Реализация процессов, связанных с управлением персоналом, его мотивацией и корпоративной культурой, обычно возлагается на единый центр ответственности автодилерской компании, например отдел по управлению персоналом.
В зависимости от жизненного цикла компании акценты работы с персоналом различны, что влияет на проведение работы кадровых служб [108].
Так, на стадии зарождения организация только создается, управление персоналом (УП) еще неформальное, размытое, все дела на этой стадии могут вестись вручную. Подбор персонала базируется на рекомендациях знакомых и личных связях. Система мотивации недостаточно проработана.
На стадии развития, когда происходит более четкая специализация, фор-мал изация бизнес-процессов компании, формируются технологии и методы принятия решений, необходимо выделить центр ответственности, четко разграничить полномочия и функции между начальником кадровой службы и его подчиненными. Обычно на этой стадии уже возможно автоматизировать операции по ведению реестра кадров, расчета премий и зарплаты и пр. В задачи УП входят формирование оптимальной организационной структуры компании, поиск нужных кадров для поддержания роста, тренинг и развитие персонала, регламентация корпоративной культуры.
|
|
На этапе зрелости происходит децентрализация, расширение выполняемых функций, оргструктура становится более горизонтальной, а на предприятии обычно выстроена система управленческого учета с технологиями бюджетирования и планирования, а также широко внедряются информаци-ОННЫе базы для автоматизации бизнес-процессов. УП на этой стадии должно быть ориентировано в большей степени на результативность, долгосрочное планирование и удержание ключевых сотрудников.
Период спада, характеризующийся замиранием инновационной и деловой активности, падением престижа и доверия к организации, либо ставит 11ерсд У П задачи реорганизации или ликвидации, либо обусловливает разработку стратегии вывода организации на новый цикл развития. УП должно в этом случае концентрироваться на подборе кадров, готовых внести новые идеи и тем самым оживить бизнес.
Кроме того, независимо от стадии развития автодилерской компании управление трудовыми ресурсами обычно осуществляется в рамках трех ключевых бизнес-процессов:
1) управление движением кадровых ресурсов предприятия, в котором отдел ьно можно выделить мероприятия по формированию организационно-штатной структуры компании, выявлению потребности в кадрах, маркетингу и подбору персонала, расстановке людей и наделению полномочиями, ротации и увольнению работников;
|
|
2) управление мотивацией кадровых ресурсов, где основными задачами являются формирование программ мотивации и поощрения коллектива, разработка социальной политики предприятия, оценка результативности
труда, ПООщренИ! И РН(41 1'Ы i ПС|>(он,том, реализация псмагсрп.н.....1
тодов стимулирования
3) развитие персонала, управление знаниями и корпоративной куш рой — процесс, составляющими которого являются работы по обув ни повышению квалификации персонала, формированию кадрового pi и управлению преемственностью руководящих сотрудников компании низации наставничества, оценке персонала и его развитию, yiipaiui корпоративной культурой предприятия.
В автобизнесе структура кадровой службы зависит от характерib i
пании, специфики, масштабов деятельности и сложности ее тех ноли
Для реализации указанных процессов управления персоналом вс<.........
ровой службы могут входить следующие центры ответственности:
• руководитель службы персонала;
• группа маркетинга и подбора персонала;
• группа по разработке кадровой стратегии, обучению и подгони (развитие персонала);
• группа организации труда и заработной платы, включая спецнатв \щ планированию внутренних потребностей и развитию системы ции;
• социально-психологическая служба (оценка, развитие, корпорнм культура, микроклимат);
• группа компьютерной поддержки и сотрудники, занимают ib i i производством (кадровый учет).
Некоторые функции кадровых служб могут выполнять сотру;..
гих отделов. Например, отдел информационного обеспечения аншди И ской компании может проводить разработку баз данных кадровт i
инструктаж пользователей компьютеров. Финансово-экономшнч
может осуществлять планирование и прогнозирование произвол! rwi
персонала станции технического обслуживания для выполн е 11 и я 111......
ственной программы.
В следующих разделах дана характеристика основных блоков i и управления в автобизнесе.
Разработка оптимальной организационно-функциональной структуры
Под функциональным моделированием системы управле 11 и я к о м i........
необходимо рассматривать процессы построения организационно ф
циональной структуры предприятия, которые реализуются в такой
вательности:
1) определяется и группируется основной состав произвол,! < МЫ
управленческих функций предприятия, которые должны реали зоны пи l
для достижения поставленных стратегических, маркетинговых, upon..
ственных, финансовых, кадровых и иных целей и задач управления;
2) сгруппированные функции распределяются между центрами oil ственности компании-автодилера;
3) структурируются взаимосвязи между подразделениями, и реглим) НТИ руется взаимодействие, которое обеспечивает подготовку, обосноийНИ! pi
ализацию и КОНТРОЛЬ принимаемых управленческих решений па всех м
пях организации, При номошп процессного и функционально стой*...
I;'u
ною анализа определяется наиболее оптимальная последовательность выполнения работ с точки зрения стоимости, требуемых ресурсов (людей, оборудования, времени) и качества результата (см. главу 2).
При разработке эффективных оргструктур предприятия рекомендуется учитывать следующие требования:
• четкая структуризация управления компанией, формализованная иерархия;
• выделение центров ответственности;
• умеренное количество горизонтальных связей и сосредоточение руководства на решении стратегических задач и контроле за результатами наиболее важных с точки зрения деятельности процессов;
• отсутствие слишком глубоких вертикальных связей. Их наличие приводит к бюрократизации компании, когда все решения принимаются на верхнем уровне;
• формирование четких должностных обязанностей и регламентация функциональных и информационных связей между центрами ответственности;
|
|
• обеспечение быстроты в принятии управленческих решений на любом уровне компании, ее гибкость и возможность своевременной адаптации под требуемые изменения;
• ориентация на результат.
Для разработки организационных структур компаний, работающих в ав-ТОбизнесе, рекомендуется использовать модели построения классических структур и их специфику:
1) 11епосредственное управление, при котором руководитель отдает прямое распоряжения каждому исполнителю;
2) при линейной структуре каждый начальник руководит нижестоящими подразделениями в соответствии с закрепленными за ними направлениями деятельности;
3) для функциональной структуры характерно управление нижестоящими уровнями, которое осуществляется руководителем, координирующим реализацию и выполнение закрепленных функций;
4) в линейно-функциональной структуре основными по принципу единоначалия являются линейные руководители, которым оказывается помощь соответствующих функциональных органов администрирования.
Так, система на основе механизма непосредственного управления может проектироваться и применяться в небольших компаниях — авторемонтных мастерских и автопрокатных фирмах (рис. 67).