Индивидуальные формы работы

Особый интерес представляют индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы. Именно они являются основой сотрудничества учителей и родителей. К ним мы относим посещение семей, индиви­дуальные консультации и работу с родительским активом.

Посещение семей необходимая индивидуальная форма работы учителя с родителями. Основной ее задачей является выявление условий семейного воспитания и их влияние на личность ребенка. Изучая ребенка в привычной, домашней атмосфере, учитель может выявить существенные грани его характера, наличие или отсутствие связей со всеми членами семьи, уровень его воспитанности, а главное - его место в системе внутрисемейных отношений. Целесообразно изучение семьи проводить по плану, который поможет целенаправленно выявить семейную ситуацию, избегая случайностей и накопления лишних данных. Программы изучения составляются учителем или воспитателем. Они могут включать вопросы, предназначенные для родителей и для детей. Для родителей можно предложить следующие вопросы: состав семьи; отношение родителей к рождению ребенка; какое учреждение ребенок посещал до поступления в школу; где обычно ребенок отдыхает летом; наличие конфликтов в семье и их причины; кому принадлежат приоритеты воспитания в семье; какие формы досуга в основном использует семья.

Программа, предназначенная для ребенка, может включать следующие вопросы: часто ли родители рассказывают о своей работе; как реагировали твои родители на плохие поступки; настаивают ли родители на соблюдении распорядка правил поведения в общественных местах; привлекают ли тебя родители к совместной работе; за что чаще всего тебя хвалят; чем чаще всего бывают недовольны; выполняешь ли ты их распоряжения.

В качестве примера приведем анкету для родителей.

АНКЕТА /для родителей/

§ Как сложились отношения между Вами и детьми?

§ Что Вас больше всего огорчает в своих детях?/подчеркните/:
слабая успеваемость, неудовлетворительное поведение, отсутствие трудолюбия, эгоизм, иждивенчество, отсутствие чуткости, отзывчивости

§ При каких обстоятельствах возникают конфликтные ситуации с детьми и как они решаются?

§ Формирование, каких качеств у детей Вы считаете особенно необходимыми?

§ Занимаетесь ли Вы воспитанием у своих детей этих качеств:
постоянно, эпизодически, не занимаюсь /подчеркните/

§ Назовите причины, мешающие Вам заниматься воспитанием этих
качеств у своих детей, и укажите возможные, на Ваш взгляд,
пути их преодоления.

Можно составить одновременно анкету для родителей и для детей, но нужно помнить, что анкета для детей младшего школьного возраста требует тщательного подбора вопросов. Целесообразно с помощью анкеты для родителей и детей выявить интересующие воспитателя проблемы, касающиеся семейного взаимодействия и показывающие ответы на один и тот же вопрос родителей и детей. Такая «сдвоенная» анкета может выглядеть следующим образом:

Для родителей:

§ Какие личностные качества вашего ребенка вам нравятся больше всего?

§ Какие личностные качества вашего ребенка вам более всего не нравятся?

§ Какие поступки ребенка вызывают вашу похвалу?

§ Чем вы поощряете ребенка?

§ Какие поступки вашего ребенка вызывают ваше неодобрение?

§ Какими приемами наказания вы пользуетесь?

Для воспитанников:

§ Какие твои качества нравятся твоим родителям?

§ Какие твои качества не нравятся твоим родителям?

§ За какие поступки тебя хвалят родители?

§ Как тебя поощряют родители?

§ За какие поступки тебя ругают родители?

§ Если тебя наказывают родители, то, как они это делают?

Полезно приступить к изучению семей задолго до поступления ребенка в школу. К примеру, зная, из какого детского сада придут дети, составить программу совместных действий сада и школы по изучению позиции ребенка в семье, затруднений, которые испытывают родители в семейном воспитании.

Посещение семей достаточно тонкая работа. Она требует от учителя профессионализма и такта. Необходимо подготовиться к беседе с родителями в кругу семьи. Заранее наметить вопросы, интересующие учителя и быть готовым ответить на вопросы, беспокоящие родителей.

Успешность реализации этой формы во многом связана с готовностью родителей к совместной позитивной деятельности со школой. Необходимо чутко ориентироваться на «портрет ученика», составленный учителем, т.к. это и «портрет» конкретной семьи. Не надо пытаться за одно посещение выявить весь круг интересующих учителя вопросов. Посещение семей лишь элемент целостной системы взаимодействия школы и семьи, подготовка и проведение которого требует от учителя системного подхода.

Во время посещения в неформальной обстановке учитель получает информацию о духовной и педагогической направленности жизни семьи, о ценностных ориентациях ее членов, о семейных традициях.

На основе полученных данных в ходе посещений семей, учитель прогнозирует ход совместной деятельности. Составляет план совместной работы по формированию необходимых качеств личности. Не следует в присутствии семьи делать какие-либо записи.

Результаты наблюдения лучше оформить в педагогический дневник после посещения семьи.

Особое внимание учитель должен уделять неблагополучным семьям с повышенной конфликтностью, пьющим и т.д., Т.е. тем семьям, которые не обеспечивают надлежащие условия для фор­мирования необходимых качеств ребенка.

Изучив условия семейного воспитания, учитель имеет воз­можность их корректировать. Это и помощь родителям в состав­лении индивидуальных программ развития ребенка и индивидуальные беседы, и консультации, и приглаше­ние родителей на открытые уроки с последующим их анализом, и активизация родительского участия во всех делах класса.

Большое значение для реализации совместных планов учителя и родителей имеют индивидуальные консультации. Это особая форма работы с отдельными родителями. Консультация дает возможность каждому родителю почувствовать себя участником учебно-воспитательного процесса. Сама обстановка располагает к откровенности. Содержание консультации может быть любым, но главное – это рассказать и подсказать родителям возможные решения родительских затруднений. Инициаторами консультаций могут быть как учителя, так и родители. Если родители активно интересуются различными нюансами школьной жизни своего ребенка, то это надо только приветствовать и поощрять. Важно, не оттолкнуть родителей нотациями или постоянной критикой ребенка. Мы помним, что к каждому ребенку надо подходить с «оптимистической гипотезой», веря в преобладание хорошего над плохим. Конечно, без помощи родителей вряд ли можно справиться с трудностями характера или воспитания школьника. В этом то и суть совместной работы школы и семьи. Их связывает общая и благородная цель – вырасти из ребенка достоянного гражданина своей страны, уважающего как ценности семьи, так и ценности общества.

Проведение индивидуальных консультаций нуждается в грамотной профессиональной подготовке со стороны учителя, воспитателя. Целесообразно провести анкету для выявления затруднений, которые испытывают родители. Если тема консультаций общая, ее можно вынести на классное собрание, если индивидуальная, необходимо составить программу ее проведения. Это и подбор соответствующей литературы, и составление индивидуальных программ для разрешения родительских затруднений, и приглашение родителей в школу на открытые уроки и коллективные дела, участие в которых принимает их ребенок. С помощью этой формы воспитатель, так или иначе, общается практически со всеми родителями, и у каждого из них может сложиться впечатление, что именно его «родительскими» трудностями обеспокоен учитель, воспитатель. Результатом такой консультации может стать взаимное расположение воспитателя и родителя, доверие родителей к действиям воспитателя.

Кроме посещения семей и индивидуальных консультаций с родителями, воспитатель может использовать такую незаслуженно отодвинутую форму совместной деятельности как работа с родительским активом. Это важная и довольно специфическая оперативная группа родителей класса. Они осуществляют связь между учителем и остальными родителями, не так активно проявившими себя в совместной деятельности. В их компетенцию входит также осуществлению помощи учителю в организации воспитательной работы в классе. В родительский комитет входят самые активные родители. Как правило, они уже проявляются на первом родительском собрании. Для оптимального решения совместных задач в комитет должны входить люди, понимающие значение совместной деятельности семьи и школы в решении педагогических задач.

Можно идти традиционным путем и выбрать актив на первом родительском собрании и работать с ним в соответствии с планом. А можно в соответствии с оперативными воспитательными задачами организовывать родителей в своеобразные «тройки» - микроколлективы, которые помогают учителю на разных стадиях работы с классом. Это могут быть «путешественники», родители, которые традиционно ездят со всем классом или с группами детей в различные музеи, или «хозяйственники», которые вместе с ребятами следят за сохранностью школьного имущества, или «экологи», помогающие детям культурно общаться с природной средой.

Можно привлекать родителей, обладающих определенными умениями, к работе кружков. К примеру: «Хозяюшка», «Умелые руки», «Умные шахматы» и т.д.

Чрезвычайно важно в работе актива заметить каждого роди­теля, пытающегося помочь школе, выявить его творческий по­тенциал и максимально его использовать на благо детей.

Совместная работа семьи и школы по реализации потенциала ребенка обширна и многогранна. Не претендуя на полное освещение этого вопроса, мы, тем не менее, надеемся, что материал представленный в этой главе поможет воспитателю грамотно построить свое взаимодействие с родителями. Этому служат и педагогические советы, разработанные нами в ходе подготовки данной темы.

ü Постарайтесь видеть в родителях не соперников, а соратников.

ü Помните – родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.

ü Относитесь с искренним интересом к семейным проблемам вашего ученика.

ü Всегда старайтесь поддержать авторитет родителей в глазах ребенка.

ü Не используйте полученную информацию о семейных отношениях во вред ребенку.

ü В совместной работе с родителями умело используйте их сильные и слабые стороны.

ü Максимально используйте индивидуальные формы работы с родителями в сочетании с групповыми и коллективными.

ü Показывайте родителями стороны характера детей, скрытые от них.

ü Прибегайте к помощи родителей, если верите в успех взаимодействия.

ü Помните – главный принцип совместной работы школы и семьи – «Не навреди!»

Литература для самообразования.

1. Богданова Р.У. Как созидать вместе… - СПб.,2001.

2. Бойко В.В. Малодетная семья. – М.,1988.

3. Вергелес Г.И., Кутергина Л.Н. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника. /Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». - СПб., 2005. С.217-221.)

4. Воспитание. Подготовительный класс. Учебно-методическое пособие /Под ред.М.П.Осиповой. – Минск, 2000. С.68- 78

5. Воспитание: научные дискуссии – СПб.,2005. С.48-56.

6. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. Серия «Педагогика и психология», 1988, №9.

7. Газман О.С.Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы /Ред.сост. А.Н.Тубельский, А.О.Зверев. - М.,2002

8. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.,2004

9. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. – М.,1986

10. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург, 2000.

11. Игошев К.И., Миньковский Г.М.Семья, дети, школа. – М.,1989.

12. Клаин В. Как подготовить ребенка к жизни. – М.,1991.

13. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.,1988.

14. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт. //Педагогика, 2005, №9. С.3-16

15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.,1999.

16. Курипко О.А. Счастливая семья. Какая она? //Начальная школа, 2002, №4

17. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.,1992.

18. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.,1991.

19. Макаренко А.С. О воспитании. – М.,1990.

20. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.,2001

21. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1999.

22. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М.,1996.

23. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.,2003

24. Петрова Л.И. Индивидуальная работа с родителями младших школьников. /Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети».- СПб., 2005. С.263-267.

25. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред.А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.,1989.

26. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991.

27. Степанов Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. – М.,2002.

28. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр.пед.соч.:В3-т.– М.,1981. Т.3.

29. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.,2005.

30. Фром Э. Азбука для родителей. – Л.,1991.

31. Фром Э. Искусство любить. – СПб.,2001

32. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.,2000.

33. Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. – М.,2004.

34. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М.,1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: