Пути активизации музыкального восприятия в муз.-педаг. процессе

Что такое музыкальное восприятие? Существует два термина, которые часто употребляются, как синонимы: «Музыкальное восприятие» и «восприятие музыки». Являются ли они идентичными?

В психологии под восприятием понимается:

1.Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на органы чувств человека («перцептивный образ»);

2.Процесс формирования этого образа в сознании.

Понятие «восприятие музыки» также подразумевает, что это, первое – психический музыкально-познавательный процесс (акт) и второе – субъективный образ воспринятого как результат музыкально-познавательного процесса.

Музыкальное восприятие направлено на постижение многомерного культурно-музыкального феномена, каким является музыкальный образ, несущий глубинный смысл и культурный знак, обладающий общекультурным значением и индивидуальной значимостью для каждого слушающего музыку.

В музыкально-ненаполненном сознании перцептивный образ останется нераскрытой потенциальностью смыслов. «Пустая голова».

Музыкальным может быть восприятие не только музыки. Музыкальным может быть восприятие скульптуры, живописи, архитектуры, поэзии, явлений природы, звучания человеческой речи. Музыкальность восприятия как качество личности.

Термин «музыкальное восприятие» может быть и шире, чем понятие «восприятие музыки», так как охватывает не только мир этого искусства. И наоборот, восприятие музыки может состояться как сенсорно-перцептивный акт, но оно не будетмузыкальным по существу.

Е.В. Назайкинский так разграничил эти понятия: восприятие музыки более соответствует психологической традиции и отражает ситуацию, «когда субъектом действия является человек с нормальным слухом, а воздействующим объектом – акустические сигналы». Музыкальное восприятие направлено «…на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство…»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow