Древнерусская православная педагогика в своих истоках восходила к христианским педагогическим воззрениям: приобщение человека к Богу, наставление его на путь спасения путем познания (умопостижения) и путем дел (образом жизни). В Древней Руси (до конца XVII в.) преимущественное внимание уделялось второму пути.
«Педагогика была призвана помочь чел-ку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что и являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца. Такая целевая направленность была присуща и древнерусским муз-пед воззрениям православной ориентации».
Понятия «богослужебное пение» и «музыка» противопоставлялись в христианском понимании и по своему внутреннему смыслу, и по происхождению, и по своим причинам, целям, условиям существования, средствам выражения.
Богослужебное пение РПЦ музыкой не являлось. И в этом отношении оно выступало в качестве оппозиции по отношению ко всей мирской музыке, будь то пение или игра на муз. инстр.
Сам термин «богослужебное пение» - это не просто пение, а пение во имя служения Богу. Цель его – истинное восхождение к Богу в молитве и в исполнении божественной воли.
|
|
В отличие от богослужебного пения в музыке видели ее богоборческую сущность, т.е. безбожие. Ибо целью муз. является уже не служение Богу, а «самоуслаждение души».
Осуждая мирское пение, игру на муз. инстр. русское духовенство на протяжении многих веков вело с ними упорную борьбу. В области МО это проявлялось прежде всего в том, что обучение богослужебному пению считалось важным, нужным, получало поддержку как духовенства, так и гос. власти. Обучение же музыке – мирскому пению и игре на муз. инстр.– не поощрялось и проходило вопреки установкам РПЦ и гонениям со стороны государства.
Одной из отличительных особ-ей развития отечественного МО с конца 10 до середины 17 столетия являлось обособление и резкое размежевание его двух основных направлений, ориентированных на богослужебное пение и на музыку. А т.к. педагогические установки, выработанные в области МО правосл. ориентации, имели в Древней Руси официальный статус, то они оказывали решающее воздействие на развитие древнерусской муз-пед. мысли и муз-образ. практики.
Знаменный распев является муз-звуковым символом РПЦ, отличающим ее как от церквей инославных, так и православных церквей других народов (Б.Николаев).
Знамя - знак, знамя - наличие безмолвной внутренней молитвы.
Само название «знаменный распев», отражающее суть древнерусской певческой системы, дает основание говорить о двух особенн. МО православной ориентации:
· это обучение певчих «распеванию» текста песнопений в соответствии с закономерностями знаменной сист-мы пения;
|
|
· это определенное взаимодействие в ней духовного и муз-го начал с приоритетом первого.
Установка РПЦ на "пение разумное", которая определяла содержание муз. образования.
Изучение знаменной системы пения дает основание полагать, что в области богослужебного пения следование православным нормам предполагало:
· духовную сонастроенность певцов на клиросное пение – осознание ими различия между «богослужебным пением» и «музыкой», готовность к неукоснительному выполнению во время богослужения церковно-певческих норм, соблюдение ими праведного чина в своей повседневной жизни;
· знание ими основного круга богослужебных песнопений РПЦ, их чинопоследования (времени и места включения каждого из них в православную службу), правил распева, предусмотренных церковно-певческим каноном, и претворение этих знаний непосредственно в своей практической певческой деят-ти;
· знание певцами исполнительских традиций рус. правосл. богослужебного пения и овладение ими необходимыми профессиональными умениями и навыками для воплощения их в своем пении.
Ориентация на слово, как носитель духовного начала, кот. должно было "просветлять" души верующих.
Для понимания особ-ей древнерусской системы вокально-хорового обучения важно обратить внимание на то, что ко всем необход. певческим умениям и навыкам певец приходил через особую духовную сонастроенность на определенное качество певческого звучания.
Одним из вспомогательных средств, помогающим клиросным певцам в Древней Руси петь духовно, являлась древнерусская муз. письменность.
Каждому муз-му стилю богослужебного пения соответствовала особая разновидность безлинейной нотации невменного типа.
Знаменная нотация предназначалась для записи и исполнения церковных исполнения церковных песнопений знаменного распева.
Кондакарная нотация была ориентирована на графическую фиксацию кондаков. Экфонетическая нотация использовалась для чтения книг нараспев. Демественная и путевая нотации отражали особенности демественного и путевого распевов.
Древнерусская письменность не мыслилась певчими абстрактно, в отрыве от того певческого стиля, для графического воплощения к-ого и была создана конкретная нотация.
Особ-ти знаменной нотации:
· предназначенность ее только для записи православных богослужебных песнопений;
· полное отражение средствами муз. письменности процессуальности певческого интонирования.
Духовность муз. письменности:
· на уровне отдельного знака - "внутренняя" духовная наполненность самих знамен;
· на уровне записи конкретного богослужебного песнопения - полное подчинение всех графич. средств дух. началу, заложенн. в его словесном тексте;
· на уровне понимания процесса певческого интонирования в целом - отклик на каждое движение души.
·
На начальном этапе МО православной ориент. имело ярко выраженную стилевую направленность. При этом в содержание МО входило освоение уч-ся трех стилевых направлений церковно-певческого иск-ва: чтения нараспев, знаменного и кондакарного пения.
Учитывая различную степень сложности данных стилевых направлений в исполнт-ом отношении, можно предположить, что последовательность включения их в содержание МО могла быть следующей: от чтения нараспев певцы переходили к изучению знаменного пения и лишь затем – к пению кондакарному.
Начиная со 2ой пол. XVI столетия, принципиально новым являлась ориентация МО на освоение ранних форм русского многоголосного пения и такого худ-го явления, как полистилистика, характерного для демественного многоголосия. Интенсивные творческие поиски велись отечественными мастерами пения и в обл-ти разработки новых методов обучения. Свидетельством этого яв-ся появление в этот период первых учебных пособий, в кот-ых уже прослеживается определенная методическая сист-ма. Первоначально в основе ее лежал метод перечисления. Но со временем все большее значение получал метод толкования в его разнообразных модификациях.
|
|
В первой половине XVII стол. наблюдается не только обогащение арсенала педагогич-их средств, используемых русскими мастерами пения в процессе обучения богослужебному пению. Происходит четко выраженная переориентация его, заключающаяся в усилении роли муз-го начала в содержании МО. Свидетельством этого явл-ся впервые отмечаемая в муз-педагогич руководствах вариантность и взаимодополняемость методов МО, ориентированных на освоение уч-ся одного и того же муз-го явления. При таком подходе духовное начало в муз-ом обр-ии отходит на второй план, что является отражением начинающегося кризиса знаменной системы пения.
Профессиональное и общее образование. При этом в профессиональном образовании выделяются два основных профиля - канонические певцы (строго придерживающ. церковного канона) и доместики (наиболее талантлив. певцы, способн. управлять певческим процессом во время богослужения, выполнять функции певца-солиста, а также учителя богослужебного пения).
Станицы (группа 5-6 чел., кот. присваивался определенн. разряд).
Церковный собор 1551 г. - обучение богослужебному пению было официально приравнено к обучению чтению и письму и приобрело более массовый и организованный характер.
Создание домашних школ, братских школ. Именно в братских школах рождалось то новое для Руси понимание богослужебного пения как особого рода музыки.