Индивидуальная беседа

Педагогическая цен­ность беседы в том, что воспитатель имеет возможность изучить мотивы деятельности, оценки и ценностные ориентации воспитанников. Под влиянием беседы про­исходит переоценка ценностей ребенком, появляется возмож­ность перестраивать его поведение. Беседа – это диалог, и крайне неэффективно превращать ее в монолог воспитателя. Успешность проведения индивидуальной беседы зависит от многих условий. В их числе следующие: создание доверительной, «мягкой» атмосферы; опора на жизненный опыт воспитанника в обсуждении темы беседы; использование индивидуальных особенностей школьников; уважительное отношение к высказанному ребенком мнению; создание условий для усиления самостоятельности в поиске ответа на интересующие воспитанника вопросы.

Беседа может быть подготовлена заранее, а может быть проведена спонтанно, если педагогические обстоятельства этого требуют. Беседа-экспромт требует от воспитателя особенного педагогического мастерства, эрудиции, владения умениями педагогического общения. А главное, ее проведение должно быть логичным, ненавязчивым, своевременным. Она не должна быть затянутой, иначе младшие школьники теряют к ней интерес. Независимо от того, подготовлена ли беседа заранее или она возникла в результате педагогических обстоятельств, целесообразно строить ее по следующему плану:

§ Тема индивидуальной беседы должна быть актуальна для школьника. Естественно, она выбирается воспитателем, но максимально приближается к потребностям воспитанника. Они могут быть изучены заранее с помощью диагностических методов и на момент беседы, воспитатель уже знает о чем и как беседовать с воспитанником.

§ Строя диалог, воспитателю необходимо опираться на жизненный опыт школьника, приближая к нему тему беседы. Это можно осуществить с помощью правильно поставленных вопросов. В этом случае, школьники, отвечая на вопросы воспитателя, будут «вынуждены» обратиться к своему жизненному опыту и в обсуждении опираться на уже имеющиеся знания по предложенной теме.

§ Создание положительного эмоционального фона. Это доверие взрослого, так ценимого воспитанниками. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель подбирает наиболее целесообразные условия проведения беседы. Беседа может проводиться не только в классе, школе. Можно погулять с ребенком в школьном дворе, или побеседовать с ним дома, если обстоятельства к этому располагают.

Поручения. Это выполнение ребенком социальной роли в формальной структуре коллектива. Поручения очень важны для младшего школьника. Выполняя любое дело, порученное учителем или активом класса, ребенок получает возможность показать свою индивидуальность в выполнении общественной деятельности. Важно, чтобы школьник понимал, что результаты поручения важны не только для него, в части удовлетворения определенных потребностей, а и для других детей класса, школы, района, города. Выполнение поручений помогает школьнику расширить его индивидуальные рамки понимания элементов общественной жизни. В конечном счете, стрежневой задачей в реализации поручений выступает формирование мотивов полезной общественной деятельности. По мере усложнения поручений, ребенок получает дополнительные возможности проявления своих индивидуальных особенностей, поскольку, воспитатель предлагая ребенку то или иное поручение, основывает свои предложения на изучении его личности прежде всего, и на посильности самого поручения в том числе. Ребенок «самое социальное существо (Гегель), и следовательно, он уже априори готов к общественной деятельности. Почему же, на практике ими так неохотно выполняются эти поручения? Ответ прост. Поручения как индивидуальная технология воспитания требуют определенной логики их организации, которая может быть выражена следующим образом. Поручения должны:

§ содержательно и организационно отражать общественные интересы детей;

§ быть посильными в выполнении;

§ соответствовать индивидуальным особенностям ребенка;

§ приносить радостное чувство удовлетворения;

§ быть творческими;

§ регулярно меняться (чередоваться).

Роли, реализуемые школьниками в ходе выполнения поручений могут разнообразными: организатор (классный менеджер, заводила), цветовод(эколог, лесной профессор), библиотекарь (книжный доктор, знайка), санитар(чистюлька), хозяйственник (помогайчик). Очень важна для ребенка внешняя атрибутика этих ролей. Ведь выполнение поручений – это игра. Педагогическая, но все-таки игра и ценность игровых элементов в организации поручений не следует упускать.

Индивидуальная консультация. В основе данной технологии лежит умение воспитателя решать индивидуальные проблемы каждого воспитанника. Осознание воспитателем важности индивидуального общения с воспитанником во многом обусловливает повторное желание ученика консультироваться с учителем в решении важных жизненных практических задач. Специфика взаимодействия учителя начальных классов и младшего школьника придает индивидуальной консультации особую значимость, так как ребенок доверяет учителю, стремится на него походить, хочется все время с ним общаться. Инициатором индивидуальной консультации может быть как воспитатель, так и воспитанник. Это зависит, прежде всего, от потребности воспитанника в получении знаний о предмете или явлении от воспитателя. Если ребенок одинок, не находит понимание в семье или среди сверстников, он потенциальный «клиент» воспитателя. В силу возрастных особенностей, младший школьник постоянно нуждается в поддержке своего учителя. С помощью индивидуальной консультации воспитатель может и диагностировать личность школьника для дальнейшей коррекции общения. Результаты диагностики позволяют воспитателю должным образом обустраивать среду обитания ребенка, помогая тем самым становлению его как субъекта воспитания. Если инициатором является воспитатель, то предложение индивидуального общения должно быть высказано ненавязчиво. Школьник не должен подозревать, что это специально организованная педагогическая форма. Если ребенок испытывает трудности в учебной деятельности, целесообразно его проконсультировать, не акцентируя внимания на его недостатках или промахах. Успешность этой формы во многом определяется наличием терпения у воспитателя, умением проникать в проблемы школьников, заинтересованностью в продвижении школьника по индивидуальному маршруту его успеха.

Индивидуальная тайна. Эта форма имеет мощный воспитательный потенциал, поскольку в ее основе лежит атмосфера доверия. Известный педагог-гуманист Ш.А.Амонашвили использовал прием, основанный на совместной тайне на своих уроках. Он на ухо ребенку говорил слова, предназначенные только для него. Это поднимало ребенка в своих глазах, содействовало формированию образа собственного «Я». Особенно в этой технологии нуждаются самокритичные, не уверенные в себе, с заниженной самооценкой дети. Для них очень важно, чтобы их неуспехи не были «обнародованы». Тайна, соединяющая такого ребенка и учителя, предоставляет ему возможность почувствовать себя увереннее, дает ощущение признанности своей личности, неким образом гарантирует ему будущий успех в его деятельности, поскольку САМ УЧИТЕЛЬ ЕМУ ДОВЕРЯЕТ ТАЙНУ! Эту форму можно использовать при подготовке воспитательных дел, коллективных творческих дел, при выполнении ребенком поручения. То есть она входит в другие индивидуальные формы, делая их более успешными.

Таким образом, коллективные и индивидуальные технологии тесно связаны, представляя собой систему воспитательных взаимовлияний. И, соответственно успешность деятельности воспитателя во многом определяется его умением составлять воспитательные программы, включающие такие технологические элементы (коллективные или индивидуальные), дающие возможность каждому воспитаннику занять соответствующее место в социальной нише, повышающие комфортность условий, в которых происходит становление ребенка как субъекта воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: