Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями:
Qd = 2400 — 100Р,
Qs = 1000 + 250Р.
где Q — количество обедов в день; Р — цена обеда.
а) Вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене.
б) Заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 гривни за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.
Занятие 5.
Тема: Теория поведения потребителя.
Цель: | Изучить основные цели потребителя, правило максимизации полезности, кривые безразличия и бюджетное ограничение. Освоить понятие полезности и потребительское равновесие. |
Обеспечение: | Учебники и учебные пособия, конспекты лекций, работа с первоисточниками, подготовка фиксированных докладов. |
Продолжительность: | 2ч. |
План семинара:
1) Цель потребителя: получение полезности и максимизация полезности [3,6,8].
2) Полезность и ее основные формы [5,6,8].
3) Потребительский выбор. Кривые безразличия [3,5,6].
4) Бюджетное ограничение. Эффект замещения и эффект дохода [3,5,6].
|
|
Темы рефератов (фиксированных докладов):
Получение полезности и ее максимизация как основная цель потребителя.
Кардиналистский и ординалистский подходы в теории потребительского поведения.
Вопросы для дискуссии и самоконтроля:
Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?
От каких факторов зависит степень рациональности потребительского поведения?
Чем определяются форма и месторасположение кривых безразличия? Почему кривые безразличия не пересекаются?
Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения?
Верны ли следующие утверждения (Да/Нет)?
1. Оптимальное правило покупки рационального потребителя состоит в том, что он покупает товар по наивысшей цене.
2. Общая полезность пропорциональна предельной полезности.
3. В кардиналистской теории полезности не учитывается ограниченность денег у покупателя.
4. Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова.
5. Чем более острым является угол наклона линии бюджетного ограничения к горизонтальной оси, тем более ограничен потребительский бюджет.
6. Бюджетные линии никогда не пересекаются.
Тест.
1. Если будет изобретен вечный двигатель, то из теории потребительского поведения исчезнет постулат:
а) множественности видов потребления;
б) ненасыщенности;
в) транзитивности;
г) все постулаты сохранят свою силу.
2. Основоположником австрийской школы, представители которой развивали кардиналистскую теорию полезности, является:
а) Г. Госсен; в) Е. Бем-Баверк;
б) К. Менгер; г) И. Шумпетер.
3. В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг помидоров по цене 3 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему равна для него предельная норма замены груш помидорами:
а) 2/4; в) 3/5;
6) 1/4; г) 5/3?