Типология форм внеурочной работы

Словесно-логические формы. Основным средством воздействия явля­ется слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. Кэтому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дис­куссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуж­дение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения может быть различной, о чем мы скажем ниже.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преиму­щественно эстетическое переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, ко­торые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситу­ациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и об­щественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объе­диняющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разруши­тельные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой по­тенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п…

Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, тире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта шко­лы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не мень­ше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы. Это игры, совместный отдых, со­держательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познаватель­ные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше назван­ные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они тре­буют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (ра­боту). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обога­щает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя лю­бое дело с детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, по­знают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творче­ства. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: