double arrow

Примеры воспитательных систем

Система В,Н.Сороки-Росинского (20-ые гг, «Республика ШКИД»-школа социально-индивидуального воспитания им. Достоевского для беспризорных трудновоспитуемых детей и подростков).

Целью системы являлось воспитание беспризорных, асоциальных детей, развитие у них желания преобразовать самих себя, сформировать активную жизненную позицию в труде, познании, творчестве. Основным видом деятельности, сплачивающим детей в единый коллектив, был учебный труд. Сорока-Росинский смог заставить полуголодных детей забыть все невзгоды, превратил учение в увлекательный процесс («учение с увлечением»), создал атмосферу жажды знаний, творческого поиска.

Учебная деятельность органично сочеталась с игровой и художественной, практиковались дидактические игры и дидактический театр, что способствовало восприятию знаний как высшей человеческой ценности. Практиковались также публичные демонстрации учебных достижений в виде праздников и театрализованных представлений перед общественностью. Выпускались свои газеты и журналы, на страницах которых ученики вели полемику по интересующим их вопросам. Использовался принцип соревнования и состязательности.

Сорока- Росинский не только успешно решал задачи единства обучения и воспитания, но и придавал большое значение формированию единого, тесно сплочённого учительского и ученического коллектива без деления на «мы» и «они».

Система А.С.Макаренко - 30ые гг,- колония им. Ф,Э,Дзержинского и колония им. М.Горького.

Это система воспитания личности в коллективе на основе личностных и коллективных факторов. Система создания единого воспитательного коллектива взрослых и детей на основе совместной деятельности, самоуправления и ответственности.

Макаренко создал и реализовал на практике теорию взаимоотношений коллектива и личности.

Среди его «находок»: теория и опыт создания единого воспитательного коллектива, разновозрастные отряды и общественно полезный труд, организация самоуправления с его дежурными командирами и общими собраниями; создание особой атмосферы радости и взаимной ответственности; идеи дальней и ближней цели, перспективных линий в воспитании, принцип параллельного действия и общественного мнения, принцип авансированного доверия и уважения к личности ученика и т.д.

Система В.А.Сухомлинского - 50-60ые гг, Павлышская сельская школа.

Стремясь воспитать человека, Сухомлинский добивался у него сплава интеллекта, эмоций и деятельности. Он признавал воспитывающее воздействие коллектива, но в центре внимания у него был каждый ребёнок с его своеобразием, радостями и горестями. Особое внимание уделял 6ти-леткам и вообще начальной школе, считая, что именно в этом возрасте закладываются основы личности. И только на этой базе возможно в дальнейшем воспитание достойного гражданина.

Свою школу он называл Домом Радости. В ней действовали до 30 разнообразных кружков и клубов. Четыре мастерских, в том числе одна- открытая: приходи, делай что хочешь. Три сада – один Сад вдов, весь урожай которого отдавался одиноким женщинам, потерявшим кормильцев. Три голубятни (!). Библиотека на 60тысяч томов открытого типа с читальным залом, где доступ к книжным полкам был свободным.

Новые учебные предметы, как мостик между уроками и жизнью, учебной и внеучебной деятельностью: шахматы, народная песня, любимый труд, а для младших- урок сказки. А ещё- 5 праздников цветов, автодром с миниатюрной техникой, «Страна Лилипутия», «Изумрудное царство», «Пещера сокровищ» и т.д. Воспитание красотой, искусством, природой, творчеством – это было стержнем его системы.

А решая задачи гражданского воспитания, Сухомлинский делал акцент на таких ценностях, как: совесть, долг, добро, свобода, честь, достоинство и пр.

Система В.А.Караковского -80ые гг, Московская школа №825.

В школе много ярких находок, но ни одна из них в отдельности не определяет лицо школы. Школа интересна как целое, как система, в основе которой лежат идеи интеграции воспитательных воздействий, творчества и научного поиска.

В школе осуществляется постоянная работа по соединению учебной и внеучебной деятельности: дидактические игры, познавательные робинзонады, уроки творчества и пр.

Воспитательный процесс концентрируется вокруг общечеловеческих ценностей и комплексных ключевых дел. Технологически используется методика коллективной творческой деятельности (коммунарская методика), широкое самоуправление, разнообразные коллективно-творческие дела.

Главным композиционным узлом системы являются проводимые в стенах школы на осенних и весенних каникулах коммунарские сборы.

Это, по сути, действующая модель идеальных человеческих отношений.

В силу непродолжительности сбора (2-3 дня) эта утопия всегда осуществляется. А заряд творчества, дружбы и стремления самим организовывать собственную жизнь в школе – остаётся. Остаются и отношения уважения и сотрудничества между взрослыми и детьми.

А значит, что меняется (опосредовано) и отношение к учёбе.

Перечень некоторых школ- экспериментальных площадок:

-школа, открытая социуму; -школа диалога культур;

-школа технического творчества; - экологическая школа;

-школа личностно-ориентированного образования; -школа искусств;

-школа радости; -школа народных традиций …

СРС: из (1),(2),(3),10)-выпишите примеры ВС, сравните их,

Прокомментируйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: