Программа воспитания школьника

«Первоклассник»

Воспитание первоклассника —очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Здесь важно «не на­вредить», не поломать тонкую душу малыша.

Опорой в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и столь близкая ему пока еще. Но природа должна высту­пить для первоклассника как дом человечества и его собст­венный дом, в котором он проживает и будет прожи­вать, — не столько объект любознательного изучения, сколько объект формирующегося отношения.

Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. Учитывая, что пер­вичные впечатления малыша очень глубоки (импринтинг!), можно надеяться в будущем, что отношение к природе обу­словит и отношение к жизни как таковой.

Задача-доминанта в период первого года обучения школьника — формировать будущее уважительное от­ношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог за­кладывает основы будущего такого осознанного ценност­ного отношения к жизни.

Мир природы разворачивается в своем удивительном многообразии, в своей поразительной гармонии, красоте, единстве и целостности. Но сам ребенок не способен к осознанию связи всего живого, он может миновать общение с природой, не увидеть ее за ширмой предметно-вещного пространства.

Ни в коем случае не заменяя обучения, не расширяя границ урочной работы, педагог выходит с детьми на сво­бодное осмысление природы не как объекта научного исследования (это производится в процессе обучения), а как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм и, в том числе, жизнь человечества.

Отношение к природе формируется через призму во­проса жизни и — главное! — вопроса сопряжения жизни природы и жизни Человека.

Проблемы жизни и вопросы текущей жизни
Природный мир вокруг человека. Человек как часть при- роды. Суровые законы природы в жизни чело- века. Обнаружить себя окруженным природой: небо, земля, облака, ручьи, деревья, трава, птицы, червяки, рыбы, камни... Увидеть себя помещенным в природное пространство: воздух, свет, ветер, снег, дождь... Потребности в еде, питье, сне, движении — природой данные потребности. Особенности конституции тела — природой данные особенности: рост; цвет кожи, глаз, волос; пропорции тела... Ритмы природной жизни в человеческой жизни: активность — отдых; бодрствование — сон; наплыв энергии — угасание сил; и т.д. Сходство человеческой жизни с жизнью природного существа: пробуждение — рост — цветение — созревание семени — увядание — смерть.
Жизнь леса. Человек в лесу. Картины леса. Ароматы леса. Звуки леса. Птичий оркестр. Дары леса. Человек собирает дары, его поведение. Лес как дом животных. Вторжение человека в этот дом. Поведение по отношению к жителям леса.
Жизнь реки и моря. Человек у реки. Чело­век и море. Вода в жизни Человека. Природные бассейны воды. Самочувствие чело­века около воды. Красота водных бассейнов и водных просторов. От ручейка до океана. Большой че­ловек около маленького ручейка.
Горы и человек. Стрем­ление человека под­няться в горы. Холмы, предгорья, горы. Картины, ощущения, переживания у человека, поднявшегося в горы (на холм). Поведение человека в горах. Подго­товка к путешествию в горы.
Жизнь поля, степи. Че­ловек в поле. Картины полей, лужаек, степей. Ароматы. Звуки. Горизонты. Жители поля и степи. Осторожность человека по отношению к ним. Травы, цветы, степи и поля. Разно­травье. Красоты широких степных просто­ров. Состояние человека в степи. Дорожки, дороги, шоссе через поле и степь.
Жизнь растений. Чело­век и флора Земли. Бесконечное многообразие флоры. Взаимодействие растений и живот­ных, растений и климатических ус­ловий. Этапы жизни растительного мира: пробуждение; рост; цветение; плодо­ношение; образование семени; уми­рание (засыпание). Связь жизни человека с раститель­ным миром.
Жизнь животных. Че­ловек в отношении к фауне Земли. Животный мир в природном доме. Особенность животного и особен­ность его природного дома. Гармония жизни животных и жизни растений. Появление человека среди фауны. Поведение человека по отношению к живым существам природы.
Человек и небо. Солн­це, луна и звезды в их влиянии на человека. Солнце как источник жизни. Плане­ты, как соседи' Земли в космосе. Звезды на небе, как свет далеких миров. Самочувствие человека при восходе солнца. Самочувствие человека при появле­нии луны. Звездные имена. Красота ночного неба. Человек поднимает глаза к звездам.
Природно-погодные ус­ловия жизни человека. Различия климатических условий на земле. Приспособление к условиям климата флоры и фауны, а также человека. Различия поведения в разных погод­ных условиях: дождя, снега, мороза, жары, засухи, метели, бурана, гро­зы, ливня.
Элементы природы в культуре человеческого обустройства жизни. Элементы природы как украшение дома. Природный дизайн двора, дачного участка, сада, парка, сквера, город­ской и сельской улицы. Бережное отношение человека к «природе рядом». Неживая природа в культуре жизни: камни, вода, песок.
Общение человека с природой. Отображение природы в искусстве. Умение видеть и слышать природу. Учиться воспринимать природу через восприятия произведений искусства. Наблюдения за явлениями природы как школа жизни для человека.
Один день природы. Один день человека в доме природы. Утро природы как пробуждение. День природы как полная и сильная жизненная активность. Сумерки природы как медленное за­тихание. Ночь природы как прекрасный сон.

«Младшеклассник»

Программа «Младшеклассник» строится на учете воз­растной психологической особенности детей этого периода, а именно, на ортодоксальности неопытного малыша, стре­мительно входящего в контекст социальной жизни и не знающего законов этой жизни, поэтому напрямую испол­няющего то, что ему предписывается. А подражательность, как природная склонность в этот период, способствует принятию социально заданного.

Норма социальной культурной жизни осваивается, ус­ваивается и присваивается малышом начальной школы. В этих новообразованиях залог личностного развития младшеклассника 2-4-го классов. В течение трех лет педагог вправе решать, будет ли он работать с детьми по програм­ме, используя принцип концентрический, то есть, охваты­вая ежегодно всю совокупность норм, но углубляя каждый год их освоение, усвоение и присвоение, либо будет рабо­тать по принципу линейности, то есть, последовательное овладение данными нормами от года к году.

Обратясь к социальным нормам и организуя жизнедея­тельность в согласии с этими нормами, педагог, тем не ме­нее, направляет внимание школьника на значение и лич­ностный смысл осваиваемых, усваиваемых и присваивае­мых социальных норм, указывая на жизненные последст­вия внедрения их в жизнь человека.

Проблемы жизни и вопросы текущей жизни
Социальные нормы жизни как общественный договор, позволяющий сохранить, улучшить, продолжить жизнь людей. Один день в жизни человека, отражающий всю систему социальных норм жизни.
Гигиена как условие со­хранения здоровья и жизни. Гигиена как ус­ловие уважительного отношения к окружаю­щим людям. Гигиена как условие силы и кра­соты тела. Гигиена как условие благоприятного состояния. Ежедневный уход за телом: утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течение дня. Зеркало как гигиенический помощник. Осанка, походка, поза как условия здоровья и успехов. Гимнастика как упражнение для мелких мышц и как отдых для тела. Уход за одеждой, обувью. Соответст­вие одежды погодным условиям и виду деятельности. Предметы гигиенической помощи: носовой платок, расческа, салфетки. Умение пользоваться общественным туалетом. Соблюдение гигиенических условий окружающего пространства.
Этические нормы жизни как регулятор пове­дения людей. Уважение Другого — условие уважения каждого. Этикет как регламентированные формы уважительного отношения к другому человеку. Его уровни. Его содержание. Привычка ориентироваться на присутствие Другого и состояние Другого. Привычка оказывать внимание и помощь с разрешения Другого. Привычка быть приветливым, доброжелательным. Речевой этикет как форма отношения к человеку. Отношение к грубой речи, к жаргону, к арго, как отношение к человеку низкого уровня развития. Освоение товарищеских норм отношения: забота друг о друге; выделение достоинств каждого; взаимопомощь; сочувствие.
Трудовые нормы жизни: бытовой труд; учебный труд; труд по благоуст­ройству окружающей среды; помощь взрослым в труде. Труд как способ созда­вать материальные цен­ности, сохранять и пре­умножать их. Привычка ухаживать за местом ра­боты: приводить в порядок инстру­менты, сохранять их рабочее состоя­ние. Привычка убирать и украшать учеб­ную комнату в школе, школьный двор и школьные помещения. Привычка соблюдать порядок, со­Аня результаты трудовых усилий.
Труд как отношение к людям и себе. Отноше­ние к труду Другого. Труд как постоянная забота о чело­веке и о себе. Физический труд и умственная рабо­та. Их союз. Признание ценности человека как «работника», «мастера своего дела», «умельца», «труженика». Первые пробы создания материаль­ных ценностей.
Правовые нормы жиз­ни. Неприкосновенность предметно-вещ­ной собственности человека: не ка­саться, не использовать, не присваи­вать предмет, принадлежащий дру­гому. Уважительное отношение к общест­венной собственности. Бережливость, скаредность, чест­ность, щепетильность по отношению к собственности Другого. Духовная неприкосновенность чело­века: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Честность как норма культурного че­ловека.
Нормы учебно-познавательной деятельности. Познание как содержание жизни современного человека. Познание как содержание жизни современного человека. Познание как свобода человека. Книга — постоянный спутник жизни. Правила ознакомления с книгой. Правила чтения, хранения книги, Газеты и журналы как периодическая печать и источник текущего познания. Правила чтения газет и журналов. Размышления об информации: сопоставление известного в опыте жизни и узнанного; сопоставление хода жизни и полученного сообщения. Отражение познания в рисунке, речи, действиях, поведении. Беседа как обмен познавательным материалом. Окружающий мир как предмет по­знания: вещи, дома, хозяйство, небо, звезды, погода, животные, человек, события. Технические средства в познавательной деятельности человека: кальку­лятор, компьютер, инструменты, пишущие средства. Отношение к ним.
Финансово-денежные нормативы жизни. Деньги как эквивалент человеческо­го труда и материальной ценности. Бережливое и уважительное отноше­ние к деньгам. Деньги и родитель­ский труд. Финансовая несамостоя­тельность детей и финансовая свобода взрослых. Способ заработать деньги, созидание ценности. Попрошайничество как низкий способ приобретения денег. Воровство как преступный способ добывания денег. Финансовая чистоплотность человека.
Эстетические нормати­вы жизни человека со­временной культуры. Умение воспринимать красоту природы. Умение беречь красоту. Умение создавать красоту. Уважение эстетических вкусов дру­гого человека. Общие законы красоты: ритм, гар­мония, композиционный центр, единство фактуры и назначения, «ничего лишнего», пропорциональ­ность. Использование законов красоты в повседневности.
Нормы поло-ролевого поведения человека со­временной культуры. Особенности поведения мужчин и женщин в обществе. Отличительные черты занятий и интересов мальчиков и девочек. Правила поведения, осваиваемые бу­дущими мужчинами. Правила пове­дения, осваиваемые юными дамами. Нежность и изящество поведения де­вочек. Деятельность и готовность к помощи любому человеку мальчи­ков.

(Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. - М, 1998.)

Приложение №7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: