double arrow

Задания для уровня повышенной сложности. 1. Используя рекомендуемую литературу, дайте комплексную характеристику клубного часа, организуемого в условиях продленного дня


1. Используя рекомендуемую литературу, дайте комплексную характеристику клубного часа, организуемого в условиях продленного дня. Покажите типичные ошибки, которые допускаются воспитателем в процессе организации клубного часа.

2. Разработайте расписание клубных часов в группе продленного дня на неделю с учетом их целевой направленности.

Тема 7. Совместная работа воспитателя с родителями младших школьников

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Единство и взаимосвязь воспитательных воздействий школы и семьи на личность ребенка.

2. Задачи и основные формы работы воспитателя продленного дня с родителями младших школьников. Возможности сотрудничества воспитателей и родителей.

Это занятие проводится в форме деловой игры «Родительское собрание» по комплектованию группы (класса) продленного дня. Литература

Занятие-игра

В ходе игры объективно оценивается:

· психолого-педагогическая подготовка студентов, которая проявляется во взглядах и убеждениях участников игры, в умении отстоять свою точку зрения;

· умение анализировать такую сложную педагогическую форму, как родительское собрание;

· умение использовать необходимую психолого-педагогическую и методическую литературу;

· умение сотрудничать, участвовать в принятии коллективных решений, публично выступать, вести дискуссию;

· инициативность, творчество, самостоятельность в принятии педагогических решений.

Методическое обеспечение игры

1.Видеофильмы родительского собрания на подобную тему.

2.Справочно-информационный фонд игры состоит из литературы по вопросам организации работы педагогов с родителями:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М., 1993.

2. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль. Академия развития. Академия холдинг. 2003 г.

3. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград. Учитель-АСТ. 2003г. в 2-х частях.

4. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. М. ТЦ Сфера. 2003.

5. Машиева В.А. Работа с родителями. — М., 1982.

6. Макаренко А.С. Книга для родителей. — М., 1986.

7. Овчарова Р.В. Практическая психология для учителя начальных классов. — Архангельск, 1996.

8. Сенько В.Г. Учителя и родители. — Минск, 1988.

9. Советы педагогу-воспитателю/Сост. Байкова Л.А. и др. — Рязань, 1995.

3. Таблички с надписями:

- Организатор внеклассной и внешкольной работы.

- Завуч начальных классов.

- Директор.

- Воспитатель.

- Школьный врач.

- Родитель, отрицательно настроенный.

- Родитель, положительно настроенный.

- Родитель сомневающийся.

Приложение №22

Ход деловой игры «Родительское собрание»

Роли студенты получают заранее. Для этого преподаватель де­лит студентов на подгруппы по 9 человек. В каждой подгруппе распределяются роли, но до начала игры ее участники не знают, какая из подгрупп будет проводить игру. Это сообщается непосред­ственно на занятиях. Остальные участники включаются в деловую игру, дополняя роли студентов из других подгрупп.

В начале игры задается ситуация, обеспечивающая игровое действие: «Последняя неделя учебного года. Школьная админи­страция предполагает в новом учебном году организовать классы продленного дня для младших школьников и заинтересована в том, чтобы родители добровольно и сознательно приняли решение о переходе ребенка на режим продленного дня. Директор школы, завуч, воспитатель, школьный врач выстраивают убедительную си­стему аргументов в пользу режима продленного дня, не скрывают (или, напротив, скрывают, замалчивают) трудности и недостатки в этой работе. Родители по-разному относятся к цели собрания и его содержанию, каждый думает над предложением школьной админи­страции с позиции условий, проблем своей семьи, особенностей своего ребенка».

Во время проведения собрания можно вести протокол, кото­рый является материалом для методического анализа деловой игры.

Можно выбрать арбитров (судей), которые будут оценивать выступления. Критерии оценки могут быть следующими:

- объективность выступления;

- убедительность;

- аргументированность;

- корректность (умение выслушать оппонента).
Дополнительные баллы можно ставить за творческое, неординарное решение проблемы.

Студентов, выполняющих предложенные роли, можно заранее ознакомить с их характеристикой.

Памятка участникам игры

Портрет директора.

В выступлении директора создается установка на открытие классов продленного дня, демонстрируются такие качества, как убежденность, настойчивость, умение пользоваться словом и бы­стро реагировать на вопросы.

Он выдвигает общие аргументы для открытия класса продлен­ного дня.

Портрет завуча.

Демонстрирует такое качество как дипломатичность. Он убеж­дает родителей, что создание классов продленного дня дает воз­можность более глубокой индивидуальной работы с отстающими в учебе детьми, с физически ослабленными и часто болеющими школьниками.

Портрет организатора.

Организатор аргументированно убеждает родителей в необхо­димости организации досуга детей с использованием способов пе­дагогического воздействия. Он предлагает такую программу орга­низации отдыха детей, чтобы она «захватила» родителей.

Портрет воспитателя.

Воспитатель в своем выступлении старается показать родите­лям всесторонность охвата педагогическим влиянием их детей. Для него лично важно открытие классов продленного дня. Он демон­стрирует логичность и доказательность, представляя организацию жизни детей в условиях продленного дня, как условие для их все­стороннего развития.

Портрет школьного врача.

Он с профессиональной точки зрения убеждает родителей, что именно в условиях режима продленного дня можно наиболее оп тимально организовать режим школьников, помогающий преодо­леть высокую утомляемость детей.

Портрет отрицательно настроенного родителя.

Этот родитель категорически отрицает новшество, он демон­стрирует неприятие всяких нововведений в школе, упрекает в по­сягательстве на свободное время детей и их индивидуальные инте­ресы. Он вступает в конфликт с администрацией школы, обвиняя ее во всех «педагогических грехах».

Портрет сомневающегося родителя.

Этот родитель ставит под сомнение само новшество и необхо­димость его внедрения. Он не уверен, нужно ли это его ребенку и его семье. Он то поддерживает идею, видя в ней положительный момент, то отступает и находит диаметрально противоположные аргументы.

Портрет положительно настроенного родителя.

Положительно настроенный родитель — союзник режима про­дленного дня. Он горячо поддерживает идею. Во время обсуждения пытается создать благоприятную для решения вопроса психологи­ческую атмосферу.

Портрет «поджигателя».

«Поджигатель» активизирует собрание, создает в его ходе кри­тические ситуации. Он задает провокационные вопросы всем участникам собрания. При этом он должен уметь отстаивать свои критические замечания.

Игра заканчивается анализом и подведением итогов всей игро­вой деятельности. Заключительная беседа должна оставить у участ­ников игры впечатление важности проделанной работы, поэтому в анализе принимают участие все играющие.

Руководителю игры рекомендуется подробно остановиться на положительных моментах, подчеркнуть значимость игры в повы­шении уровня педагогической компетенции студентов.


Сейчас читают про: