«Первоклассник»
Воспитание первоклассника —очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Здесь важно «не навредить», не поломать тонкую душу малыша.
Опорой в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и столь близкая ему пока еще. Но природа должна выступить для первоклассника как дом человечества и его собственный дом, в котором он проживает и будет проживать, — не столько объект любознательного изучения, сколько объект формирующегося отношения.
Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. Учитывая, что первичные впечатления малыша очень глубоки (импринтинг!), можно надеяться в будущем, что отношение к природе обусловит и отношение к жизни как таковой.
Задача-доминанта в период первого года обучения школьника — формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы будущего такого осознанного ценностного отношения к жизни.
|
|
Мир природы разворачивается в своем удивительном многообразии, в своей поразительной гармонии, красоте, единстве и целостности. Но сам ребенок не способен к осознанию связи всего живого, он может миновать общение с природой, не увидеть ее за ширмой предметно-вещного пространства.
Ни в коем случае не заменяя обучения, не расширяя границ урочной работы, педагог выходит с детьми на свободное осмысление природы не как объекта научного исследования (это производится в процессе обучения), а как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм и, в том числе, жизнь человечества.
Отношение к природе формируется через призму вопроса жизни и — главное! — вопроса сопряжения жизни природы и жизни Человека.
Проблемы жизни | и вопросы текущей жизни |
Природный мир вокруг человека. Человек как часть при- роды. Суровые законы природы в жизни чело- века. | Обнаружить себя окруженным природой: небо, земля, облака, ручьи, деревья, трава, птицы, червяки, рыбы, камни... Увидеть себя помещенным в природное пространство: воздух, свет, ветер, снег, дождь... Потребности в еде, питье, сне, движении — природой данные потребности. Особенности конституции тела — природой данные особенности: рост; цвет кожи, глаз, волос; пропорции тела... Ритмы природной жизни в человеческой жизни: активность — отдых; бодрствование — сон; наплыв энергии — угасание сил; и т.д. Сходство человеческой жизни с жизнью природного существа: пробуждение — рост — цветение — созревание семени — увядание — смерть. |
Жизнь леса. Человек в лесу. | Картины леса. Ароматы леса. Звуки леса. Птичий оркестр. Дары леса. Человек собирает дары, его поведение. Лес как дом животных. Вторжение человека в этот дом. Поведение по отношению к жителям леса. |
Жизнь реки и моря. Человек у реки. Человек и море. | Вода в жизни Человека. Природные бассейны воды. Самочувствие человека около воды. Красота водных бассейнов и водных просторов. От ручейка до океана. Большой человек около маленького ручейка. |
Горы и человек. Стремление человека подняться в горы. | Холмы, предгорья, горы. Картины, ощущения, переживания у человека, поднявшегося в горы (на холм). Поведение человека в горах. Подготовка к путешествию в горы. |
Жизнь поля, степи. Человек в поле. | Картины полей, лужаек, степей. Ароматы. Звуки. Горизонты. Жители поля и степи. Осторожность человека по отношению к ним. Травы, цветы, степи и поля. Разнотравье. Красоты широких степных просторов. Состояние человека в степи. Дорожки, дороги, шоссе через поле и степь. |
Жизнь растений. Человек и флора Земли. | Бесконечное многообразие флоры. Взаимодействие растений и животных, растений и климатических условий. Этапы жизни растительного мира: пробуждение; рост; цветение; плодоношение; образование семени; умирание (засыпание). Связь жизни человека с растительным миром. |
Жизнь животных. Человек в отношении к фауне Земли. | Животный мир в природном доме. Особенность животного и особенность его природного дома. Гармония жизни животных и жизни растений. Появление человека среди фауны. Поведение человека по отношению к живым существам природы. |
Человек и небо. Солнце, луна и звезды в их влиянии на человека. | Солнце как источник жизни. Планеты, как соседи' Земли в космосе. Звезды на небе, как свет далеких миров. Самочувствие человека при восходе солнца. Самочувствие человека при появлении луны. Звездные имена. Красота ночного неба. Человек поднимает глаза к звездам. |
Природно-погодные условия жизни человека. | Различия климатических условий на земле. Приспособление к условиям климата флоры и фауны, а также человека. Различия поведения в разных погодных условиях: дождя, снега, мороза, жары, засухи, метели, бурана, грозы, ливня. |
Элементы природы в культуре человеческого обустройства жизни. | Элементы природы как украшение дома. Природный дизайн двора, дачного участка, сада, парка, сквера, городской и сельской улицы. Бережное отношение человека к «природе рядом». Неживая природа в культуре жизни: камни, вода, песок. |
Общение человека с природой. Отображение природы в искусстве. | Умение видеть и слышать природу. Учиться воспринимать природу через восприятия произведений искусства. Наблюдения за явлениями природы как школа жизни для человека. |
Один день природы. Один день человека в доме природы. | Утро природы как пробуждение. День природы как полная и сильная жизненная активность. Сумерки природы как медленное затихание. Ночь природы как прекрасный сон. |
«Младшеклассник»
|
|
Программа «Младшеклассник» строится на учете возрастной психологической особенности детей этого периода, а именно, на ортодоксальности неопытного малыша, стремительно входящего в контекст социальной жизни и не знающего законов этой жизни, поэтому напрямую исполняющего то, что ему предписывается. А подражательность, как природная склонность в этот период, способствует принятию социально заданного.
Норма социальной культурной жизни осваивается, усваивается и присваивается малышом начальной школы. В этих новообразованиях залог личностного развития младшеклассника 2-4-го классов. В течение трех лет педагог вправе решать, будет ли он работать с детьми по программе, используя принцип концентрический, то есть, охватывая ежегодно всю совокупность норм, но углубляя каждый год их освоение, усвоение и присвоение, либо будет работать по принципу линейности, то есть, последовательное овладение данными нормами от года к году.
|
|
Обратясь к социальным нормам и организуя жизнедеятельность в согласии с этими нормами, педагог, тем не менее, направляет внимание школьника на значение и личностный смысл осваиваемых, усваиваемых и присваиваемых социальных норм, указывая на жизненные последствия внедрения их в жизнь человека.
Проблемы жизни и | вопросы текущей жизни |
Социальные нормы жизни как общественный договор, позволяющий сохранить, улучшить, продолжить жизнь людей. | Один день в жизни человека, отражающий всю систему социальных норм жизни. |
Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни. Гигиена как условие уважительного отношения к окружающим людям. Гигиена как условие силы и красоты тела. Гигиена как условие благоприятного состояния. | Ежедневный уход за телом: утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течение дня. Зеркало как гигиенический помощник. Осанка, походка, поза как условия здоровья и успехов. Гимнастика как упражнение для мелких мышц и как отдых для тела. Уход за одеждой, обувью. Соответствие одежды погодным условиям и виду деятельности. Предметы гигиенической помощи: носовой платок, расческа, салфетки. Умение пользоваться общественным туалетом. Соблюдение гигиенических условий окружающего пространства. |
Этические нормы жизни как регулятор поведения людей. | Уважение Другого — условие уважения каждого. Этикет как регламентированные формы уважительного отношения к другому человеку. Его уровни. Его содержание. Привычка ориентироваться на присутствие Другого и состояние Другого. Привычка оказывать внимание и помощь с разрешения Другого. Привычка быть приветливым, доброжелательным. Речевой этикет как форма отношения к человеку. Отношение к грубой речи, к жаргону, к арго, как отношение к человеку низкого уровня развития. Освоение товарищеских норм отношения: забота друг о друге; выделение достоинств каждого; взаимопомощь; сочувствие. |
Трудовые нормы жизни: бытовой труд; учебный труд; труд по благоустройству окружающей среды; помощь взрослым в труде. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и преумножать их. | Привычка ухаживать за местом работы: приводить в порядок инструменты, сохранять их рабочее состояние. Привычка убирать и украшать учебную комнату в школе, школьный двор и школьные помещения. Привычка соблюдать порядок, соАня результаты трудовых усилий. |
Труд как отношение к людям и себе. Отношение к труду Другого. | Труд как постоянная забота о человеке и о себе. Физический труд и умственная работа. Их союз. Признание ценности человека как «работника», «мастера своего дела», «умельца», «труженика». Первые пробы создания материальных ценностей. |
Правовые нормы жизни. | Неприкосновенность предметно-вещной собственности человека: не касаться, не использовать, не присваивать предмет, принадлежащий другому. Уважительное отношение к общественной собственности. Бережливость, скаредность, честность, щепетильность по отношению к собственности Другого. Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Честность как норма культурного человека. |
Нормы учебно-познавательной деятельности. Познание как содержание жизни современного человека. Познание как содержание жизни современного человека. Познание как свобода человека. | Книга — постоянный спутник жизни. Правила ознакомления с книгой. Правила чтения, хранения книги, Газеты и журналы как периодическая печать и источник текущего познания. Правила чтения газет и журналов. Размышления об информации: сопоставление известного в опыте жизни и узнанного; сопоставление хода жизни и полученного сообщения. Отражение познания в рисунке, речи, действиях, поведении. Беседа как обмен познавательным материалом. Окружающий мир как предмет познания: вещи, дома, хозяйство, небо, звезды, погода, животные, человек, события. Технические средства в познавательной деятельности человека: калькулятор, компьютер, инструменты, пишущие средства. Отношение к ним. |
Финансово-денежные нормативы жизни. | Деньги как эквивалент человеческого труда и материальной ценности. Бережливое и уважительное отношение к деньгам. Деньги и родительский труд. Финансовая несамостоятельность детей и финансовая свобода взрослых. Способ заработать деньги, созидание ценности. Попрошайничество как низкий способ приобретения денег. Воровство как преступный способ добывания денег. Финансовая чистоплотность человека. |
Эстетические нормативы жизни человека современной культуры. | Умение воспринимать красоту природы. Умение беречь красоту. Умение создавать красоту. Уважение эстетических вкусов другого человека. Общие законы красоты: ритм, гармония, композиционный центр, единство фактуры и назначения, «ничего лишнего», пропорциональность. Использование законов красоты в повседневности. |
Нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры. | Особенности поведения мужчин и женщин в обществе. Отличительные черты занятий и интересов мальчиков и девочек. Правила поведения, осваиваемые будущими мужчинами. Правила поведения, осваиваемые юными дамами. Нежность и изящество поведения девочек. Деятельность и готовность к помощи любому человеку мальчиков. |
(Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. - М, 1998.)
|
|
Приложение №7