1. На основании работы Н.Е. Щурковой «Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии» и В.В.Воронова «Технология воспитания» дайте характеристику основных этапов вхождения ребенка в культуру; опишите основные компоненты социальной среды, лежащие в основе социализации младшего школьника; выделите проблемы, проявляющиеся в процессе становления личности младшего школьного возраста. (Приложение 2.)
2. Ознакомьтесь с работами Н.Ф. Головановой и Н.Л. Селивановой, дайте определение воспитательной среде и определите условия взаимодействия ребенка с социальной средой, обеспечивающие его становление как субъекта социализации. (Приложение 3.)
3. На основании работы Л.И. Маленковой «Воспитание в современной школе» определите основные задачи и педагогические принципы процесса создания воспитательной среды младшего школьника классным руководителем.
4. Какие положительные или отрицательные стороны есть в расположении школы, если:
· Школа находится в районе старого города;
· Школа находится в районе новостроек;
· Школа находится в пригороде Санкт-Петербурга;
· Школа находится в районе крупных промышленных предприятий.
5. Сделайте выписки из работы Л.С. Выготского «Вопросы детской психологии» о роли социальной ситуации в становлении личности ребенка:
· определение социальной ситуации развития;
· параметры влияния кризиса семи лет на процесс социализации ребенка. (Приложение 4.)
6. Ознакомьтесь с материалами книги Н.Е. Щурковой «Прикладная педагогика воспитания», дайте характеристику этапов перевода социальной ситуации в педагогическую.
7. Решите предложенные педагогические задачи, осуществляя перевод социальной ситуации в педагогическую:
А) Ученик Вашего класса принес в школу эротическую картинку. Его товарищи с интересом рассматривают ее.
Б) Мальчики Вашего класса поголовно увлечены боевиками с участием известных актеров
В) Недалеко от Вашей школы находится вещевой рынок. Что Вы будете делать, если заметите учеников Вашего класса, торгующих там различными мелкими предметами?