Урок 1. Человек и общество: влияние общества на человека

ЖИЗНЕЛОГИЯ

Или

САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Урок 1. Человек и общество: влияние общества на человека.

Сижу за учительским столом в пустой аудитории и поглядываю на часы. Скоро должны привести ребят. Задерживаются почему-то. Может, не смогли организовать? Мальчикам скорей всего не понравится новость о том, что после физкультуры им придётся остаться на непредвиденный классный час. А мальчики не маленькие – профессиональный колледж, всё-таки!

Шум в коридоре, топот, недовольные голоса. Дверь в кабинет распахивается. Молодые люди, недовольно ворча, бухаются на стульчики у парт и, исподлоблья поглядывая в мою сторону, бросают свои рекомендации: «Вы там покороче, пожалуйста, а то у нас тоже планы на сегодня есть!» Некоторые из замечаний оказались откровенно невежливы. Один из учащихся почувствовал неловкость перед незнакомым преподавателем и попытался смягчить ситуацию: «Вы не обижайтесь, мы торопимся, а тут на тебе – классный час!»

Я поднимаюсь из-за стола. Начинаю урок с ответа на последнюю реплику.

- Да ладно, вы меня ещё хорошо встречаете. Помню, как-то раз меня в Центр «Патриот» пригласили. Сказали, что уж очень мои уроки тамошним учащимся нужны. Я согласилась. Прихожу в сентябре в «Патриот», открываю дверь кабинета. Пацаны увидели меня и взвыли: «Нам обещали мотоциклы, автоматы, конюшню, а тут учителя, доска, мел!» Сели они верхом на стулья и стали скакать по классу – кто лошадью ржёт, кто автоматом тарахтит…

Я смотрю на них растерянно и молчу. А что я могу сделать? – детки большие (класс 9-ый), громкоголосые. Я перекричать их всё равно не сумею.

Мальчишки за партами забыли о своём недовольстве и с интересом слушают. Они ещё не знают, что классный час, который они так негативно воспринимают, уже начался и вовсю идёт.А я продолжаю.

Смотрю на них, а сама лихорадочно думаю: «Я преподаю такие предметы, знание которых позволяет управлять людьми в любой ситуации. Если я это преподаю, значит, и на практике я этим пользоваться должна уметь! А моя наука говорит, что если я хочу, что бы мне подчинился любой человек, надо узнать, что этому человенку очень нужно, взять это в свой кулак и сказать: «Хочешь взять? – делай, что я говорю!»

Таким методом террористы пользуются. Взрослым ведь что нужно? – чтобы их дети были живы, здоровы и счастливы. Влт террористы и захватывают автобус с ребятишками, а потом диктуют свои условия любым государственным чинам.

Но как я этим методом воспользуюсь сейчас? Я же не террорист, в конце-то концов! Прислушалась я к крикам патриотовцев и меня осенило – дождалась, когда чуть тише стала и говорю им: «Скачите, если вам это нравится. Мне зарплата за часы идёт, я посижу, подожду. Но имейте в виду, пока я первый урок не проведу, у вас ни конюшни, ни автоматов, ни мотоциклов не будет!».

Ребята от неожиданности аж прыгать перестали – смотрят на меня с ненавистью: «А Вы что, Господь Бог?» «Нет». «Директор Центра?» «Нет, но я договорюсь»

Один из ребят (Махмет – для кого-то он двоечник и хулиган, а для меня был, есть и будет талантливый представитель моей профессии) очень хорошо почувствовал, что надо делать. Я ведь тоже человек, и тоже подчиняюь всем человеческим законам. Мне, как преподавателю, что нужно – провести урок без всяких ЧП и спокойно пойти домой. То есть и мной можно управлять как и любым педагогом. Поэтому он встает со своего «скакуна», обращается к классу: «Ребяьа, нас нагло обманули, айдате отсюда, или она в «Патриоте» или мы!» Идёт к дверям, ребяба поднимаются и направляются за ним.

Опаньки! А вот это-то мне как раз и не нужно – меня не для того в Цнтр преподавать пригласили. Терять мне нечего, поэтому я наперерез иду к Махмету, встряхнула его за грудко и толчком резко усадила на стульчик. Нагнулась над ним и, пока он не успел прийти в себя от неожиданности, злобно шиплю ему в лицо: «Ты меня первый раз видишь, а уже рискуешь. А вдруг я сумасшедшая? Сломаю тебе сейчас челюсть и всё!»

И Махмет дрогнул. Девятиклассник, даже если он ну очень крутой пацан, когда пугается, становится нормальным адекватным ребёнгком. И вот это детское, абсолютно ненаглое личико ещё попыталось сопротивляться:

- А чо Вы толкаетесь, не имеете права! Я в милицию заявлю!

- Заявишь не ты, а я! И не в милицию, а в суд!! И не на тебя, а на твоих родителей!!!

- А мои родители здесь при чём?

- Ребёнка плохо воспитали! Он мне уроки срывает!! Я терплю моральный ущерб!!! (В смысле страдаю – исстрадалась вся тут перед тобой!)

Последние слова говорю уже откровенно издевательским тоном, а «добиваю» Махметика последним аргументом:

- Тысяч на триста иск подам, столько суд мне, кончно, не даст, но стольник явно мне не помешает.

Ребята за это время успети рассесться по местам и с любопытством наблюдают за этим спектаклем. При последних моих словах с задней парты раздался басистый голос:

- А суд больше тридцати тысяч иски не принимает!

- Что? Павла Астахова насмотрелся? Час суда? Это мировой суд ограничен максимальным пределом, а я в районный обращусь!

Скажу честно – блефовала беспощадно, но я должна была справиться с этой группой. Иначе какой я педагог? А потому уверенным голосом продолжаю:

- Вы чувствуете разницу между мною и вами? Я – зная, а вы – не знаете! Я – сильная, а вы – беспомощные! И я, как педагог, иду к вам, чтобы вы тоже знали и могли, чтобы вы стали сильными в этом мире! А вы «выкобениваетесь», на стульчиках прыгаете! Ну что, будем начинать занятие?

Бас с задней парты покровительственно пророкотал: «Ладно, начинайте!» - Махмет постарался опять восстать, но был призван к порядку самими товарищами и урок прошёл без сучка и задоринки. Вот уже пролетело несколько лет, а я по-прежнему бываю в «Патриоте» со своими занятиями и являюсь оной из самых любимых учителей. А теперь вопрос «на засыпку» - что я преподаю?

Молодые люди уже напрочь забыли своё недовольство и начинают угадывать. Среди версий «ОБЖ», «Рукопашный бой» и т. п. наконец прозвучит: «Психология».

- Правильно! Психология – это наука, изучающая психоку человека, законы, управлящие его состоянием и поведением. Эти законы невозможно изменить, отменить или придумать новые. Их можно только знань или не знать. В первом случае вы можете воспользоваться знанием законов психологии и влиять на свою жизнь сознательно, во втором – будете наступать на одни и те же грабли, страдать, и не понимать, почему вам так не везёт в жизни. Что ещё я преподаю? Помните: «суды, иски, моральный ущерб?»

- Адвокатское что-то?

- Совершенно верно! Юриспруденцию или право. Это законы, которые создаёт и защищает государство. Их можно отменять, изменять, придумывать новые… Если вы их нарушили, но смогли скрыть от государства факт нарушения, то, в отличие от законов психологических, наказание может не наступить. Но если уж попались… «Незнание законов не отменяет ответственности, а знание законодательства часто позволяет добиться целей, не рискуя своей свободой».

В идеале, юридические законы отражают психологиеческие моральные нормы, но иногда они вступают в откровенное противоречие с ними. Происходит это примерно так.

Обращаюсь к одному из сидящих перед собой: «Тебя как зовут?

- Сергей.

- А тебя?

- Лёша.

Продолжаю рассказ:

- Допустим, алексей и Сергей поссорились. И Сергей набросился на Алексея с кулаками. Алексей, защищаясь, сломал Сергею переносицу (во время драки обычная, кстати, травма). Сергея отправляют в травмотологию, а Алексея опрашивает сотрудник милиции. Что-то Алексею будет за то, что он нос Сергею сломал.

- Не-е. это же самооборона была!

Ребята полностью поглощены описываемыми событиями. Ещё бы! Меня в колледж потопу и пригласили, что уж очень часто у учащихся этого учебного жзаведения происходят конфликты с законом.

- Тепиерь другой вариант событий. Сергей и Алексей поссорились. И Сергей предложил Алексею «выйти поговорить». Ребята вышлит, была честная обоюдная драка, во время которой Алексей сломал Сергею нос. Сергей в больнице, а Алексея куда?

- В милицию! Самообороны не было! И что теперь, по мужски и отношения не выяснять?

- Поступайте как хотите! Я ведь вас не воспитывать пришла. Я вам просто порассказываю немного о законах жизни, а вы принимайте решения с учётом последствий. По крайней мере, будете знать, нга что идёте.

Сегодня я хочу вас познакомить с таким законом психологии, знание которого вполне может спасти вам и вашим детям жизнь, здоровье или, как минимум, свободу. Начну с одного фантастического рассказа. Называется он так. Беру мел и молча крупно пишу на доске: «Беги, урод!»

По классу раздаются смешки. Их-то я и ждала! Поворапчиваюсь к классу лицом и с упрёком говорю:

- Ребята, запомните этот смех свой на всю жизнь. И если у вас, не дай Бог, родится ребёнок глубокий инвалид, и с ним никто не захочет играть в песочнице, его будут жестоко избивать в детском саду и беспощадно «гнобить» в школе, не обижайтесь на людей – они не жестокие. Вы же не жестокие! Но даже слово «урод» вызывает у вас насмешку.

В классе устанавливается та тишина, которая происходит только в минуты всеобщего поражения всех присутствующих каким-то глобыльным и страшным открытием.

Я люблю этот момент, но надо продолжать. Рассказ, который я сейчас приведу как пример, много лет назад я прочитала в одном из научно-популярных журналов. Автора, к стыду своему, не помню и ссылку на него и журнал в классе делаю также, как и сейчас. Пересказ очень вольный, а концовка рассказа мной и вовсе изменена.

«В лесу живёт мальчик. К людям выйти он не может, так как знает, что они его убьют. Беда в том, что он мутант. Люди таких убивают. Родители его уже погибли, так как тоже были мутантами. И теперь он совершенно одинок. Для ребёнка это очень трудно – ему хочется играть, дружить, общаться. Ему даже сеится, как он познакомился с ребятишками и гоняет с ними в футбол.

Каждое утро он выходит из своего убежища и прячется в кустах на окраине села. Налюдает, как играют ребятишки. Он им страшно завидует и просто мечтает выйти к ним. Но боится. И однажды желание пересилило. Мальчик вышел из кустов и направился к детям: «Пожалуйста, не бойтесь меня, я не кусаюсь, я тоже человек! Можно, я чуть-чуть поиграю с вами!»

Дети увидели его, испугались, запракали и закричали. На их крики выскочили взрослые, увидели мутанта, и, схватив вилы-колья, побежали за ним. Мальчик убегает и думает: «Я быстрее их бегаю, так что сейчас они моня не догонят. Но теперь они знают, что я живу в этом лесу. Значит, очень скоро они меня выследят, окружат и убьют. Убьют так же, как убили всех людей, живущих на этой планете!»

Он не был мутантом. Мутантами были все остальные. Видимо, на планете случилась ядерная война или экологическая катастрофа и человечество мутировало. Нормальных здоровых людей остались единицы. И именно они были провозглашены мутантами, так как большинство за норму обычно принимает себя.

Таков закон жизни. Так что помните, если вы толпой травите какого-нибудь «ненормального», возможно, что «мутант» в данной ситуации как раз не он.

Почему такое происходит? Есть три объективных причины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: