Музыкально-педагогическая система К. Орфа

Проблема взаимодействия музыки и движения нашла своё отражение в деятельности австрийского композитора и педагога Карла Орфа. Он продолжил идею Жака Далькроза в музыкальном воспитании детей. Своеобразным итогом системы Карла Орфа явилась музыкально-сценическая игра, театр. Таким образом, у него еще более, чем у Жака Далькроза выражена идея синтеза искусств: пения, движения,игры на элементарных музыкальных инструментах, не требующих наличия сложных игровых навыков.

К.Орф, в отличие от Далькроза, отказался от двигательного воспитания детей на основе одной только композиторской музыки и попытался активизировать учеников путем их собственного музицирования.

В его основополагающем труде «Шульверк» огромная роль отводится элементарно-двигательному воспитанию. Двигательные упражнения К.Орфа: пружинящие движения на месте, легкие покачивания корпуса, движение рук, сопровождающиеся «звучащими жестами»- хлопками, щелчками, притопами, художественным тактированием и т.д. Комплекс ритмической гимнастики, используемый на уроках, был направлен на улучшение опорно-двигательной системы и координации движений

Он впервые вводит 4 типа «звучащих жестов» (шаги, хлопки, шлепки, щелчки) и способствует более полному отражению тембровой характеристики звука и метроритмических соотношений. Однако, следует отметить, что К.Орф не ставил перед собой задачу выявить и детально разработать классификацию «звучащих жестов» и ограничивается лишь общей характеристикой их основных видов. Система, в которой движения на музыкальных занятиях несут вспомогательную функцию, разработана Золтаном Кодаем.

Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит «принцип активного музицирования» и «обучение в действии», по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

Прогрессивные идеи К. Орфа:

• всеобщее музыкально-творческое развитие;

• детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;

• связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования

Основные принципы методики:

1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.

2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Главный инструмент ребенка – он сам: руки и ноги. Ребенок свободно пробует хлопать, топать, щелкать, шлепать и т.д.

3. Коллективность занятий детей возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено, т.е. для такого музицирования переполненные школьные классы – не помеха.

4. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.

5. Уделение с первых же дней внимания дирижированию, с тем чтобы каждый ученик мог управлять исполнением.

6. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой – имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это – основа восприятия поэзии и шире – литературы вообще.

7. Постижение учеником импровизационным путем значения интонаций при выборе наиболее точной для данного контекста. Из интонации возникает ладовая конструкция и затем – переход к пятиступенному звукоряду.

8. Музицирование в пределах пятиступенного звукоряда в течение как минимум одного учебного года, а возможно и дольше. Органичное существование ученика в пятиступенном звукоряде обеспечивает мягкое вхождение в семиступенный звукоряд

Суть системы Орфа:

Развитие свободного, не скованного условностями восприятия и отношения к музыкальному искусству. Пройдя через собственное творчество, узнав законы элементарной музыки, можно предположить, что слушатель будет подготовлен к общению с музыкальной культурой в целом, куда он войдет как неотъемлемая ее часть.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: