Школа как воспитательная система

С егодня вряд ли можно найти такую школу, руководители которой сказали бы, что в ней нет системы. Действительно, есть общие для всей школы дела, воскресники, праздники, выставки. Есть планы их проведения. Есть результаты их проведения, анализ. По специальным планам работают классные руководители, руководители кружков, секций и т.д. Чем не система…

Но это лишь система воспитательной работы, но никак не цельная воспитательная система всей школы.

Сегодня всё больше и больше школ идут по пути создания авторских систем, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Поэтому давайте разберёмся, из чего же складывается воспитательная система школы, каковы её компоненты и условия существования.

1. Комплекс воспитательных целей.

Если целей нет,- нет и системы. То есть, важно знать не Что и КАК будет делаться, а ВО ИМЯ ЧЕГО? Кого хотим воспитать,- такой и должна быть воспитательная система.

Но система не ради системы, не ради порядка, не ради известности школы и директора, а ради растущего ребёнка, его самочувствия в школе, ради того, чтобы он нашёл и выразил себя как личность, как творческая индивидуальность.

Цели должны быть «выстраданы», выработаны, осмыслены, приняты педагогическим коллективом, а также учащимися и их родителями.

Все остальные подсистемы школы должны «работать» на эту системообразующую цель(и).

ШКОЛА КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА:

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СИСТЕМА

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

Цели задают систему, определяют её характер. Но задаются и реализуются людьми. Поэтому второй компонент –

2. Единый воспитательный коллектив школы.

(педагоги, учащиеся, родители, шефы и друзья школы)

Коллектив единомышленников, ориентированный на как можно более полное развитие личности каждого ребёнка, на межвозрастное сотрудничество, на гуманизацию и демократизацию всех внутришкольных отношений. Причём, постоянная забота о том, какие отношения будут складываться между участниками воспитательного процесса – важное условие успешного функционирования воспитательной системы школы.

Отношения развиваются в совместной деятельности, поэтому –

3. Совместная деятельность, направленная на реализацию целей.

Виды деятельности могут быть разнообразными. Но системообразующими будут только те, которые будут вести к достижению целей, а также те, в которых будут заинтересованы и учителя, и учащиеся, и родители. И если каждый найдёт себе в них место.

4. Чтобы коллектив был управляемым, а деятельность – организованной,- нужна продуманная собственная структура самоуправления, подчинённая основным видам деятельности.

5. Связь с социумом.

Воспитательная система школы – система открытая, т.к. школа находится в среде, которая во многом определяет характер всех компонентов системы. Поэтому важно выстраивать взаимодействие со средой, с социумом.

Это – главные компоненты и условия успешного функционирования воспитательной системы школы.

Однако, приступая к её разработке, необходимо сначала:

- а) провести диагностику и комплексный анализ состояния школы как системы, возможностей социума, педколлектива, учащихся;

- б) найти объединяющую и увлекающую всех идею или комплекс идей, например:

-можно в основу положить культ знаний,- и тогда развивать познавательные клубы, сообщества, практиковать интеллектуальные игры и т.п.,

-можно в основу положить труд,- и тогда открывать кооперативы, минизаводы, фабрики и т.д.,

-можно опираться на народные традиции,

-можно за основу взять создание воспитательных досуговух центров (разновозрастных),-создавать сеть кружков, клубов, секций,

-можно в основу положить коллективно-творческую деятельность, создавать детские союзы и объединения, учить коллективному творчеству и т.д., -

в любом случае наличие объединяющей идеи или комплекса идей – обязательное условие для создания воспитательной системы школы.

- в) разработать общую концепцию школы, и на этой основе –

- г) разрабатывать общую систему, необходимые программы и планы.

- д) разработать функциональные обязанности классных руководителей, других работников школы,

- е) выработать критерии результативности деятельности классного руководителя и всей школы вцелом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: