Отеч. МО светской ориентации в XIX столетии

До 60-х г.г. массового профессионального образования не существовало (узкий круг специалистов, дом. образование). Отсутствие единой системы образования.

К 60-м г.г. сложились две группы светских учебных заведений:

1 группа - для привилегированных слоев населения (гимназии, различн. институты, военные корпуса, частн. школы, унверситеты, лицеи).

2 группа - народные уч. заведения (земские школы, церковно-приходские школы).

И к 1-ой и ко 2-ой группе предъявлялись разные требования к уровню подготовки.

1 группа – предварительная подготовка (вступительные экзамены). Здесь готовили специалистов для всех сфер. Музыка была важным предметом, поскольку готовила к жизни в светском обществе, служила патриотич. и религиозн. воспитанию (церк. пение, муз. занятия - игра, пение, танцы).Музыка желательна, но не обязательна.

Осн. метод - заучивание наизусть. Преподаватели – не проф. музыканты.

Недостаток – пренебрежение к отечественной муз, к народной (дурной тон). В светский репертуар входили произведения для исполнения в салонах – романсы, арии, дуэты и т.д.

2 группа. Готовили для развития экономики страны. Музыка была необязательным предметом. Главное – религ.-нравств. воспитание.

Церковное пение, обиходные распевы, наодные песни. В городах - городские песни.

Методики самые простые - заучивание.

1861 г. - отмена крепостного права (складывается интеллигенция, демократизация общества).

Появляются новые учебные заведения - Моск. и СПб консерватории, русское муз. общество - 1859 СПб, 1860 Москва (цель приобщение и популяризация серьезной музыки)

1862 г. – М.А.Балакирев и Г.А.Ломакин открыли первую Бесплатную муз школу. Цель – дать образование тем, кто не мог платить, включать в образование все лучшие достижения муз искусства для развития способностей.

Массовая подготовка учителей пения. Издаются песенники и сборники для школы и семьи, методические руководства для пения и муз. грамоты. Цель – способность развить певческую культуру в народе, приобщение его к элемент. муз. грамоте.

Появляются методики:

1. цифровая система записи Шеве

2. буквенная система (а, о, у)

3. лесенка (ручные знаки, подвижное «до»).

1871 г. - школьная реформа. Альбрехт, Соколов, Воротников

Рост массовой хоровой культуры. Внеклассные школьные хоры, церковное пение (дух.˃нар.). Усиливается подготовка регентов, учителей церковного пения. Придворная певческая капелла, Московское Синодальное училище церковного пения.

Хоровое пение - основа музык. культуры народа. Развитие муз. способностей, дух. и творческ. сил в процессе пения.

Появляются критические работы по обучению музыке: Миропольский, Казанский - критика формалистического понимания муз., Иванов - о бессознательном заучивании.

1890 г. - бесплатные классы хорового пения СПб. Ломакин, Мельников. В обучении пению происходит сдвиг - в школьн. обучение вводится нар. и светский репертуар.

Концертно-просветительские организации.

Появляется спец. детская муз. - Чайк., Кюи, Глиэр, Лядов.

Осн. идеи - идея системного обучения детей муз., идея возрастного подхода муз. к обуч. детей, пение по нотам и по слуху, по партитурам (С.В.Смоленский).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: