Планирование воспитательной работы
… зачем нужен план? На наш взгляд… планирование позволяет классному руководителю:
§ четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
§ предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
§ целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;
§ проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
§ и, что немаловажно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования, общечеловеческого и педагогического.
§ Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения и учащихся, и педагогов.
Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей:
§ отсутствие четко определенной цели, определенных стратегических задач воспитания, основанных на глубоком научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;
|
|
§ традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и как следствие — безынициативность классного руководителя;
§ примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел);
§ неумение (а порой — невидение необходимости) привлечения детей к планированию;
§ неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «Огонек» или «поход по местам боевой славы»... и т.п.).
Что предшествует планированию воспитательной работы классным руководителем?
Во-первых, определение цели и задач на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы), возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...) от личностного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9 — 11 классы) через приобщение к большой культуре». На основании цели — определенная группа стратегических задач:
1. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся (формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, познанию, людям интеллектуального труда; ознакомление с конкретными методами и приемами научной организации интеллектуального труда; ориентация в соответствующей литературе).
|
|
2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления (в основе — триединство: разум 4+ душа + тело).
3. Приобщение учащихся к культуре (науке, различным сферам искусства, художественной и публицистической литературе, музыке, живописи, архитектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре поведения и т.д.).
4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.
5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного соуправления (учащихся под руководством педагога) и самоуправления (на более высоком уровне — самостоятельная деятельность учащихся).
6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.
Могут быть и другие задачи. Дальнейшая их конкретизация вызывает потребность их детализации, определения конкретных дел, их конкретного содержания: приобщение к музыке — какой?, к театру — какому? традициям — каким? посещение музеев — каких? формы свободного общения — какие?.. Мы, таким образом, выходим на необходимость определения задач тактических, а это ничто иное, как план воспитательной работы.
Во-вторых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного коллектива (их понятий и представлений, интересов, склонностей-потребностей, уровня развития, связей, отношений и т. д.), а также истории жизни и воспитания их, состояния учебно-воспитательного процесса. Делается это двумя путями: 1) с использованием различных методик психолого-педагогического исследования из «пакета школьных методик» (изучения и воспитания); 2) проведениемразнообразных по видам и формам, по содержанию мероприятий в самые первые дни и недели работы классного руководителя: День знаний, воскресный поход, «Огонек» знакомства, организационные классные часы «Перспективы нашей жизни» и «Мы отвечаем за наши дела», субботник по благоустройству и оснаще-нию классной комнаты, введение традиции «дней именинника», первое родительское собрание, дискуссия на тему «Наши жизненные принципы» и другие. Эти дела позволят узнать детей, ученический коллектив, родителей...
В-третьих, привлечение учащихся к планированию. В самых разных формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение — «продажа идей» классным руководителем, рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести, письменный опрос учащихся...), ящик или конверт предложений, опросник, мозговой штурм, идеи и предложения и другие.
В-четвертых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года: событий мирового, государственного, городского, школьного, классного уровня.., выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат.
В-пятых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и так далее.
Из всего этого и составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу перспективного плана. Могут быть добавлены еще дела, обусловленные профилем школы и класса: углубленное изучение иностранного языка, гуманитарный, физико-математический, биологический, туристско-экскурсионный, театральный и так далее. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (либо не принимаются) на общем собрании коллектива класса.
Какой план предпочтительнее, удобнее для повседневной воспитательной работы классного руководителя?
|
|
В школьной практике известны два основных вида плана: перспективный и календарный. Перспективный план на год включает в себя, как правило, краткую характеристику класса, групп и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной работы и перечень основных дел по направлениям воспитания (умственное, экономическое, политическое, нравственное, правовое и т.д. воспитание), указаны сроки, ответственные участники дел.
С точки зрения перспективы воспитательного процесса — замечательно. Однако, для повседневной работы неудобен: уследить за всем трудно, можно упустить что-то значительное в текучке буден. Чаще всего в практике воспитательной работы школы используется календарный план-сетка. Он удобен для повседневной работы, но... не видна перспектива, не просматривается логика воспитательного процесса, трудно прослеживается задача всестороннего развития детей. В практике нашей работы родилась идея, была апробирована дважды в работе со сложным и с хорошим классом (по 3 года в каждом — 9 — 11 классы) идея перспективно-календарного планирования, в которой могут быть реализованы достоинства и того, и другого планов.
Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в котором есть специальные странички:
· Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи;
· Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, фиксация участия детей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предложения по плану работы и т.д.);
· Главный раздел — это сам ПЛАН, который имеет такой вид:
Календарные сроки проведения дел | СЕНТЯБРЬ | ||||
Содержание планирования | неде- ля | неде- ля | не- деля | неде- ля | |
1. Организационная работа | 1. Воспитательно-организационные задачи | ||||
2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя актива (в начале недели) | |||||
2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся (содержание воспитания) | 1. Познавательная деятельность | ||||
2. Ценностно-ориентировочная деятельность | |||||
3. Трудовая деятельность | |||||
4. Общественно-полезная деятельность | |||||
5. Художественная деятельность | |||||
6. Физкультурно-спортивная деятельность | |||||
7. Деятельность свободного общения | |||||
8. Деятельность по профилю класса | |||||
3. Методическая работа | 1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса | ||||
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся | |||||
3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом | |||||
4. Работа с родителями |
Методические основы работы с конспективно-календарным планом:
|
|
— На план отводится 10 страниц — по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз).
— Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем, отдаленные во времени дела можно записать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видна деятельность детей и методическая работа учителя.
— В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени педагога!): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел,
невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года проводится педагогический анализ.
Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идеи и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план — «отписка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя... Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым.
(Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.- С.131-153.)