Компьютерные технологии

Думаем, что как любое новое, массированно поставляемое обществу, компьютеризация имеет как положительные, так и отрицательные характеристики. Позитивным в овладении компьютером является расширение общей культуры человека, поскольку информационная культура является частью общей культуры человека. С этим трудно спорить, ибо наука не стоит на месте, и развитие общества есть неотъемлемая часть его движения вперед. Формирование целостной картины мира предполагает овладение ребенком всех ее компонентов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому «…информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с ним, выбирать собственное информационное пространство и личную информационную сферу, через которую с помощью прямых и обратных информационных связей влиять на природу и общество, решать массу проблем, включая глобальные» (17, С.9), так характеризует значимость компьютера в жизни человека Е.С.Полат. Следовательно, компьютер выступает в виде связующего звена между личностью и развивающимся информационным обществом а значит «работает» на идею личностного совершенствования ребенка. Информационная среда призвана хранить, структурировать и передавать информацию. Компьютер освобождает человека от рутинной интеллектуальной работы, предоставляя ему возможность использовать информационные модели в расширении своего личностного потенциала.

Компьютер – это своеобразный аккумулятор гигантского объема знаний. Основная задача воспитателя умело воспользоваться ими в работе с воспитанником. Кроме того, компьютер, по сути, еще великолепный организатор. Не надо тратить время на поиски книг, ходить в библиотеку – нажми на кнопку и все получишь, сидя в кресле. Хорошо это или плохо? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Очевидно, и не хорошо, и не плохо! Компьютер – это реалии, с которыми уже нельзя не считаться. Так почему же не использовать его положительный дидактический потенциал в своих, педагогических целях? Если мы соглашаемся с тем, что компьютер как часть воспитательного пространства, влияет на становление ребенка, то нам остается только максимально использовать его возможности в реализации целей воспитания. Возможности компьютера достаточно велики. С их помощью воспитатель может приучать школьника к современным методам получения информации и тем самым способствовать его культурному и гуманитарному развитию.

Используя компьютер как «инструмент прикосновения к личности», «инструмент воспитания» (А.С.Макаренко), и реализуя цели воспитания, воспитатель создает систему целенаправленных действий, влияющую на становление личности младшего школьника как субъекта. Правильно подобранные способы и приемы работы с компьютером, во многом обеспечат наиболее адекватные условия этого становления. Отвечая на вопрос: «Как с помощью компьютера совершенствовать личность?», воспитатель обращается к компьютерным технологиям.

Компьютерные технологии по своим возможностям являются весьма перспективными для их использования в образовательной сфере. Для пользователя – учителя - воспитателя важно знать назначение компьютерных технологий, их роль и место в процессе обучения и воспитания. Они способствуют:

§ Расширению и углублению знаний у воспитанника;

§ Стимулированию развитию речи;

§ Приобретению новых навыков;

§ Предоставляют возможность овладения новыми исследовательскими методами;

§ Сближают людей всего мира (через сеть Интернет).

Кроме того, в большой мере результат зависит и от личности воспитателя, от его таланта и мастерства. Только в этом случае применение компьютерных технологий будет полезным для становления личности ребенка.

Нельзя сказать, что в литературе широко освещены компьютерные технологии. Но для воспитательной работы с младшими школьниками нам удалось выделить несколько, способных в своем воздействии на ребенка, содействовать его становлению как субъекта воспитания. К ним можно отнести: подготовка презентаций на различные темы; составление проектов; компьютерные игры и использование системы Интернет.

Компьютерные презентации. Эта технология позволяет ребенку со значительной долей самостоятельности использовать свои знания в составлении различных программ, как в учебной деятельности, так и в подготовке внеклассных мероприятий. Технологизм этих действий повышает уровень самооценки школьника, поскольку владение компьютером на уровне подготовки и проведения презентации, делает его технически грамотным, похожим на людей, к которым он относится с уважением. Красочность презентаций, использование в их представлении большого экрана – все это довольно привлекательно для школьника. Полезно в подготовке презентации задействовать не одного ученика, а нескольких, дифференцировав задания таким образом, чтобы они максимально позволяли выявить у каждого их положительные, наиболее выразительные качества.

Достаточно востребованной методикой является методика проектной деятельности школьников в сетях. Метод проектов известен педагогике с 1920 года. Его связывают с именем американского педагога и философа Дж.Дьюи. В основе метода проектов лежит идея построения обучения на активной основе, используя целесообразную деятельность школьника и сообразуясь с личным интересом ребенка именно в том или ином конкретном знании. Суть метода – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам. Для воспитания это очевидный позитив. С помощью данного метода можно строить проекты нравственного содержания, используя активность школьников в выборе темы проекта и путей ее реализации. Авторы, предлагающие использовать тот метод в информационном поле (Е.СПолат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров) предполагают, что решение подобных вопросов будет оптимальным при использовании педагогом компьютера.

Технология использования метода проекта может быть следующей: После определения темы и постановки цели и задач, создаются на специальном сайте странички воспитателя и воспитанников. Разделы страничек могут быть разные. К примеру, отдельные книги, материалы конференций, электронные адреса друзей из других городов, статьи из журналов или газет, видеоклипы и др. Можно заранее подготовить презентацию темы со ссылками на материалы страничек.

Знание воспитателем характеристик методов проекта поможет в осуществлении целей воспитания с использованием компьютерных технологий. Не секрет, что дети довольно быстро овладевают компьютером и система, предложенная выше, предназначена для организации взаимодействия воспитателя и воспитанников в условиях использования компьютерных технологий. К тому же использование методов проекта подготовит младших школьников к более успешной эксплуатации компьютера и в старших классах.

Таким образом, компьютерные технологии, используемые воспитателем, могут влиять на эффективность воспитательного процесса. Это – факт. Но, с другой стороны, школьник, как участник процесса, приобретает умения работы с компьютером или расширяет уже имеющиеся. И это тоже – факт. А значит, использование компьютерных технологий в конечном счете укрепляет у детей уверенность в правильности своей позиции в отношении компьютера. И встает вопрос о полезности взаимодействия ребенка и компьютера, вне, так сказать, педагогической инструментовки этого процесса. Но давайте разберемся, так сказать в качестве компьютерных услуг.

Ребенок видит в компьютере нового друга, который дает ему возможность проявить себя. Этому служат обозначенные нами такие компьютерные технологии, как компьютерные игры и использование глобальной всемирной компьютерной сети - интернета.

Для дошкольного и младшего школьного возраста свойственна одна особенность – играя, ребенок создает свой собственный мир, в котором действуют придуманные им правила и законы. Компьютерные игры усиливают краски этого мира, делая его более привлекательным для ребенка. И, следовательно, воспитатель, реализуя воспитательные цели, должен в полной мере владеть технологией организации компьютерных игр. Игры, несущие нравственную нагрузку, отражающие возрастные особенности детей и отвечающие действующим нормам здорового образа жизни, кроме пользы ничего не несут. В использовании подобных игр важно выполнять одно правило – время сидения ребенка перед компьютером должно соответствовать требованиям здорового образа жизни. Это 15 минут с перерывами, и не более 30 минут в день для дошкольника и младшего школьника.

Поговорим об играх другого толка, предлагаемых нашим детям на рынке компьютерных услуг. Это жестокие игры. В их основе лежат жестокие действия играющих. Нужно или убить кого-то. Или избежать убийства. Причем, воевать, как правило, надо с ужасными монстрами, или накачанными злодеями. Ребенку втолковывается, что только с помощью убийства ты можешь спасти мир и себя. С помощью подобных игр ребенку извне навязываются агрессивные модели поведения. Со временем, эти внешние модели становятся основой внутреннего мира ребенка. Ребенок идентифицирует себя с главным героем, а он, как правило, в подобных играх, малопривлекателен с общечеловеческой точки зрения. Компьтерная виртуальная реальность, в которую погружается во время игры ребенок, формирует стимулы в его сенсорном поле. Он вступает в контакты не с живыми людьми, как во время обычной игры, а с искусственными персонажами. Такие игры приучают ребенка к тому, что любые конфликтные ситуации могут разрешаться с помощью силы. Нельзя сказать, что вирус насилия исключительно связан лишь с компьютерными играми. В современном мире много насилия. И средства массовой информации из всех сил стараются довести количество и качество этого насилия до зрителя. Ребенок в какой-то мере подготовлен к восприятию насилия, как некоей реальности и даже панацеи в защите своих интересов и интересов хороших людей. Так что «игровое насилие» ложится на благодатную почву. Отсюда вывод – хватит насилия в повседневной жизни, кибер-насилие уж точно лишнее в жизни ребенка. Его нельзя оградить от внешних воздействий. Социум активно внедряется в школьные и родительские воспитательные программы. Можно уменьшить дозы вируса насилия. А вот это уже зависит от умело построенной системы педагогического руководства. Прежде всего, ответим на вопрос – Почему ребенок сидит как привязанный перед компьютером, неистово играя и играя? Может ему не хватает тепла родительского очага? Может современные, слишком занятые родители пытаются подобными действиями «откупиться» от ребенка, заменив компьютером свое внимание к нему? Ведь ребенку, выросшему в атмосфере понимания, любви, уважения нет нужды реализовывать себя в подобных играх. Вот для ребенка, лишенного родительского тепла, киберпространство становится родным домом, заменяя ему так недостающие ласки родителей, понимания учителя. Парадокс заключается в том, что тяга к «боевикам», где героем может стать сам ребенок, не характеризует его как озлобившееся существо. Скорее наоборот, это свидетельствует о его одиночестве, ненужности по его убеждению никому. Вот в игре, я – герой! Меня любит прекрасная принцесса за то, что я УБИЛ ее врага. И ребенок делает вывод – убийство приносит позитивные плоды. Кроме одиночества, к агрессивным играм толкает ребенка неумение общаться со сверстниками. Компьютер заменяет ему друзей. Ведь он не дразнится и не обзывает, всегда радостно светится экран, приглашая в чудесный для ребенка мир призрачных побед. Зависимость от Интернета многомерное понятие. Виртуальная реальность манит одиноких людей, которые ищут пути бегства от реальности. Попытка найти собеседника, понимающего проблемы личности удается в Интернете гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь ни вы не видите собеседника, ни он вас. У вас есть возможность нарисовать свой новый портрет, не опасаясь за реальные последствия подмены. Реализация самых фантастических возможностей становится навязчивой идеей, и работа в Интернет-пространстве превращается в зависимость от него. Конечно, маленькому ребенку это не грозит. Но ребенок очень быстро растет, и если вовремя не увидеть его тягу к Интернету и не ввести ее в адекватное русло, можно просто опоздать и получить компьютерного наркомана. Некоторые продумают, ну и сравнили! И напрасно. Врачи отмечают в Интернет-зависимых людях физиологические и психические изменения. Такие люди часто пренебрегают своим здоровьем, чаще бывают раздражительными, нежелательно принимают критику, избегают физических нагрузок, нерегулярно питаются и др. Список может быть очень длинным. Поэтому необходимо очень внимательно отнестись к тому, сколько времени ребенок проводит в кибер-пространстве, проявляется ли у него зависимость от компьютерных игр (эскапизм). И если родители или воспитатели заметили симптомы зависимости, то действовать необходимо незамедлительно.

Обобщая вышесказанное, мы должны согласиться с тем, что не в наших силах остановить прогресс и освободить от влияния компьютера ум и эмоции младшего школьника. Но в наших силах упорядочить это влияние. Диагностируя причины такого «погружения» в виртуальный мир, воспитатель, опираясь на свой профессионализм, должен предложить родителям разработанную совместную программу действий по ослаблению тяги к компьютеру. Такая программа может быть только индивидуальной и включать индивидуальные же условия коррекции «компьютерного поведения» ребенка.

К примеру, можно предложить родителям такие памятки и педагогические советы, использование которых поможет родителям найти необходимый тон взаимодействия с ребенком.

Памятка для родителей.*

Покупая компьютерную обучающую программу для своего ребёнка, задайте себе следующие вопросы:

§ Направлена ли выбранная программа на освоение содержания предмета или развития навыков, необходимых именно моему сыну или дочери?

§ Какие ещё умения и навыки может приобрести мой ребёнок?

§ Будут ли графика, звук, игровые элементы и другие особенности программы привлекательны для моего ребенка? Насколько привлекательны?

§ Насколько программа богата наглядным материалом и нет ли опасности подмены содержания формой (если есть возможность просмотреть перед покупкой)?

§ Могут ли одновременно заниматься по данной программе несколько человек?

§ Предусмотрены ли программой различные уровни сложности подачи и проверки усвоенного материала?

§ Обладает ли программа такими возможностями управления, которые позволили бы приспособить ее к потребностям и интересам моего ребенка?

§ Является ли программа достаточно простой для освоения или для этого понадобятся специальные пособия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: