Системные представления о процессах и явлениях в природе и в обществе находим в философских трудах Аристотеля, Платона, Канта, Гегеля и др.
Однако, признанным научным направлением системный подход стал в конце 40х-начале 50х годов 20 века, когда австрийский биолог
Л.фон Берталанфи впервые изложил основные положения общей теории систем на одном из философских семинаров.
В педагогике учёные и практики тоже пытались разрабатывать и внедрять системный стиль мышления и действий.
Например, А.С.Макаренко в 20ые годы сформулировал ряд положений о системном воспитании:
- человек не воспитывается по частям, он создаётся всей суммой влияний, которым он подвергается;
- отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных;
- там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса;
|
|
- решающим в деле воспитания является не метод отдельного учителя и даже не метод целой школы, а организация школы, коллектива и всего воспитательного процесса.
Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.
Основные ПОНЯТИЯ системного подхода:
*система – совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов;
* системность- отличительная особенность сложноорганизованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающаяся в наличии у этих объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у этих элементов в отдельности;
*воспитательная система - упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребёнка;
-*компонент- часть системы, вступающая в определённые отношения с другими её частями;
- *элемент- минимальная единица системы, неделимая в её рамках;
- *структура - способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции;
- *связь- наличие между компонентами взаимной зависимости, обусловленности, общности;
-*системообразующий фактор- существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.
Триада системного подхода – компоненты, связи-отношения, целостность.
ПРИНЦИПЫ системного подхода:
|
|
1. Принцип целостности. Этот принцип назван первым, так как именно целостность считают главным критерием отнесения того или иного объекта к классу систем, а самого процесса воспитательной деятельности – к разряду системных.
Показатели целостности системы:
А) система состоит из совокупности взаимосвязанных взаимодействующих компонентов. Компоненты воспитательной системы: *индивидуально-групповой компонент, *ценностно-ориентационный, *функционально-деятельностный, *отношенчески-коммуникативный, *диагностико-результативный;
Б) система имеет интегративные качества, которых нет у её компонентов в отдельности;
В) система осознанно выделяется (при моделировании) из окружающей среды, при этом учитывается, что она – не единственный фактор развития личности ребёнка.
2. Принцип коммуникативности (связи). Познать систему_ значит изучить её внутренние и внешние связи (связи порождения, преобразования, строения, функционирования, развития взаимодействия, управления и др.)
3. Принцип структурности. Устойчивость структуры, подвижность и изменчивость обеспечивают целостность системы и её эффективность.
4.Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление –системообразующие факторы функционирования и развития системы.
5. Принцип развития. Каждая система проходит в своём развитии 4 этапа: возникновение, становление, зрелость, преобразование. Это нужно учитывать.
МЕТОДЫ системного подхода.
Это методы познания и преобразования педагогических систем.
1. Метод системного анализа. Включает:
-морфологический анализ (из каких элементов состоит система, что они собой представляют);
-структурный анализ (позволяет выяснить внутреннюю организацию системы, определить характер связей элементов);
-функциональный анализ (раскрытие функций системы в целом и её отдельных компонентов);
-генетический (исторический) анализ (исследование зарождения, становления, развития и преобразования системы).
Только применение всех компонентов системного анализа даёт системное знание об изучаемой системе.
2. Метод системного синтеза.
При этом осуществляется интеграция системных представлений об одном и том же объекте, полученных при различных «срезах» с этого объекта. Так преодолевается односторонний взгляд.
3. Метод моделирования. Он включает:
- создание инициативной группы для моделирования воспитательной системы;
- группа создаёт своё видение настоящего и будущего ВС;
-поиск сторонников своих идей;
-установление контактов с научно-методическими центрами;
- разработка плана действий по построению модели ВС;
- ознакомление педагогов с теорией и практикой ВС;
- диагностика состояния и результативности УВП, анализ условий, определение воспитательного потенциала школы и окр.среды;
- активизация педагогов, учащихся, родителей по формированию образа школы;
-интеграция индивидуальных и групповых представлений об образе своей школы;
- творческие группы: разработка и детализация образа школы;
- конструирование модели ВС и составление программы её построения;
- мысленное экспериментирование, апробация отдельных элементов ВС;
-обсуждение в школьном коллективе модели и программы построения ВС;
-экспертиза модели;
-утверждение модели и программы её построения на педсовете.
Процесс воспитания протекает в границах 3-х страт (слоёв) воспитательного взаимодействия с личностью ребёнка:
1)-ВС всего образовательного учреждения;
2)-ВС класса;
3)-система педагогического обеспечения индивидуального развития ребёнка.
Поэтому необходимо одновременно выстраивать все три слоя взаимодействия.