗВОЛ
ственных и управленческих процессов автодилера, приобретение высо котехнологичного производственного оборудования, строительсiдо
с I панских помещений и ОТ! рЫТИв ПОГИСТИЧвОКИХ нейтрон. ' I Ijiaiinpoiiilinie ДОХОДОВ 01 ИМСЮЩИХСЯ ПрОИЭВОДСТВОННЫХ МОЩНО! ни
Оолее пригодно ryui подготовки краткосрочных планом и Оюджстом (in
дельные, месячные, квартальные). Такие планы несут функцию детализации и уточнения утвержденных стратегических программ деятельности, а значит, их необходимо согласовывать с основными перспективными целевыми показателями автодилера.
Иными словами, стратегическое, долгосрочное планирование необходимо осуществлять на основе долгосрочных целей и экономической модели функционирования автодилера. Прогноз объемов продаж в этом случае должен учитывать не только имеющиеся производственные мощности, но возможность их расширения для обеспечения выполнения маркетинговых целей компании и максимального удовлетворения спроса на автомобили и услуги.
При рассмотрении проектных задач оценивается дополнительное количество необходимых постов, требуемого оборудования, необходимых площадей складских помещений для запчастей, новых автомобилей и автомобилей с пробегом. После чего формируются экономически обоснованные 11 роекты переоснащения ремонтной зоны, реконструкции или капитального строительства автодилерского центра.
Тогда как для текущего краткосрочного планирования объемы продаж необходимо прогнозировать исходя из имеющихся производственных возможностей, заключенных контрактов и долгосрочных целевых ориентиров.
На конечном этапе методологической проработки процессов планирования и бюджетирования должны быть определены основные принципы и механизмы учета фактических показателей, контроля исполнения утвержденных бюджетов.
Выделим основные элементы, которые следует определить в регламентах
управленческого учета.
1. Методы учета фактических доходов и расходов в бюджетах, планах и программах. Они должны использовать первичные документы, которые отражают фактическую операцию и способ определения момента ее совершении.
2. Варианты распределения статей по услугам, маркам автомобилей, функциям, центрам ответственности. Актуальность определения общего порядка разделения значений показателей по объектам планирования и кот роля относится прежде всего к накладным (косвенным) расходам, когда Требуется определить эффективность конкретной услуги или работы подразделения.
3. Ответственные сотрудники за проведение мониторинга исполнения планов и бюджетов. Помимо конкретизации самих исполнителей следует закре-ПИТЬ порядок взаимодействия с ними и права их доступа к плановой, про- ГН03Н0Й и фактической информации.
4. Условия допустимости отклонений по статьям. Это величины относи- iriii.in.ix и (или) абсолютных отклонений, превышение которых при осуществлении бюджетного контроля считается недопустимым и требует согласования у вышестоящего руководителя (подразделения). Для каждой статьи бюджета целесообразно определить жесткий или рекомендательный характер контроля.
В зависимости err характера мониторинга регламентируется порядок действий финансового Контролера. Так, в случае рекомендательного КОНТРОЛЯ он имеет полно ппоизвести акнеш обязательства проекта договора, i чета
на свое усмотрение по результатам финансово-экономической оценки. В случае жесткого отслеживания и установления недопустимости отрицательных отклонений для специалиста должна быть регламентирована процедура проведения согласованных действий с руководством, имеющим право выдавать основание на сверхлимитное или не предусмотренное бюджетами финансирование.
Процесс планирования результатов деятельности автодилерского центра рассмотрим на примере ключевых показателей: прибыльности, доли рынка, экономической добавленной стоимости {EVA), мотивации и профессионализма персонала, качества обслуживания клиентов, в совокупности влияющих на рыночную стоимость автодилерской компании (см. рис. 15).