Н.Е. Щуркова

Планирование воспитательной работы

зачем нужен план? На наш взгляд… планирование позволяет классному руководителю:

§ четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;

§ предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;

§ целенаправленно отобрать содержание и средства, орга­низационные формы воспитательной работы;

§ проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии кол­лектива и личности каждого учащегося;

§ и, что немаловажно, видеть перспективы своего собст­венного самосовершенствования, общечеловеческого и педагогического.

§ Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения и уча­щихся, и педагогов.

Наиболее распространенные ошибки при планировании рабо­ты, допускаемые в практике классных руководителей:

§ отсутствие четко определенной цели, определенных стра­тегических задач воспитания, основанных на глубоком научном знании детей и сложившейся психолого-педаго­гической ситуации;

§ традиционное ожидание указаний, рекомендаций, пред­писаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и как следствие — безынициативность классного руководи­теля;

§ примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел);

§ неумение (а порой — невидение необходимости) привле­чения детей к планированию;

§ неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как де­тей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «Ого­нек» или «поход по местам боевой славы»... и т.п.).

Что предшествует планированию воспитательной работы классным руководителем?

Во-первых, определение цели и задач на основе возраста де­тей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфи­ки школы), возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...) от личност­ного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9 — 11 классы) через приобщение к большой культуре». На основании цели — определенная группа стратегических задач:

1. Организация интеллектуально-познавательной деятельно­сти учащихся (формирование эмоционально-положительного от­ношения к учебе, знаниям, науке, познанию, людям интеллекту­ального труда; ознакомление с конкретными методами и прие­мами научной организации интеллектуального труда; ориентация в соответствующей литературе).

2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка соб­ственной программы оздоровления (в основе — триединство: ра­зум 4+ душа + тело).

3. Приобщение учащихся к культуре (науке, различным сфе­рам искусства, художественной и публицистической литературе, музыке, живописи, архитектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре поведения и т.д.).

4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.

5. Создание и развитие ученического коллектива, организа­ция и стимулирование деятельности классного соуправления (учащихся под руководством педагога) и самоуправления (на бо­лее высоком уровне — самостоятельная деятельность учащихся).

6. Воспитание культуры общения, создание опыта культур­ного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельно­сти и общения.

Могут быть и другие задачи. Дальнейшая их конкретизация вызывает потребность их детализации, определения конкретных дел, их конкретного содержания: приобщение к музыке — ка­кой?, к театру — какому? традициям — каким? посещение музе­ев — каких? формы свободного общения — какие?.. Мы, таким образом, выходим на необходимость определения задач тактиче­ских, а это ничто иное, как план воспитательной работы.

Во-вторых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного коллектива (их по­нятий и представлений, интересов, склонностей-потребностей, уровня развития, связей, отношений и т. д.), а также истории жизни и воспитания их, состояния учебно-воспитательного про­цесса. Делается это двумя путями: 1) с использованием различ­ных методик психолого-педагогического исследования из «паке­та школьных методик» (изучения и воспитания); 2) проведениемразнообразных по видам и формам, по содержанию мероприятий в самые первые дни и недели работы классного руководителя: День знаний, воскресный поход, «Огонек» знакомства, организа­ционные классные часы «Перспективы нашей жизни» и «Мы от­вечаем за наши дела», субботник по благоустройству и оснаще-нию классной комнаты, введение традиции «дней именинника», первое родительское собрание, дискуссия на тему «Наши жиз­ненные принципы» и другие. Эти дела позволят узнать детей, ученический коллектив, родителей...

В-третьих, привлечение учащихся к планированию. В самых разных формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение — «продажа идей» классным руководителем, рас­сказ о наиболее интересных делах, которые можно провести, письменный опрос учащихся...), ящик или конверт предложе­ний, опросник, мозговой штурм, идеи и предложения и другие.

В-четвертых, изучение календаря знаменательных дат пред­стоящего учебного года: событий мирового, государственного, городского, школьного, классного уровня.., выбор наиболее ин­тересных и полезных для воспитания учащихся дат.

В-пятых, выявление необходимых для углубленного изуче­ния всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, вы­ставок, просмотров спектаклей, предметных недель и так далее.

Из всего этого и составляется перечень основных дел на чет­верть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу пер­спективного плана. Могут быть добавлены еще дела, обусловлен­ные профилем школы и класса: углубленное изучение иностран­ного языка, гуманитарный, физико-математический, биологиче­ский, туристско-экскурсионный, театральный и так далее. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (ли­бо не принимаются) на общем собрании коллектива класса.

Какой план предпочтительнее, удобнее для повседневной вос­питательной работы классного руководителя?

В школьной практике известны два основных вида плана: перспективный и календарный. Перспективный план на год включает в себя, как правило, краткую характеристику класса, групп и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной ра­боты и перечень основных дел по направлениям воспитания (умственное, экономическое, политическое, нравственное, пра­вовое и т.д. воспитание), указаны сроки, ответственные участни­ки дел.

С точки зрения перспективы воспитательного процес­са — замечательно. Однако, для повседневной работы неудобен: уследить за всем трудно, можно упустить что-то значительное в текучке буден. Чаще всего в практике воспитательной работы школы используется календарный план-сетка. Он удобен для по­вседневной работы, но... не видна перспектива, не просматрива­ется логика воспитательного процесса, трудно прослеживается задача всестороннего развития детей. В практике нашей работы родилась идея, была апробирована дважды в работе со сложным и с хорошим классом (по 3 года в каждом — 9 — 11 классы) идея перспективно-календарного планирования, в которой могут быть реализованы достоинства и того, и другого планов.

Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в котором есть специальные странички:

· Цель воспитательной работы с классом на год, стратеги­ческие и тактические задачи;

· Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опрос­ники, ролевые игры, фиксация участия детей в делах клас­са и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предложения по плану работы и т.д.);

· Главный раздел — это сам ПЛАН, который имеет такой вид:

Календарные сроки проведения дел СЕНТЯБРЬ
Содержание планирования неде- ля неде- ля не- деля неде- ля
           
1. Организационная работа 1. Воспитательно-организационные задачи        
2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя актива (в начале недели)        
2. Организа­ция кол­лектив­ной твор­ческой деятель­ности учащихся (содержа­ние вос­питания) 1. Познавательная дея­тельность        
2. Ценностно-ориентиро­вочная деятельность        
3. Трудовая деятельность        
4. Общественно-полезная деятельность        
5. Художественная дея­тельность        
6. Физкультурно-спортивная деятельность        
7. Деятельность свободно­го общения        
8. Деятельность по профи­лю класса        
3. Методи­ческая ра­бота 1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспита­тельного процесса        
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся        
3. Взаимодействие с ма­лым педагогическим коллективом        
4. Работа с родителями        

Методические основы работы с конспективно-календарным планом:

— На план отводится 10 страниц — по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз).

— Все дела, запланированные классным руководителем, впи­сываются в перспективный календарь-сетку. Причем, отдален­ные во времени дела можно записать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видна деятельность детей и методическая работа учителя.

— В работе с таким планом отпадает необходимость состав­ления и написания отчета (экономия времени педагога!): в са­мом плане другим цветом отмечается выполнение дел,

невыпол­ненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года прово­дится педагогический анализ.

Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идеи и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план — «отписка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя... Воспитание при этом становится про­цессом легким, приятным и управляемым.

(Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.- С.131-153.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: