Как это было: к истории вопроса о детском движении

Методику деятельности детских объединений определили причины их создания, в свою очередь обусловленные социально-экономическим разви­тием общества. Для их появления требовались из­вестные свободы: относительно самостоятельное экономическое существование личности, свобода передвижения по стране, демократические свобо­ды слова, собраний, демонстраций. Все эти свобо­ды стали возможны в результате развития капи­тализма. И буржуазное общество со своими мораль­ными, культурными ценностями определяло содержание и формы объединения детей, молодежи. Это был один фактор.

Другой — участие детей и молодежи в произ­водстве. Именно при капитализме спрос предпри­нимателей на дешевый труд детей и подростков приводил к концентрации их на производстве. От 10 до 14% рабочих России в начале XX века были несовершеннолетними. Осознание общности сво­его положения, защита общих интересов и потреб­ностей приводили к объединению молодежи в организации. Организации не разделялись на дет­ские и молодежные, так как и в производствен­ном процессе участвовали дети 7—14 лет, которые и объединялись с более взрослыми сверстниками.

Известно, что осенью 1886 года появились первые молодежные объединения — союз рабо­чей молодежи "Молодая гвардия" в Бельгии и организация социалистической молодежи в Гол­ландии. В России молодежные организации появи­лись почти 30 лет спустя, в ходе буржуазных де­мократических революций.

Все организации были идейно, политически и организационно самостоятельны. Политические партии присматривались к ним, но со временем внутри партий начались дискуссии: работать или нет среди молодежных объединений, подчинять ли их своей политике или нет, а если подчинять, то ограничиться ли идейным влиянием или руко­водить организационно. Точки зрения на функции молодежной организации в обществе отличались по политическим вопросам, но совпадали в том, что организация должна воспитывать, физически и культурно развивать. Таким образом, деятель­ность партий была третьим фактором, влияющим на возникновение детского, молодежного движения.

Следует иметь в виду, что на возникновение детского, как впрочем, и молодежного движения, повлиял комплекс факторов не только экономи­ческих, политических, социальных, но и религи­озных. И это требует своего специального иссле­дования.

Четвертым фактором являлось осознание под­ростками своих собственных интересов и потреб­ностей, стремления к объединению с целью защи­ты своих интересов, участия в общественной жизни.

Пятый фактор — достижения науки, в том числе науки, изучающей человека, ребенка.

Методика деятельности определялась целями организации. Рабочие молодежные организации боролись за сокращение рабочего дня (он длился 12-14 часов), запрещение ночных работ для де­тей, предоставление оплачиваемых отпусков. Бо­ролись теми же методами, что и взрослые рабо­чие: жаловались в органы власти, приглашали инспекторов по труду, высказывали требования хозяевам, участвовали в акциях протеста: басто­вали, митинговали.

Другую цель организации — культурно-про­светительную — решали соответствующими мето­дами: изучали язык, письменность, литературу и искусство, читали социально-политическую лите­ратуру, ставили спектакли. Руководил организа­цией выборный орган, состоящий, как минимум, из трех человек — председателя, его товарищей (заместителей), казначея. Принципиальные воп­росы решались на общем собрании. Влияние каких-либо педагогических разрабо­ток на методику деятельности этих подростковых организаций не прослеживается.

В 1990-е годы в России произошли и все более углубляются системные изменения: возник­ла многоукладная экономика, одновременно су­ществуют все формы собственности, появились хозяйства нового типа и нового для России типа культуры.

При капитализме был абсолютизирован прин­цип индивидуальной свободы. При социализме — идея социального единства. И она легла в основу теорий воспитания, как взрослых граждан, так и подрастающих поколений. Почти столетие в об­ществе преобладала уверенность, что история ве­дет людей к социализму. Марксова теория обще­ства имеет долгую жизнь. Несколько десятилетий в России писали историю "по Марксу", в соот­ветствии с которой разрабатывались и теория, и методика "коммунистического" воспитания.

Жизнь общества, его институтов, в том числе и молодежных, детских зависит не только от ма­териального, но и от духовного. За десятилетия советской власти сменилось несколько поколений, произошли радикальные изменения в ценностном сознании человека. И нужно не меньшее время, чтобы в процессе переживания, чувствования из­менилась мотивационная сфера, практическое поведение индивидуума.

В современных условиях России количество детских, молодежных организаций возросло в гео­метрической прогрессии — несколько десятков в каждом из регионов. Но количество членов в них в той же прогрессии уменьшилось. И общий "ох­ват" ими детей, молодежи едва ли превышает 1%. Как это и было в первой четверти XX века.

Возможно, что единой и единственной сис­темы воспитания создать и невозможно. Как нельзя и подновить прежние. Их будет много, в соответ­ствии с интересами и потребностями классов, социальных слоев. Методика воспитания изменит­ся кардинальнее теории. Содержание воспитания бу­дет многообразнее, нельзя не учитывать социаль­но-экономические изменения при любой постав­ленной цели. В измененных социально-экономических ус­ловиях для достижения тех же воспитательных це­лей нужно изменение содержания, методов, форм воспитания. Для достижения иных целей, тем более, нуж­но кардинальное изменение и теории, и методи­ки воспитания. Государство и российское общество всегда определяли для детских организаций содержание, формы и методы деятельности, нацеливая на вос­питание подрастающего поколения, обеспечивая их преемственность.

(Кудинов В. Как это было: к истории вопроса о детском движении и о становлении в нем методических систем// Теория, история, методика детского движения: Информационный бюллетень. – М., 1999. С. 6-12.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: