Методику деятельности детских объединений определили причины их создания, в свою очередь обусловленные социально-экономическим развитием общества. Для их появления требовались известные свободы: относительно самостоятельное экономическое существование личности, свобода передвижения по стране, демократические свободы слова, собраний, демонстраций. Все эти свободы стали возможны в результате развития капитализма. И буржуазное общество со своими моральными, культурными ценностями определяло содержание и формы объединения детей, молодежи. Это был один фактор.
Другой — участие детей и молодежи в производстве. Именно при капитализме спрос предпринимателей на дешевый труд детей и подростков приводил к концентрации их на производстве. От 10 до 14% рабочих России в начале XX века были несовершеннолетними. Осознание общности своего положения, защита общих интересов и потребностей приводили к объединению молодежи в организации. Организации не разделялись на детские и молодежные, так как и в производственном процессе участвовали дети 7—14 лет, которые и объединялись с более взрослыми сверстниками.
|
|
Известно, что осенью 1886 года появились первые молодежные объединения — союз рабочей молодежи "Молодая гвардия" в Бельгии и организация социалистической молодежи в Голландии. В России молодежные организации появились почти 30 лет спустя, в ходе буржуазных демократических революций.
Все организации были идейно, политически и организационно самостоятельны. Политические партии присматривались к ним, но со временем внутри партий начались дискуссии: работать или нет среди молодежных объединений, подчинять ли их своей политике или нет, а если подчинять, то ограничиться ли идейным влиянием или руководить организационно. Точки зрения на функции молодежной организации в обществе отличались по политическим вопросам, но совпадали в том, что организация должна воспитывать, физически и культурно развивать. Таким образом, деятельность партий была третьим фактором, влияющим на возникновение детского, молодежного движения.
Следует иметь в виду, что на возникновение детского, как впрочем, и молодежного движения, повлиял комплекс факторов не только экономических, политических, социальных, но и религиозных. И это требует своего специального исследования.
Четвертым фактором являлось осознание подростками своих собственных интересов и потребностей, стремления к объединению с целью защиты своих интересов, участия в общественной жизни.
Пятый фактор — достижения науки, в том числе науки, изучающей человека, ребенка.
|
|
Методика деятельности определялась целями организации. Рабочие молодежные организации боролись за сокращение рабочего дня (он длился 12-14 часов), запрещение ночных работ для детей, предоставление оплачиваемых отпусков. Боролись теми же методами, что и взрослые рабочие: жаловались в органы власти, приглашали инспекторов по труду, высказывали требования хозяевам, участвовали в акциях протеста: бастовали, митинговали.
Другую цель организации — культурно-просветительную — решали соответствующими методами: изучали язык, письменность, литературу и искусство, читали социально-политическую литературу, ставили спектакли. Руководил организацией выборный орган, состоящий, как минимум, из трех человек — председателя, его товарищей (заместителей), казначея. Принципиальные вопросы решались на общем собрании. Влияние каких-либо педагогических разработок на методику деятельности этих подростковых организаций не прослеживается.
В 1990-е годы в России произошли и все более углубляются системные изменения: возникла многоукладная экономика, одновременно существуют все формы собственности, появились хозяйства нового типа и нового для России типа культуры.
При капитализме был абсолютизирован принцип индивидуальной свободы. При социализме — идея социального единства. И она легла в основу теорий воспитания, как взрослых граждан, так и подрастающих поколений. Почти столетие в обществе преобладала уверенность, что история ведет людей к социализму. Марксова теория общества имеет долгую жизнь. Несколько десятилетий в России писали историю "по Марксу", в соответствии с которой разрабатывались и теория, и методика "коммунистического" воспитания.
Жизнь общества, его институтов, в том числе и молодежных, детских зависит не только от материального, но и от духовного. За десятилетия советской власти сменилось несколько поколений, произошли радикальные изменения в ценностном сознании человека. И нужно не меньшее время, чтобы в процессе переживания, чувствования изменилась мотивационная сфера, практическое поведение индивидуума.
В современных условиях России количество детских, молодежных организаций возросло в геометрической прогрессии — несколько десятков в каждом из регионов. Но количество членов в них в той же прогрессии уменьшилось. И общий "охват" ими детей, молодежи едва ли превышает 1%. Как это и было в первой четверти XX века.
Возможно, что единой и единственной системы воспитания создать и невозможно. Как нельзя и подновить прежние. Их будет много, в соответствии с интересами и потребностями классов, социальных слоев. Методика воспитания изменится кардинальнее теории. Содержание воспитания будет многообразнее, нельзя не учитывать социально-экономические изменения при любой поставленной цели. В измененных социально-экономических условиях для достижения тех же воспитательных целей нужно изменение содержания, методов, форм воспитания. Для достижения иных целей, тем более, нужно кардинальное изменение и теории, и методики воспитания. Государство и российское общество всегда определяли для детских организаций содержание, формы и методы деятельности, нацеливая на воспитание подрастающего поколения, обеспечивая их преемственность.
(Кудинов В. Как это было: к истории вопроса о детском движении и о становлении в нем методических систем// Теория, история, методика детского движения: Информационный бюллетень. – М., 1999. С. 6-12.)