Изучение эффективности воспитательного процесса

…Сначала необходимо определить понятие «эффективность воспитательного процесса». Если обратиться за подсказкой к справочной литературе, то в большинстве источников содер­жание понятия эффективности раскрывается посредством та­ких слов, как действенный, результативный, дающий эф­фект. В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило, понимается действен­ность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Ученые предлагают ее опреде­лять как отношение достигнутого результата к целевым ори­ентирам воспитательной деятельности. Они советуют произ­вести и еще одну операцию — соотнести полученные резуль­таты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким об­разом, эффективность воспитательного процессаэто соотнесенность полученных результатов с целями и прошлы­ми достижениями в воспитательной практике.

Теперь следует назвать те теоретические положения, ко­торые можно рассматривать в качестве принципов (главных требований, основных правил) построения деятельности педагогов по изучению эффективности процесса воспита­ния. Можно назвать следующие положения:

1. Методологическим основанием деятельности по опре­делению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно-ориентированного образования и вос­питания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.

2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необхо­димо использовать системный подход, позволяющий уста­новить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организа­ции педагогического процесса. Надо отказаться от исследо­вания результативности процесса воспитания учащихся пу­тем случайного подбора диагностических средств, в основе которого лежит субъективное отношение к инструментарию
изучения: нравится или не нравится та или иная методика.

3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определе­нию эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развиваю­щем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективно­сти данного процесса.

4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные, должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации.

5. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наи­меньшей степени повлияли на развитие личности учащихся.

6. Оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в конкретном учебном заведении должен об­ладать единичными, особенными и общими чертами, детер­минированными неповторимостью образовательного учреж­дения и окружающей его социальной и природной среды, спецификой типа учебного заведения, характером воспита­тельных отношений в нем.

7. Диагностический инструментарий не должен быть гро­моздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения обработки получа­емых результатов. Однако необходимо помнить, что ориентация на использование в процессе изучения только экс­пресс-методик не всегда является оправданной, так как по­лучение выигрыша во времени нередко происходит за счет снижения качества получаемой информации.

8. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов изучения, расширению возможностей озна­комления учителей, учащихся и родителей с результатами проведенного исследования.

9. Процесс изучения эффективности воспитательной де­ятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного дав­ления на педагога, родителя или учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных резуль­татов на последующих этапах диагностики. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение пе­дагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или бесе­ды, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.

На основе перечисленных положений, являющихся стра­тегическими ориентирами в организации диагностического исследования, разрабатывается технология изучения эффек­тивности воспитательного процесса: При разработке техно­логических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:

• определение цели и задач изучения;

• подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

• выбор методик изучения;

• подготовка диагностического инструментария;

• исследование испытуемых;

• обработка и интерпретация результатов исследования;

• анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы деятельности организаторов и участников диагности­ки, следует описать каждый этап диагностического процесса.

Определение цели и задач изучения. Основная цель изуче­ния заключается в выявлении способности учреждения об­разования или его структурного подразделения содейство­вать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем бо­лее высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие:

• выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения;

• выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;

• получить информацию о результативности работы клас­сных руководителей;

• определить степень удовлетворенности учащихся, педа­гогов и родителей воспитательным процессом и его ре­зультатами.

Подбор критериев и показателей. Данный этап является одним из важнейших, так как на нем определяются конк­ретные характеристики и индикаторы, позволяющие в даль­нейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания учащихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, как было ранее нами отмечено, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реа­лизации целевых ориентиров.

Выбор методик изучения. К работе на этом этапе сле­дует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Под­бор методик не должен быть случайным — выбор их не­обходимо производить в соответствии с избранными кри­териями и показателями.

Подготовка диагностического инструментария.Дляпроведения диагностического исследования надо свое­временно подготовить необходимый инструментарий — бланки для испытуемых, протоколы изучения, специ­альное оборудование и т.д. Такая подготовка осуществ­ляется как представителями администрации школы, так и отдельными педагогами, участвующими в диагности­ческом процессе. Увеличение числа субъектов диагностики сокращает время подготовки диагностического ин­струментария, а в дальнейшем — время изучения и об­работки результатов. Поэтому по данной и другим причинам следует признать целесообразным вовлечение большего количества работников школы в процесс ди­агностики. Субъектами диагностического исследования могут быть директор и его заместители, школьный пси­холог, классные руководители, социальный педагог, библиотекарь, школьный медработник, учитель физ­культуры, музыки, изобразительного искусства, руко­водители кружков и секций, некоторые родители и стар­шеклассники.

Исследование испытуемых. При изучении эффектив­ности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (методик). Использование каж­дого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или ино­го метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что по­зволит получить достоверную информацию и не причи­нить вреда испытуемым.

Обработка и интерпретация результатов исследова­ния. После проведения исследования испытуемых создает­ся рабочая группа для обработки и интерпретации ре­зультатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, школьный психолог, соци­альный педагог, заместитель директора школы по воспи­тательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.

Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в те­чение нескольких лет. Это позволит более точно определить: в какой ситуации (развития, стабильного функционирова­ния, регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Важно получить целостное представление о состоянии системы, чтобы более объективно и обоснованно оценить ее эффек­тивность, наметить пути и средства дальнейшего ее разви­тия. Обсуждение результатов лучше провести на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятель­ности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания учащихся. Об основных результатах диагностического исследования следует проинформировать учащихся и родителей.

Завершая описание теоретических и технологических ас­пектов изучения эффективности воспитательной работы, необходимо заметить, что каждый педагогический коллек­тив нуждается в разработке диагностического инструмента­рия, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тща­тельному анализу информации о развитии личности ребен­ка, формировании коллектива учебного заведения, других результатах воспитательного процесса ставится под сомне­ние целесообразность всей педагогической деятельности.

(Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательного процесса // Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ под ред.Е.Н.Степанова. – М., 2001.)

Тема 4. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Требования, предъявляемые к планированию воспитательной работы учителем начальной школы.

2. Этапы планирования воспитательной работы и их характеристика.

3. Содержание и виды планирования воспитательной работы в начальной школе.

Рекомендуемая литература

1. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. – М., 2000. С. 50-54.

2. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М., 2002. С.61 – 62..

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. - М., 1999. С. 148-155.

4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. Пособие. – М., 2002. С.374-384.

5. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. С. 47-52.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2003. С. 346-366.

7. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001. С.6-10, 93-109.

8. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. С.197-222.

9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.,1997. С.355-356.

10. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. - М, 1997. С.57-69.

11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 2000. С.131-153.

12. Щуркова Н.Е. Настольная книга учителя.- М., 1999. С.113- 133.

13. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. - М, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: