1. Сделайте выписки о развитии навыков самостоятельной работы учащихся в ходе самоподготовки из книги М.М.Анцибор, Н.Ф.Головановой "Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем" (Гл. 5).
2. Опираясь на материал Приложения № 18, выделите функции самоподготовки в режиме продленного дня.
Укажите типичные ошибки, которые допускает воспитатель в процессе организации самостоятельной учебной работы детей.
3. Прочитайте дневниковые записи Л. Ю. Гордина. Какие трудности в организации самоподготовки видит педагог Как, по его мнению, можно снять возникающие трудности. Предложите свои варианты решения проблемы, учитывая точки зрения Л.Ю. Гордина и Н. Ф. Головановой (Приложение № 18).
Ситуация 1.
«...Вновь и вновь возвращаюсь к вопросу о методике проведения самоподготовки, который крайне интересен, сложен, серьезен и противоречив. Почему ее качество у многих воспитателей оставляет желать лучшего? Почему лишь учителя начальных классов, подрабатывающие совместительством, проводят ее на относительно высоком уровне? Видимо, не только потому, что хорошо знают методику преподавания отдельных предметов, но и имеют под рукой специально созданные программы. Так почему бы не делать программы и для воспитателей? Мне думается, воспитатель должен иметь программы занятий на самоподготовке, совпадающие с программами предметов на каждом году обучения и дающие одновременно методические рекомендации по каждой теме, изучаемой в классе, на уроках. Сейчас взаимодействие учителя и воспитателя в деле обучения заключается главным образом во взаимопосещении. Но ведь не будет воспитатель сидеть на уроках каждый день, как не станет и учитель систематически приходить на самоподготовку. А вот в программе воспитатель может, например, иметь готовые ответы примеров и задач, способы их решения, рекомендации — отдельно по каждому предмету на каждое занятие. И тогда не надо будет ничего высасывать из пальца, тратить время на специальное выдумывание упражнений да и на составление планов проведения самоподготовки.»
А. Л. Гордин Короткие будни продленного дня. М., 1991. С 50.
4. Прочитайте описание педагогических ситуаций и ответьте на вопросы.