1 х к с h: о ъ га S
о- о s m ф о. х Э
г.:-■, *
° о
5 п °
Л £ О
со л х
Е VO Ф
S S S
О О. l-
2 с Ф
S о °
Е °- X
£ X ^
^ М г
х о s
>. Е с
с; со со
о о со
с со о.
_ о о t-
>. О- О Я
я * я |
to ф p о
liiiiil
Is g pg <° s о m >. t 2 m Э 2- К со q U 5 ffl ф 55 $ Я s я v о ■ * ^ CO m o. s : О ф ^ hb S X * b- I S 2.5 :§x>= |
to q о,
&g
о.1&
1= ф О
II |
s,o m,: BOO' 3 о g
III |
s n s £ ° % 18 s. ф О VO |
i c x £. | | P. 1 3 x я «
^ S о ч
m $ q ф
s x ф m
CO a. со CO |
I Ux >
га о)
о-5
XgvSSf |
CO |
л S £?т
s q IcS |
О. I СО сох |
>; о к ф х S
о с; t0 M о- о vo о Сюо 5 |
^ Q ф m cd к
о Я > о я с
^ О \о с ez с
о ш rc га с; m 5 CO О |
ч о 2 со ll я со m о 0 о. х s »1 £1 1 £ ф СО |
*i |
Hi ft & Ш г-г О Э о 5 ь X s Ш > s са |
CO
m Ф
CD X 5
s s
CD Q.
- 9-
I!
J] CD
DQ h-
O 5
e о |
X Ю
с I
IH |
Ф
с ф ч. о со S Hi О. сб Ф ш С: о ||i |Г |
* а rc о
. s * со i 3 4 со s 5 3 2 1 s s g x s С ф I I о |
ф s Б s
В 5 * -с
If h |
О I О. О
^ - с о
* <° - I Q. PО ф c ,§51 |
ш |
s гс ь
S s о
т- Ф £ X
m <o a со
о «о о р |
H- Ф CD О ~ 4 2 cl Щ < I С |
часа с |
III! till
ISO Ф 5 4 Я со fll |
CD |
M |
ill |
Hi! X Ф £; о ч д ■ |
§ q |
ЗЕГ
|
|
>s >. | |||
О D_ | ш | n | |
rn | |||
о | СЭ | ||
T | ' | ||
f\ X | m | ||
as | X | s | ED |
I i
О | g * g- О g ft С t- m Q.CZ J c; s
я
* ^ re
О 2 i-
x а. со
II |
Сб X О
x 3 s
1 S I I s ч со а x x 3(Ф s о 5 E В s i о со а. о с |
d m s -x н Э m 5 |
CO X S X 2
rffe
£ Q фх s ю lis |
со
CD
58 8 |
Хою |
ч _ ф X о s & х
С о ф
ioac |
л ф О 3" CL О С»
si
«о о я
о
II
s о б. a
я i ф ш ■
S £ |
* з- с о
S О s Q.
1 £ о s
ф &§ 8.:
о о: о ^:
§ | I о!
< ИИ С |
I S
° 9 x E б I
3 Q-co d с -. |
P
Bisegi |
5§
m г в б p 5 ё c£o
Sire|5«|5i О m o.ca ai- sq 5
со m
~ S 2-
CO s О
S re со
|I|S
S О 5 5,
с x m *
о fc 2 ш
d со н о
_ Ш X. P
S ^ ф x
О- Ф CL CO
2 g & s
fc re S с
re со |
III
S 8 |
> a >, s 2
! P
x
3 Is
ф ° О Q 2 S
1 8.$
О
I ra S 2
й- 1 e?
о ^ ь- т
О т m СО
О ^ CO X
ra | s 8
rc =*• ч Е
Sal |
о e S
Es
~ со: Б 9 m i Ф 2 о 5 3 B- Q П Г- I S |
1 X
S S is
о 3 § rr
?| §8
о III a g g о ф а. ntio Ш О- ОС |
Ф |
О? T S
CL jR О О.
Sf«s Q, g
§ m * й С»
S о >s 2 >. 2
~ c; CL СО
p. re |
ЧШ |
о
re x о
о g
3 ч |
^ со
II |
Л о
са -^
°> S
га о
СО - СГ СО 3 Ё О О ш л* ■3^ >, а |
I с ш |
т х
о i rc i£ |
гс а.
а; |
СО S
гс Э 8 S I
со g S о £
=Г s - х 5
= о л н re
2 х о. о S
S X 2
I |«reel
SSI
* го a. *
3) стратегии ЦвНОВОГО Прорыва или «пониженных цеп» стратегии снижения цен по отношению к конкурентам, лидерство по издержкам.
Для стратегий ценового прорыва характерно установление такого уровня цен, который воспринимается как очень низкий, низкий или умеренный по отношению к экономической ценности предлагаемого автомобиля или услуги. Это в свою очередь позволяет захватить большую долю на рынке и достичь высокого объема продаж, что впоследствии приводит к большему объему валовой прибыли.
|
|
Для стратегий премиального ценообразования, напротив, характерно установление таких цен, которые воспринимаются клиентами как слишком высокие по отношению к экономической ценности услуги или модели автомобиля. Однако данное соотношение обычно устраивает клиентов определенного узкого сегмента автомобильного рынка, что приводит к получению прибыли за счет продажи модели автомобиля (услуги) по ценам, включающим премиальную надбавку за наиболее полное удовлетворение запросов этой группы потребителей и повышенное качество услуг.
При использовании нейтральных ценовых стратегий цены устанавливаются на уровне, воспринимаемом клиентами как в целом соответствующим экономической ценности модели автомобиля (услуги) — адекватном соотношению «цена — ценность», сложившемуся на данном сегменте рынка.
Таким образом, выбор ценовой стратегии автодилера определяется не абсолютным значением устанавливаемых тарифов, а его конкурентными преимуществами, экономическими возможностями и восприятием их потребителями.
Когда маркетинговая политика в компании определена, этапы сегментирования рынка и позиционирования пройдены, приступают к выбору адекватной ценовой стратегии.
Первое, на что следует обратить внимание, — жизненный цикл (ЖЦ) модели автомобиля (услуги). Поскольку в зависимости от новизны, узнаваемости или, наоборот, устаревания товара происходит изменение его конкурентных преимуществ, то и цена должна адекватно отражать такое изменение, чтобы продукт оставался востребованным, даже при потере его привлекательности (табл. 92).
Таблица 92
Варианты ценовой стратегии для этапов жизненного цикла продукта
Этап ЖЦ | Варианты ценовой стратегии |
1. Внедрение на рынок | Если у продукта есть серьезные конкурентные преимущества, целесообразно использовать стратегию «снятия сливок» |
Если у продукта нет явных преимуществ, целесообразно использовать стратегию «проникновения на рынок» (установление низких ставок для захвата максимальной доли рынка) | |
2. Рост | Если использовалась стратегия «снятия сливок», то на данном этапе целесообразно снизить тарифы (так как конкуренты уже начали копировать основные преимущества продукта и внедрять аналогичные услуги) |
Если использовалась стратегия «проникновения на рынок», то целесообразно, напротив, несколько повысить цены, так как рынок уже охвачен, и выбрать стратегию «следование за лидером» (т.е. устанавливать цены на уровне цен лидера рынка) | |
3. Зрелость | Необходимо снизить цены для удержания своей доли рынка в результате появления нродук!cm заменителей и значительного количества конкурентов |
4. Спад | Снизить цены и тем самым обеспечить минимпш.пми <»■ iy(n.iточный о(>ьом реапи сации и и |Пш|11П||И11 сн запасов дан иодтотопки к продаже По.. munpi...... ных новых модонеи |
:>(,/
При выведении на рынок нового автомобиля или услуги автоцентра обычно преследуют цель заинтересовать покупателя новизной и получить максимальный доход за счет превосходства в качестве и уникальности продукта над конкурентами, тогда как основная задача ценообразования на стадии устаревания автомобиля — получая минимальную прибьшь, добиться привлекательности все менее востребованной модели и избавиться от ее запасов, подготавливая место для новой и более современной модели, а для услуг по ее обслуживанию — добиться максимально возможной отдачи, стимулируя клиента к очередной смене автомобиля.
Маркетинговый анализ и исследование потребительских оценок продвигаемых компанией на автомобильном рынке товаров и услуг позволяют устанавливать цену в зависимости от экономической ценности для целевых клиентов. Поэтому для определения стратегии ценообразования автодилеру важно знать, как изменится объем продаж в случае повышения или снижения цены на продукты автоцентра. Для этого необходимо провести исследование скорости изменения объема продаж под воздействием изменения цены, т.е. определить эластичность.
|
|
Эластичность спроса по цене (Е.) показывает степень воздействия относительного изменения цены на относительное изменение объема спроса:
Лр ' qD'
При этом в качестве базовых значений qD и р можно использовать их средние арифметические значения на интервалах AqD и Ар. Для того чтобы абстрагироваться от знака величины отношения, определяющего Ed (знак соотношения отрицателен), расчет осуществляется по модулю величины этого отношения. В таком случае условие эластичности формулируется следующим образом: спрос эластичен при £, > 1 и неэластичен при Ed < 1. Иными словами, спрос называется эластичным по цене, если в результате уменьшения цены продаваемых автомобилей или услуг объем продаж растет быстрее, и неэластичным, если уменьшение цены не вызвало снижения общего дохода от продаж (табл. 93).
Таблица 93 Взаимосвязь эластичности и изменения цен
Направление изменения цен продажи услуги (автомобиля) | Изменение объема спроса по отношению к изменению цены | |
Эластичный спрос (Edp > 1) | Неэластичный спрос (Edp < 1) | |
Повышение | Объем продаж снижается на больший процент | Объем продаж снижается на меньший процент |
Понижение | Объем продаж растет на больший процент | Объем продаж растет на меньший процент |
При неэластичном спросе изменение цены повлечет меньшее изменение объемов продаж. Эластичный спрос требует более осторожного подхода к корректировке тарифов, поскольку даже не слишком значительное их повышение может сильно сократить объем выручки автодилера из-за падения спроса. Как правило, спрос в сегменте более дорогих автомобилей менее эластичен, чем спрос в сегменте дешевых: клиенты данного сегмента более
щепетильны к изменению цены и готовы рассматривать и шпи............,
|
|
щсства разницу в пенс и размере 3%. Поэтому даже незначительное СНИЖС ние цены на автомобиль класса С, например, путем Предоставления скидки может привлечь дополнительных клиентов и увеличить объем продаж, а рост, — наоборот, отпугнуть. В сегменте дорогих автомобилей изменение цены существенно не влияет на объем продаж, поэтому повышеиие цепы па такие автомобили и услуги по обслуживанию в пределах их экономической ценности обычно не влияет на объемы продаж, а только увеличивает их рентабельность.
Для определения эластичности используют данные опросов потребителей, наблюдений за продажами и экспериментов в рамках фокус-групп. Незаменимым источником информации является статистика продаж автодилерских компаний.
Стратегия премиального ценообразования («снятие сливок»). Основная цель данного вида стратегий может формулироваться как получение наивысшего уровня прибыли с каждого клиента за счет установления максимально возможных цен, которые приемлемы для данного сегмента. Это позволит увеличить выручку, рентабельность продаж автомобилей и услуг. Иногда получение повышенного дохода с каждого заказа в результате применения данной стратегии сопровождается снижением объема продаж. Главным ограничительным условием применения данной стратегии явля ется то, что установленная цена и должна обеспечить прирост валовой прибыли больше, чем ее возможные потери при цене более низкого уровня.
Приведем пример расчета целесообразности применения стратегии «снятия сливок» при установлении цены на услугу «доставка отремонтированного автомобиля клиенту» (табл. 94). Любое возможное снижение цены приведет к увеличению объемов продаж и соответственно доходов автодилера, однако будет снижаться и прибьшь. Оптимальной стратегией в этом случае является более высокая цена при низких объемах продаж, обеспечивающая прибьшь с каждого заказа в размере 1085,07 руб.
Таблица 94
Оценка эффективности использования стратегии
премиального ценообразования при доставке
отремонтированного автомобиля клиенту
Показатель | Значения показателя для стратегии премиального ценообразования | Возможные альтернативные значения ниже оптимальной цены | |
Цена услуги, руб./заказ | 1800,00 | 1300,00 | 1100,00 |
Объем продаж, шт. заказов | 310,00 | 650,00 | 700,00 |
Доходы от продажи, руб. | 558 000,00 | 845 000,00 | 770 000,00 |
Прямые переменные затраты на единицу услуги, руб./заказ | 279,45 | 279,45 | 279,45 |
Прямые переменные затраты (расходы по зарплате водителя), руб. | 86 629,50 | 181 642,50 | 195 615,00 |
Постоянные затраты, отнесенные на услугу, руб. | 135 000,00 | 135 000,00 | 135 000,00 |
Совокупные затраты, руб. | 221 629,50 | 316 642,50 | 330 615,00 |
Операционная прибыль, руб. | 336 370,50 | 528 357,50 | 439 385,00 |
Средняя операционная прибыль на единицу услуги, руб. | 1085,07 | 812,86 | 627,69 |
>1,Н
как видно и i ириисдсимого примера, возможность и уциешниить приме
нения страте] ии «снятия оливок» зависит от наличия следующих основных факторов:
• уникальность и (или) престижность продаваемого товара (услуги) на автомобильном рынке, которым клиенты придают особое значение и готовы платить повышенную премиальную цену;
• высокая доля переменных затрат в общей структуре издержек на производство и продажу услуги (закупку автомобилей), при которых даже небольшая премиальная надбавка приводит к весьма существенному увеличен и ю прибыли.
Длительность использования рассматриваемой ценовой стратегии зависит от того, как эффективно автодилер сможет защитить захваченную долю рынка от конкурентов, используя дополнительные барьеры: патенты на технологии и бизнес-процессы оказания услуг; владение лучшими каналами сбыта в наиболее привлекательных местах продаж; доступ к ограниченным ресурсам; репутация фирмы и продвигаемого автобренда; эффект масштаба.
По мере снижения барьеров, а также освоения конкурентами технологий, позволяющих производить аналогичные услуги и улучшить структуру затрат на их создание и продвижение, удержание цен на высоком уровне становится невозможным. В этом случае целесообразно применение разновидности премиального ценообразования — стратегии ступенчатых премии, когда цены снижают постепенно, ступенчато, что позволяет обеспечить продажи в чувствительных сегментах при поддержании высокого уровня рентабельности.
Стратегии ценового прорыва. Они применяются для расширения потенциального круга покупателей автомобилей и услуг автодилера за счет установления цен ниже среднерыночных. Высокий объем продаж в свою очередь приводит к снижению удельных издержек, предоставляя компании рычаг для еще большего снижения цен.
Успешному применению данного вида стратегий сопутствует ряд определенных условий.
Во-первых, рынок должен быть очень чувствительным к ценам, тогда установление более низкой цены приведет к его значительному расширению. Это значит и то, что сегмент располагает большим кругом покупателей, готовых сразу переключиться на покупку услуги или автомобиля с относительно низкой ценой.
Во-вторых, по мере роста объема продаж удельные затраты автодилера должны снижаться. Благодаря наличию накладных расходов в структуре себестоимости даже небольшое увеличение количества клиентов может привести к росту общей величины прибыли за счет так называемого эффекта операционного рычага. Эффект тем сильнее, чем выше доля постоянных затрат в структуре издержек компании.
И наконец, низкая цена должна помочь избежать конкуренции — в противном случае ценовое преимущество может оказаться лишь временным. Избежать давления со стороны конкуренции можно за счет:
• реализации стратегии лидерства по издержкам и значительного превос
ходства фирмы в возможностях снижения затрат или в объеме располага
емых финансовых ресурсов;
lit lll.lt»»Г. I I Л < М PHVmVP Г1 IVUIVIL1 I UWM ^Vn ■ WW I Ml ivi '...........................................,..............
нос снижение мтронст малые cei менты рынка и не будет ощутимым дли
крупных игроков.
Как инструмент конкурентной борьбы, использование стратегий ценового прорыва оправдано и даже предпочтительно, когда компания ожидает усиления конкуренции за счет будущих активных действий на автомобильном рынке новых фирм. В данном случае эффект сокращения удельных постоянных затрат вследствие наращивания объемов продаж приведет к возведению соответствующего барьера для входа на рынок, для преодоления которого конкуренты должны будут обладать более эффективной технологией обслуживания или инвестировать значительные средства, чтобы обеспечить объем продаж в масштабах, сопоставимых с дилерами-старожилами.
Для автодилерской фирмы-новичка также не всегда возможно использование стратегии ценового прорыва по следующим обстоятельствам. Во-первых, покупатели могут воспринять низкотарифные услуги неизвестной компании как свидетельство недостаточного качества, вследствие чего будет иметь место дискредитация продаваемой марки автомобиля. Во-вторых, на устоявшихся рынках высока вероятность возможных ответных активных действий конкурентов на любые изменения цен, нарушающие сложившийся паритет его участников.
Опасно применение стратегии снижения цен и в сегментах престижных автомобилей, ориентирующихся на наиболее обеспеченных покупателей. В данном случае при попытке расширить продажи за счет снижения цен высока вероятность потери существующих клиентов, для которых важен тот факт, что приобретение уникального автомобиля доступно лишь людям с высоким уровнем доходов.
Нейтральные ценовые стратегии. Сущность нейтральных ценовых стратегий заключается в сохранении и удержании автодилером занятой доли рынка. При благоприятных условиях, например уходе с сегмента ключевого конкурента, их использование позволяет дополнительно наращивать долю рынка за счет перераспределения продаж, потерянных конкурентом. Самыми распространенными в автобизнесе видами нейтральных стратегий являются стратегии следования за лидером, снижения цен, ориентации на рыночные цены, дифференциации продукта.
Следование за лидером подразумевает установление цены, близкой к доминирующей на рынке или в его сегменте. Использование стратегии позволит удерживать рыночную долю путем одновременного повышения собственных цен с превалирующей ценой, и наоборот, не терять доли рынка в случае снижения цен лидером рынка, адекватно сокращая собственные цены.
Снижение цен. Использование данной политики направлено на вытеснение с рынка конкурентов путем планомерного снижения цен и постепенного наращивания объемов продаж. Если величина и структура себестоимости услуг и реализуемых автомобилей позволяют достаточно сильно снижать цену и оставаться при этом безубыточным, то стратегия может быть направлена на достижение дилерами-конкурентами нерентабельных продаж, что заставляет их либо вообще уходить с сегмента рынка, либо заниматься совершенствованием бизнес-процессов и реструктуризацией затрат.
i г/шашшцин пи /ичнччшчс uriiiii и напку/нчишт. indmii.iihim приемlируечея НИ
среднерыночные цены, сложившиеся па автомобильном рынке. Стратегия используется, когда на рынке присутствует мною продавцов с примерно одинаковыми долями рынка, т.е. ярко выраженного лидера в сегменте нет.
Дифференциация продукта. Автодилер предлагает автомобили или услуги, отличающиеся по своим качествам и характеристикам от конкурирующих товаров, и обеспечивает за счет этого дополнительные объемы реализации по сопоставимой цене.
Стратегам установления цен для группы товаров и услуг. При разработке стратегии ценообразования помимо рассмотренных видов ценовой политики учитывают так называемые дополнительные стратегии, предназначенные для определения наиболее предпочтительных схем корректировок тарифов и предоставляющие преимущества автодилерской компании при продаже групп товаров и услуг (табл. 95). Рассмотрим некоторые из них, наиболее уместные для автобизнеса.
Таблица 95