Воспитание — это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне ее, не был динозавром на пороге ХХIв. Духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, в основе своей следует передать детям за короткий период их детства, отрочества и ранней юности. Передача эта не совершается прямым путем. Ценности «присваиваются» в ходе духовных усилий самой личности. Они, эти усилия, должны быть направлены, организованы, облегчены и методически разработаны — все это и следует сделать школе и педагогам, как, впрочем, и семье, которая завела детей и обязана выращивать личность, человека, индивидуальность, субъекта.
Природные свойства ребенка по мере вовлечения в культурную социальную среду через развитие его взаимоотношении, с людьми трансформируются. Трансформация идет либо в русле современной культуры, когда природное, незадавленное и свободно проявляемое естественно сочетается с нормами человеческой культуры, либо простирается в заданном природой русле, сохраняя биологически данное и не измененное прикосновением к культуре.
|
|
Эти два направления развития природных данных принимают в итоге диаметрально противоположные характеристики. И тогда создается впечатление, что по природе своей ребенок может быть либо ангелом, либо исчадием ада.
Присвоение социально-культурных; ценностей протекает во взаимодействии ребенка с окружающей реальностью, которая не более раскрывается ему в своей бесконечности. Он знакомится с объектами, ему не известными: «кошка», «кастрюля», «машина», «мяч»... потом «лес», «поезд», «старик», «болезнь»... потом «азбука», «формула», «совесть», «Земля»... Дитя осваивает мир и без страха живет среди множества самых разнообразных объектов. Процесс обучения, профессионально организованный, берет на себя функцию освоения подрастающим поколением научной картины мира: очерчивается круг объектов, подлежащих изучению (содержание образования); определяется методика предъявления изучаемого объекта (методика преподавания); описываются условия взаимодействия ребенка с познаваемыми объектами (психология познания).
Взаимодействие с миром должно обеспечиваться не только адекватностью восприятия, но и множеством операционных умений, позволяющих ребенку вступать в общение с миром…
Усвоение мира обеспечивает уровень взаимодействия с реальностью, оснащает ребенка свободным поведением. Частично школьное обучение выполняет данное назначение воспитания, формируя у воспитанников ценностно значимые умения. Но за пределами учебных программ располагается жизнь, не отраженная в них, и кто-то должен помочь ребенку познать и эту жизнь, приобрести жизненно важные умения. Школа рассчитывает на семью. Семья, сама не готовая жить в контексте культуры, возлагает надежды на школу.
|
|
А подросток тем временем, не обученный элементарному взаимодействию с миром, страшится окружающей действительности, занимает заведомо агрессивную позицию по отношению к этому непонятному миру, ожидая от него каверз, неприятностей, несчастья. Мир предстает перед ним отторженным, а его собственная жизнь кажется постоянной борьбой с этим миром, у которого надо постараться отнять как можно больше.
Присвоение мира как принятие его, любовь к нему, сопереживание ходу его протекания в данный момент жизни, а также в прошлом и представляемом будущем как проживание «своего» мира, объекты которого дороги и значимы для человека, — завершающий и целевой компонент воспитания, во имя которого и организуется освоение и усвоение мира. Присвоить мир — значит включить в структуру личности все его проявления как личностно значимые, видеть себя в контексте протекания событий жизни, понимать связь своего существования и существования окружающих, брать на себя ответственность за характер протекания жизненных явлений…
Воспитание предстает перед нами как организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижении человечества. Роль педагога при таком восхождении не сводится к роли поводыря или тем более корректора, наказующего за отклонения от нормы, она очерчивается широко: он — соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед и выше. Педагог — «лицо в тени», которого не видно, когда ребенок делает свой выбор, но влияние которого значительно в совершении определенного выбора.
Определяя воспитание ребенка как восхождение его вместе с педагогом к культуре, мы тем самым ставим себя перед очень сложными вопросами: что есть культура жизни на изломе XX— XXI вв.? Каковы общие характеристики сегодняшней общечеловеческой культуры? И что собственно должен о-своить, у-своитъ и при-своить подрастающий человек, чтобы его вхождение в контекст культуры состоялось?
Узел этих вопросов завязан в идее достойной жизни. …
Три принципа лежат в основании жизни, достойной человека. К ним человечество приходило на протяжении многовекового своего существования и их реализовывало, воссоздавая и отступая, вновь воспроизводя и вновь нарушая то, что объявляло основой своей жизни.
Первое основание жизни отражено в категории Добра. Она (эта категория) охватывает все, что является благом для «другого человека». Если каждый ориентирован на благо для другого, то каждый и выигрывает в таком устройстве жизни, ибо рождается общая защищенность любого, вне зависимости от его положения, ранга, возраста, внешности, силы, богатства, успеха и других личностных характеристик. Разумеется, чтобы совершить благо, необходимо думать и искать, что же именно для конкретного индивида в конкретных условиях станет благом и не обернется злом. Поэтому строить свою жизнь на основании добра нелегко, необходимы постоянные усилия души. Духовная леность исключает добро…
Вторым основанием жизни, достойной человека, является Истина: все, что объективно существует вне воли субъекта, протекает независимо от людских желаний. Примером истины может служить «2x2=4», и было бы странным для нас сердиться на то, что это так и что дважды два не восемь, например. Овладение истиной раскрывает причины происходящего, помогает планировать свои действия, предвидя их последствия, т.е. делает личность свободной в выборе своего пути. Если бы мы знали, чем закончатся наши поступки, если бы мы владели истиной, мы действительно были бы свободными, реализовали бы все свои потенции и стремления, выявили бы свое «Я» вольно и полно. Но мы не уважаем истину, вернее, не хотим потрудиться ради нее, не развиваем свои умственные силы для познания объективного мира. Получив аттестат или диплом, перестаем читать; листая всего две книжки (трудовую и сберегательную), отвыкаем думать. И попадаем в западню — теперь нами правят обстоятельства… И лишь тот, кто истину провозгласил основой своей жизни, не сетует на обстоятельства, а сознательно правит своей судьбой, свободный потому уже, что владеет истиной — пусть не абсолютной, пусть хотя бы частичной. Чем больше истины, тем больше свободы...
|
|
Третье основание достойной жизни человека, — Красота. Определим ее как все то, что представляет собой гармоническое сочетание формы и содержания в уникальном варианте… Красота дает наслаждение, человек начинает любить жизнь благодаря ей; принимая жизнь такой, как она есть, не уходит из жизни даже в самые мучительные минуты своего пребывания в ней. Наслаждение лечит и спасает, вдохновляет и ободряет. Конечно, если замечать красоту или если красота создается людьми в процессе их взаимной жизни... Строить жизнь на основании красоты - это значит содействовать тому, чтобы человек жил в наслаждении жизнью….
Эти приобретения социально ценностны и психологически значимы для осуществления свободного взаимодействия растущего ребенка с все более расширяющимся и усложняющимся миром.
Входя в сегодняшний мир, ребенок не может разом и в полном объеме воспринять существующие культурные нормы, он постигает их постепенно, от месяца к месяцу, от года к году. Все совершается опосредованно — через личность взрослых людей и личности педагогов. Ребенок, родившись, уже застает готовое отношение к миру людей, его окружающих. Но эти отношения требуется прочитать, увидеть, обнаружить, испробовать самому…
|
|
Искусство — в умении педагога представить культурные ценности как ценностный объект, доступный и восприятию, и пониманию, и оценке. Но такое искусство сопряжено теснейшим образом с личностным миром самого педагога. Он через себя транслирует мир воспитаннику и способен транслировать только то, что ценностно присвоено его личностью.
Во взаимодействии с детьми педагог как бы развертывает перед ними пестрый, разнообразный, прекрасный мир — предъявляет его. И они входят именно в этот интерпретируемый учителем мир с позиции человека современной культуры. Духовные усилия педагога — в этом воссоздаваемом в каждый момент облике культуры, в ценностном раскрытии содержания тех объектов, на общение с которыми выходит ребенок.
Культура пространственной среды в школе складывается из ее интерьера, оборудования школьного двора, материально-технического оснащения учебных занятий, способов хранения и расположения вещей и предметов в школьном здании (гардероб, лаборатории, хозяйственные комнаты, канцелярия), а также вентиляционной, осветительной, отопительной систем, позволяющих создать в помещении наиблагоприятнейшие условия для самочувствия всех присутствующих.
Четвертое русло «возделывания» человечеством жизни — русло взаимоотношений между людьми. В культурном восхождении человечество подымалось от каннибализма, когда индивид выступал в роли средства существования другого, до самоотвержения во имя ближнего как цели. Всеобщая декларация прав человека создается как документ, закрепляющий такое восхождение: человек утверждается как наивысшая ценность.
Достижения эти фиксируются в первую очередь в поведенческих традициях, закрепляемых принципами, правилами этикета, ритуалами, символами, церемониалами, общественным мнением и социально-психологическим климатом. В итоге перед нами явление, называемое нравственностью, которая регулирует отношения людей друг к другу, а значит, к обществу, к себе самому, к Отечеству, к человечеству в целом, к старым и молодым, к сильным и слабым, к мужчинам и женщинам и т.д.
Нравственная атмосфера школы — фактор чрезвычайной воспитательной силы. Воспроизводя духовные достижения культуры в системе закрепленных, устойчивых взаимоотношений, она тем самым естественно и просто, незаметно и без давления вовлекает ребенка в отношения высокого уровня, приобщая к культурным ценностям.
Время предоставило нам возможность наблюдать, как интенсивно развивается еще одна ветвь «возделывания» жизни — собственное «Я» человека. Оно стало предметом заботы, внимания, ответственности и осознания. Целенаправленно культивируется организм (здоровье, гигиена, красота, выразительность движений); в аутотренинге формируется психологическая раскованность; через саморегуляцию шлифуются способы свободного проявления индивидуального «Я»; в системе непрерывного образования отыскивается соответственно способностям творческая деятельность для максимального выражения и утверждения личности.
Данное культурологическое направление не могло обойти школу, затронуло всю систему воспитания ребенка. Его внимание теперь ориентировано, наряду с другими высшими ценностями, на собственное «Я»: что хочет? что делает? следствия содеянного? каковы ресурсы личности? в чем уникальность, достоинства? и т.д. В систему его отношений к миру входит такой ценностный объект, как собственное «Я» во всех его связях с окружающей действительностью. Впрочем, сказанное о школе, скорее, тенденция, чем реальность воспитания. Однако и тенденция — показатель культурологического восхождения.
Таким образом, рассмотрение воспитательного процесса с позиции общечеловеческой культуры выявляет некоторое число признаков культуры, которые могли бы служить опорой в прокладывании педагогической современной дороги практического школьного воспитания.
(Воспитание детей в школе. Новые подходы и технологии. Под ред. Н. Е. Щурковой М.,1998 с.6-29.)
Приложение №3