1. Используя рекомендуемую литературу, дайте комплексную характеристику клубного часа, организуемого в условиях продленного дня. Покажите типичные ошибки, которые допускаются воспитателем в процессе организации клубного часа.
2. Разработайте расписание клубных часов в группе продленного дня на неделю с учетом их целевой направленности.
Тема 7. Совместная работа воспитателя с родителями младших школьников
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Единство и взаимосвязь воспитательных воздействий школы и семьи на личность ребенка.
2. Задачи и основные формы работы воспитателя продленного дня с родителями младших школьников. Возможности сотрудничества воспитателей и родителей.
Это занятие проводится в форме деловой игры «Родительское собрание» по комплектованию группы (класса) продленного дня. Литература
Занятие-игра
В ходе игры объективно оценивается:
· психолого-педагогическая подготовка студентов, которая проявляется во взглядах и убеждениях участников игры, в умении отстоять свою точку зрения;
|
|
· умение анализировать такую сложную педагогическую форму, как родительское собрание;
· умение использовать необходимую психолого-педагогическую и методическую литературу;
· умение сотрудничать, участвовать в принятии коллективных решений, публично выступать, вести дискуссию;
· инициативность, творчество, самостоятельность в принятии педагогических решений.
Методическое обеспечение игры
1.Видеофильмы родительского собрания на подобную тему.
2.Справочно-информационный фонд игры состоит из литературы по вопросам организации работы педагогов с родителями:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М., 1993.
2. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль. Академия развития. Академия холдинг. 2003 г.
3. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград. Учитель-АСТ. 2003г. в 2-х частях.
4. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. М. ТЦ Сфера. 2003.
5. Машиева В.А. Работа с родителями. — М., 1982.
6. Макаренко А.С. Книга для родителей. — М., 1986.
7. Овчарова Р.В. Практическая психология для учителя начальных классов. — Архангельск, 1996.
8. Сенько В.Г. Учителя и родители. — Минск, 1988.
9. Советы педагогу-воспитателю/Сост. Байкова Л.А. и др. — Рязань, 1995.
3. Таблички с надписями:
- Организатор внеклассной и внешкольной работы.
- Завуч начальных классов.
- Директор.
- Воспитатель.
- Школьный врач.
- Родитель, отрицательно настроенный.
- Родитель, положительно настроенный.
- Родитель сомневающийся.
Приложение №22
Ход деловой игры «Родительское собрание»
|
|
Роли студенты получают заранее. Для этого преподаватель делит студентов на подгруппы по 9 человек. В каждой подгруппе распределяются роли, но до начала игры ее участники не знают, какая из подгрупп будет проводить игру. Это сообщается непосредственно на занятиях. Остальные участники включаются в деловую игру, дополняя роли студентов из других подгрупп.
В начале игры задается ситуация, обеспечивающая игровое действие: «Последняя неделя учебного года. Школьная администрация предполагает в новом учебном году организовать классы продленного дня для младших школьников и заинтересована в том, чтобы родители добровольно и сознательно приняли решение о переходе ребенка на режим продленного дня. Директор школы, завуч, воспитатель, школьный врач выстраивают убедительную систему аргументов в пользу режима продленного дня, не скрывают (или, напротив, скрывают, замалчивают) трудности и недостатки в этой работе. Родители по-разному относятся к цели собрания и его содержанию, каждый думает над предложением школьной администрации с позиции условий, проблем своей семьи, особенностей своего ребенка».
Во время проведения собрания можно вести протокол, который является материалом для методического анализа деловой игры.
Можно выбрать арбитров (судей), которые будут оценивать выступления. Критерии оценки могут быть следующими:
- объективность выступления;
- убедительность;
- аргументированность;
- корректность (умение выслушать оппонента).
Дополнительные баллы можно ставить за творческое, неординарное решение проблемы.
Студентов, выполняющих предложенные роли, можно заранее ознакомить с их характеристикой.
Памятка участникам игры
Портрет директора.
В выступлении директора создается установка на открытие классов продленного дня, демонстрируются такие качества, как убежденность, настойчивость, умение пользоваться словом и быстро реагировать на вопросы.
Он выдвигает общие аргументы для открытия класса продленного дня.
Портрет завуча.
Демонстрирует такое качество как дипломатичность. Он убеждает родителей, что создание классов продленного дня дает возможность более глубокой индивидуальной работы с отстающими в учебе детьми, с физически ослабленными и часто болеющими школьниками.
Портрет организатора.
Организатор аргументированно убеждает родителей в необходимости организации досуга детей с использованием способов педагогического воздействия. Он предлагает такую программу организации отдыха детей, чтобы она «захватила» родителей.
Портрет воспитателя.
Воспитатель в своем выступлении старается показать родителям всесторонность охвата педагогическим влиянием их детей. Для него лично важно открытие классов продленного дня. Он демонстрирует логичность и доказательность, представляя организацию жизни детей в условиях продленного дня, как условие для их всестороннего развития.
Портрет школьного врача.
Он с профессиональной точки зрения убеждает родителей, что именно в условиях режима продленного дня можно наиболее оп тимально организовать режим школьников, помогающий преодолеть высокую утомляемость детей.
Портрет отрицательно настроенного родителя.
Этот родитель категорически отрицает новшество, он демонстрирует неприятие всяких нововведений в школе, упрекает в посягательстве на свободное время детей и их индивидуальные интересы. Он вступает в конфликт с администрацией школы, обвиняя ее во всех «педагогических грехах».
Портрет сомневающегося родителя.
Этот родитель ставит под сомнение само новшество и необходимость его внедрения. Он не уверен, нужно ли это его ребенку и его семье. Он то поддерживает идею, видя в ней положительный момент, то отступает и находит диаметрально противоположные аргументы.
|
|
Портрет положительно настроенного родителя.
Положительно настроенный родитель — союзник режима продленного дня. Он горячо поддерживает идею. Во время обсуждения пытается создать благоприятную для решения вопроса психологическую атмосферу.
Портрет «поджигателя».
«Поджигатель» активизирует собрание, создает в его ходе критические ситуации. Он задает провокационные вопросы всем участникам собрания. При этом он должен уметь отстаивать свои критические замечания.
Игра заканчивается анализом и подведением итогов всей игровой деятельности. Заключительная беседа должна оставить у участников игры впечатление важности проделанной работы, поэтому в анализе принимают участие все играющие.
Руководителю игры рекомендуется подробно остановиться на положительных моментах, подчеркнуть значимость игры в повышении уровня педагогической компетенции студентов.