Педагогические основы взаимодействия школы и семьи

…Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующи­ми обстоятельствами:

· единым объектом (субъектом) воспитания;

· общими целями и задачами воспитания детей;

· возможностью всестороннего изучения детей и коорди­нации влияний на их развитие;

· необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

· возможностью объединения усилий школы и семьи в ре­шении проблем ребенка;

· возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

…Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становле­ния, воспитания и обучения детей.

…Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей:

· обеспечение качественного образования;

· развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

· формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

· подготовка школьников к семейной жизни;

· формирование потребности в здоровом образе жизни.

Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач:

· проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;

· обеспечение системы психолого-медико-педагогического просвещения родителей;

· организация методической работы с педагогами по про­блеме взаимодействия с семьей;

· разработка и обеспечение системы стимулирования взаимодействия участников воспитательного процесса;

· организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности коллектива школы.

…Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.

Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

· осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;

· включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;

· овладение способами проектирования собственной деятельности;

· предоставление возможности принимать самостоятельные решения;

· ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;

· привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

· Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:

· формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;

· осуществление совместного целеполагания, планирова­ния, организации и подведения итогов деятельности;

· определение творческих задач и совместный поиск пу­тей их решения;

· использование методики организации коллективной творческой деятельности.

(Цитаты из работы: Рожков М.И., Байбородова Л.В. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Теория и методика воспитания. М.,2004. С.354-359.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: