Особенности старения и реабилитации пожилых и старых людей

Старость — один из периодов нормального цикла жизни, не прерванный болезнью или насилием. По классификации, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией, в соответ­ствии с календарным возрастом к пожилым относятся люди в


возрасте 60—74 лет, к старикам — 75—90 лет, к долгожителям — старше 90 лет. В то же время средняя продолжительность жиз­ни в России, достигнув к 1970 году 70 лет, с тех пор неуклонно снижается.

Неблагоприятные факторы (экологические, профессио­нальные, социальные и др.) ведут к преждевременному старе­нию, однако некоторая часть пожилых и старых людей стареют медленнее других. Поэтому различают биологический и кален­дарный возраст. Тем не менее старость человека имеет ряд об­щих закономерностей, которые необходимо знать.

По мере старения уменьшаются антропометрические по­казатели — рост, окружность грудной клетки, мышечная сила, выносливость. В результате уменьшения мощности сердечной мышцы, ударного и минутного объема крови, увеличения пе­риферического сопротивления сосудов и соответственно арте­риального давления, уплотнения центральных и периферичес­ких сосудов снижается транспортная функция аппарата крово­обращения. Уменьшается жизненная емкость крови, основной обмен, потребление кислорода, несмотря на избыточность вен­тиляции. Снижается скорость окислительных процессов в тка­нях. Все эти процессы ведут с возрастом к снижению физичес­кой работоспособности.

В период старения развиваются изменения нервной систе­мы и органов чувств, снижается острота зрения, уменьшается аккомодационная способность глаза, способность приспособ­ления к слабой освещенности. Эти изменения связаны с атро-фическими процессами в различных отделах глаза, с атероскле-ротическими изменениями в сетчатке глаза. Частота поражения органа зрения у старых людей — 20—25 %.

Слуховой анализатор в процессе старения атрофируется. Атеросклеротические изменения органа слуха усугубляют про­цессы атрофии (изменение слуха фиксируется у 25 % стариков). Морфологические изменения происходят и в нервной системе. Изменяется масса мозга — ее вес и объем уменьшается вслед­ствие атрофических и дистрофических изменений в клетках и их отростках. Такие изменения раньше начинаются в участках коры, отвечающей за высшие функции, далее — в подкорко­вых образованиях и в спинном мозгу, в периферических нервах. Перечисленные процессы идут неравномерно в разных участ-


ках нервной системы, не одновременно усиливаются благодаря атеросклерозу.

Функциональными проявлениями перечисленных морфо­логических изменений являются замедление и недостаточная содружественность (координированность) движений, уменьше­ние их размера, пластичности, большая заторможенность, ог­рубление, бедность жестов.

Часто встречаются так называемые экстрапирамидные на­рушения (по типу болезни Паркинсона). В выраженных случаях старческие изменения нервной системы проявляются беднос­тью мимики, тихой речью, редким миганием, шаркающей по­ходкой, согбенной осанкой. Встречается излишняя суетливость, непроизвольные движения, дрожание. Все эти изменения могут быть выявлены и не медицинскими работниками.

Снижается также реактивность вегетативной нервной сис­темы, соответственно и сосудистых реакций. Возрастные изме­нения нервной системы естественно отражаются и на интел­лектуальных функциях стареющих людей. Основные процессы, обусловливающие психическую деятельность, — возбудитель­ный и тормозной — ослабевают, они становятся инертными, ослабевает дифференцировочное торможение. Однако темп и выраженность этих изменений зависят как от типа нервной си­стемы (флегматики, холерики, сангвиники), так и от многих факторов прожитой жизни (условия, образование, характер де­ятельности, перенесенные болезни). Ослабление внутреннего торможения проявляется в многословии, несдержанности, эмо­циональной неустойчивости, раздражительности. Ослабление основньж нервных процессов лежит в основе снижения психи­ческой активности, ухудшения интеллектуально-мнестических функций. К структурным особенностям психического старения относятся относительно большая выраженность снижения наи­более сложных (новых комбинаторных, творческих, интегри­рующих, абстрагирующих) видов психической деятельности и относительно большая сохранность тех из них, которые осно­вываются на использовании приобретенного опыта, прочно освоенных понятий и словарного запаса.

Эксперименты выявляют, что наиболее явственны возраст­ные изменения в тех тестах, где требуется находчивость, вообра­жение, изобретательность, абстрактный анализ, интеграция вос-


приятия в одно целое, особое напряжение внимания и скорость выполнения, отвлеченное мышление. Наибольшая стабильность уровня решения наблюдается при задачах, требующих опыта, прочно освоенных знаний, словарного запаса. Сдвиг в сторону снижения психической активности выражается в сужении объе­ма восприятий, затруднении сосредоточения внимания, замед­лении психомоторных реакций. Характерно расхождение между речью и мышлением. При бедности мышления, при оскудении содержательной стороны речи нарастает самостоятельность ре­чевой активности, выхолощенность речевого напора.

Степень снижения памяти в позднем возрасте может быть умеренной. Больше страдает память на недавние события, в структуре памяти становится преобладающим логическое и си­стематическое освоение над механическим запоминанием.

К факторам, задерживающим и смягчающим возрастные изменения интеллектуально-мнестических функций, относят­ся изначально высокий уровень интеллектуального развития, достигнутый ранее благодаря одаренности, образованию, про­фессиональным занятиям и навыкам. За последние годы пред­ставления об интеллекте пожилого человека меняются. Новые исследования показали сохранность исходного интеллекта у большинства пожилых. Более того, диапазон знаний, практи­ческая сметка, способность находить выходы может расти. Труд­ности освоения нового компенсируются способностью ассоци­ативного мышления, использованием жизненного опыта. Сни­жение интеллекта наблюдается чаще у тех старых людей, у ко­торых он был ограничен с юности, а при исходном высоком он снижается значительно медленнее. Поэтому при оценке психи­ческого состояния пожилых нужно учитывать общее состояние здоровья и биографические данные.

Общими личностными изменениями в старости могут быть чаще всего нетерпимость и консерватизм в отношении всего нового, переоценка положительного опыта прошлого, преоб­ладание неприязненного, недовольного и брюзжащего отно­шения к окружающим, обидчивость и эгоцентризм, эмоцио­нальное притупление, подозрительность и скупость, черствость при общей ипохондричности. Все эти явления психики говорят о переходе от экстраверсии к интроверсии. Старикам часто свой­ственно упрямство, недоступность логическим доводам, ригид-


ность суждении наряду с другими вариантами — повышенной внушаемостью и легковерием, слабодушием и чувственностью.

Психические расстройства провоцируются длительным и непосильным эмоциональным напряжением, психотравмой, которая может воздействовать сильнее соматических заболева­ний, но в свою очередь неврозы воздействуют на соматическое состояние. Это выражается, прежде всего, расстройствами сна, сосудистыми проявлениями (колебания артериального давле­ния). Характерны депрессия (угнетение), астения (слабость, подавленность), ипохондрия (мрачная оценка настоящего и будущего), реже паранойя в рамках неврастении, истерии, пси-хостении (устойчивые болезненные представления и суждения об окружающем мире).

При неврозах в пожилом возрасте наряду с тревожностью, частой утомляемостью, истощаемостью характерны стабиль­ность, фиксация, резистентность.

Обобщая особенности течения неврозов и реактивных со­стояний в пожилом возрасте, необходимо подчеркнуть следую­щие основные положения:

1. Малую эмоциональную выносливость и парадоксальность
реакций на психотравмы.

2. Роль соматогенных факторов на развитие невротических
состояний.

3. Расстройства сна как одного из наиболее частых прояв­
лений.

4. Малую динамичность течения невротических проявле­
ний.

5. Редкую изменчивость синдромов, т. е. переходов, напри­
мер, от депрессии к паранойе и т. д.

6. Отрицательное влияние на развитие невроза изменений
жизненного стереотипа (переезды, уход с работы и т. д.).

7. Затяжное течение.

8. Изменение в результате невроза системы жизненных от­
ношений личности, формирование эгоизма, эгоцентризма, ча­
сто растерянность перед реалиями жизни.

Одним из ведущих факторов, воздействующих и положи­тельно, и отрицательно, является фактор социальный.

В социальном аспекте пожилой возраст характеризуется:


• изменением ролевых функций в обществе, характеризу­
ющимся уходом с работы, «отставкой»;

• изменением ролевых функций в семье, где пожилые люди
берут функции обслуживания;

• в этом периоде происходят потери близких людей (суп­
ругов) и вступает в силу фактор одиночества.

Перечисленные социальные факторы оказывают особое негативное воздействие на пожилых людей.

Большой интерес представляет самооценка здоровья по­жилых, уволившихся с работы. Самочувствие пенсионеров, ос­тавивших работу, как правило, ухудшается. Особый интерес представляют наблюдения Мэл Доке и Дуглас, которые про­следили судьбу пенсионеров с 60-летнего возраста в течение 15 лет. Самооценка и объективная оценка соответствовали в тече­ние всего периода наблюдения. Часто изменения самооценки предваряли объективно регистрируемые ухудшения состояния. Наблюдения за пожилыми людьми, прекратившими трудить­ся, показали, что уход на пенсию без подготовки одновремен­но оказывает неблагоприятное влияние, ведет к психической подавленности, депрессии, связанной с потерей имевшихся ра­нее общественных и культурных связей. Среди мер, предотвра­щающих эти неблагоприятные психологические изменения, ре­комендуется постепенное уменьшение работ, неполная заня­тость, правильная организация свободного времени, если оно используется на чтение, спорт, культурные мероприятия и т. д. Пенсионеры — бывшие работники преимущественно умствен­ного труда — более рационально используют свой отдых, уве­личивается их активность в общественной жизни.

Среди мотивов продолжения труда в пенсионном возрасте наибольшее значение имеет материальная заинтересованность в труде. Она зависит не только от действительной нуждаемости (низкого уровня пенсионного обеспечения), но также от стрем­ления к сохранности любого уровня жизни, материального ли­дерства в семье, повышения внутрисемейного престижа. Кроме материального фактора, на стремление продолжать род оказы­вает влияние прежняя профессия, состав семьи, состояние здо­ровья и его самооценка, истинная потребность в труде как та­ковом, стремление быть полезным в коллективе. Можно выде­лить 3 основных типа ориентации пожилых людей на труд:


1. Внутренняя ориентация на труд (для образованных и
представителей престижных профессий).

2. Внешняя ориентация к труду, обусловленная интересом
к оплате труда и материальной обеспеченности.

3. Ориентация на благоприятные условия труда и неболь­
шую производственную нагрузку.

При смене характера труда наиболее оптимальным вари­антом является переход пенсионеров в близкие по содержанию и характеру труда профессии, требующие умеренного или не­значительного физического и нервно-психического напряже­ния, но без существенного изменения выработанного с годами привычного рабочего стереотипа. Особенно важно рекомендо­вать пенсионерам перемещение в пределах профессиональных групп, классифицированных в соответствии с принципами со­циально-психологической ориентации (человек-техника, чело­век-природа, человек-человек). Пожилым трудящимся при на­личии сердечно-сосудистьж или других хронических болезней с незначительным или умеренным нарушением функций, заня­тым в профессиях, требующих умеренного физического и не­рвно-психического напряжения, в благоприятных санитарно-гигиенических условиях может быть рекомендовано преимуще­ственно ограничение объема работы: меньшая продолжитель­ность рабочего дня, сокращенная рабочая неделя, дополнитель­ный перерыв в работе, переход на менее ответственную работу в прежней специальности.

Следующим вопросом, требующим внимания, является роль пожилых людей в семье, ее социально-психологические аспекты. При экономическом анализе семья рассматривается как ячейка, объединяющая лиц, связанных экономически (общим доходом и расходом бюджета). Определенный интерес (при со­ответствующих коррективах для российской действительности) представляет периодизация жизни семьи, предложенная аме­риканскими учеными: жизненный цикл семьи разбивается на 9 этапов:

1. Досемейный, холостяцкий период, когда одиночки жи­
вут без родителей и семьи.

2. Юные молодожены без детей.

3. Первая стадия «полного гнезда» — родители и малень­
кие дети-дошкольники.


4. Вторая стадия «полного гнезда» — с детьми-школьника­
ми.

5. Третья стадия «полного гнезда» — пожилые супруги со
взрослыми детьми.

6. Первая стадия «пустого гнезда», когда дети отделяются,
а пожилые родители работают.

7. Вторая стадия «пустого гнезда», когда пожилые живут
отдельно и глава семьи не работает.

8. Вдовствующее лицо работает.

9. Вдовствующее лицо на пенсии.

При демографическом анализе обычно главной обществен­ной функцией семьи является обеспечение потребности в суп­ружестве, отцовстве, материнстве, воспитании детей. При этом основными признаками семьи считается совместное прожива­ние. Второй признак — биологический — отношение родства. И, наконец, третий — общий бюджет.

В социологии понятие семьи трактуется, главным обра­зом, по принципу межличностных, нравственно-психологичес­ких отношений: связь общности быта, взаимной моральной от­ветственности, взаимопомощи.

Обследование показало, что наиболее глубокое удовлетво­рение пожилым людям приносит моральное и материальное благополучие семьи, отсутствие конфликтов, хорошее здоро­вье членов семьи, общественные и личные достижения близ­ких, их нравственные качества.

Обслуживание и социально-бытовая реабилитация пожи­лых и старых людей требует прежде всего установления контак­та и общений с ними. Общение — явление социальное, прояв­ляется в единичных межличностных взаимодействиях. Дефицит общения у одиноких стариков неблагоприятно влияет на их эмоциональную сферу, психику.

Общение выполняет ряд функций:

1.Информационно-коммуникативную (информация, сооб­
щение о фактах, событиях, людях, нуждах, требованиях и т.п.).

2.Регуляционно-коммуникативную (информация о нормах
поведения, отношения, требованиях при взаимодействии).

3.Аффективно-коммуникативную (воздействие настроением
на настроение, формирование отношения к факторам и собы­
тиям).


4. Организацию совместной деятельности и инструктажа по дальнейшей индивидуальной деятельности.

В процессе общения с пожилыми и старыми людьми соци­альные работники должны учитывать те психологические осо­бенности старости, которые могут вызвать конфликтную ситу­ацию — это раздражительность, обидчивость, подозрительность, нетерпимость и консерватизм к новшествам, особенно, если акцентуация личности на грани болезненности. Конфликтная ситуация, однажды возникшая, может иметь три варианта раз­вития: уход от конфликта, компромисс, самый неблагоприят­ный — обострение конфликта. Вариант развития конфликта за­висит от социальных работников, независимо от того, по чьей инициативе он возник. Социальные работники обязаны вести поиск оптимального механизма взаимодействия, иметь резерв­ные варианты поведения, учитывать характер личности и не-вротичности пожилого человека. Прежде всего нужно своевре­менно распознать возможность конфликта на ранней стадии и выбрать тип общения в зависимости от ситуации:

• при возможном выигрыше — вариант борьбы;

• при неопределенности исхода — переговоры и поиск ком­
промисса;

• при неперспективности — поиск выхода из конфликта.
Необходимо знать механизмы взаимодействия в конфлик­
тной ситуации:

• механизм влияния на оппонента (демонстрация, выжи­
дание, риск, принуждение, дезинформация);

• механизм научения (распознавание личности и тактики
оппонента, расширение наборов типов поведения);

• механизм приближения — избегания;

• механизм оценки (выигрыши, проигрыши).

Отсюда вытекают требования к профессии социального работника, участвующего в стационарных или нестационарных формах обслуживания. Это, во-первых, компетентность — зна­ние законов, правил, приемов работы, психология обслужива­ния; во-вторых, вежливость и выдержка; в-третьих — призва­ние к своему нелегкому труду и, соответственно, естественное доброе отношение к подопечным. Социальный работник дол­жен хорошо знать характер подопечных, суметь быстро его оп­ределить. Необходима опрятная внешность, аккуратность, веж-


ливость, культура речи, спокойная и невозмутимая благожела­тельность, без снисходительности. Руководители социальной работы в интернатах и нестационарных учреждениях должны следовать следующим правилам: вести себя ровно с людьми, не бросать слов на ветер, не раздражаться, беречь свое и чужое время, не углубляться в мелочи, понимать настроение подо­печных, отмечать их инициативу, хорошую работу; распреде­лять работу по способностям и опыту, не поручать новую рабо­ту, пока предшествующая еще не выполнена. Особенно важно в социально-психологической работе в интернатах и в террито­риальных центрах обеспечить процесс нормальной адаптации пожилых и старых людей, без невротических или астенических синдромов.


3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ

РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

В РФ до настоящего времени отсутствуют центры реабили­тации инвалидов. Как показал опыт других стран, эти учрежде­ния имеют большое значение для инвалидов, которые не могут получить должной комплексной помощи на местах из-за отсут­ствия необходимой для этого материально-технической базы и специалистов, а также затруднений в медико-социальной экс­пертной диагностике их состояния. По данным международной статистики, эти лица составляют 3 % от общего контингента инвалидов.

Центры реабилитации инвалидов должны являться реаби­литационными учреждениями, предназначенными для оказа­ния инвалидам квалифицированных специализированных ком­плексных мер медицинской, социальной, профессиональной реабилитации.

Центры реабилитации инвалидов должны выполнять сле­дующие функции:

• разрабатывать и осуществлять индивидуальные програм­
мы реабилитации инвалидов, направляемых в центр;

• обеспечивать консультативно-методическую помощь по ре­
абилитации инвалидов (на территории закрепленного региона);

• осуществлять подготовку кадров по реабилитации инва­
лидов.

В соответствии с функциями основными задачами центра должны стать:

• определение медико-социальных причин инвалидности
больного;

• определение степени функциональных нарушений;

• определение ограничения жизнедеятельности инвалидов;

• определение потребности инвалидов в видах реабилита­
ционных мер;

• разработка индивидуальных программ реабилитации ин­
валидов (в том числе долгосрочных программ);

• обучение инвалидов навыкам самообслуживания, пове­
дения в быту и общественных местах, самоконтролю;


• проведение психокоррекции установок инвалидов на ак­
тивный образ жизни, труд, общение в семье, обществе и др.;

• осуществление профессиональной ориентации;

• адаптация инвалида к трудовой деятельности;

• подбор инвалидам вспомогательных средств и средств пе­
редвижения;

• проведение восстановительного лечения;

• проведение специализации и повышение квалификации
специалистов по вопросам инвалидов;

• консультативно-методическая помощь по вопросам реа­
билитации инвалидов общественным, государственным и иным
организациям, инвалидам, лицам, представляющим интересы
инвалидов.

Для выполнения указанных задач Центр должен иметь со­ответствующую структурно-функциональную основу.

Центр реабилитации должен иметь три группы блоков, взаимосвязанных между собой: первая группа блоков предназ­начена для служб управления центром; вторая группа — для дифференцированного размещения инвалидов на период их пребывания в центре; третья группа — для собственно проведе­ния реабилитационных мероприятий. Блоки, предназначенные для размещения инвалидов, должны включать стационарное и поликлиническое отделения и пансионат.

В состав группы блоков для проведения реабилитационных мероприятий должны входить разнообразные службы, предназ­наченные для реализации медицинских, социальных и профес­сиональных аспектов реабилитации.

Блок «Медицинская реабилитация» должен включать сле­дующие отделения:

• медико-социальной экспертизы;

• клинико-функциональных методов исследования;

• восстановительного лечения.

Социальная реабилитация инвалидов — чрезвычайно ши­рокое понятие и безусловно охватить все ее аспекты в условиях центра реабилитации не представляется возможным. В связи с этим целесообразно в центре развернуть службы, которые бы обеспечили социально-средовую реабилитацию инвалидов в соответствии с целью.


В состав подразделения социально-средовой реабилитации должны быть включены:

1) служба коррекции ограничения передвижения инвали­
дов, в том числе отделения: протезирования, ортезирования,
косметическое, отделение изготовления ортопедической обу­
ви, туторов, ортезов и других изделий;

2) лаборатория биоинженерии для определения потреб­
ностей инвалида в средствах передвижения и индивидуальной
адаптации этих средств к инвалиду;

3) лаборатория адаптации жилищно-коммуникативных си­
стем и транспорта;

4) социологическая лаборатория;

5) отделение социально-бытовой реабилитации;

6) отделение социально-психологической реабилитации,
включая кабинеты психоанализа, психологической помощи,
психотерапии, психоразгрузки;

7) отделение организации социальной защиты инвалидов,
включая кабинеты консультантов юристов, социальных работ­
ников;

8) лаборатория социально-педагогической реабилитации,
включая кабинеты коррекции памяти и ассоциативных процес­
сов, педагогов, психологов, дефектологов; зал и кабинеты про­
фессиональной подготовки;

9) социально-культурный центр, включающий спортив­
но-оздоровительный комплекс, киноконцертный зал, студию
творческой реабилитации и др.

Блок «Профессиональная реабилитация» должен быть пред­ставлен следующими службами:

• лаборатория физиологии труда;

• кабинеты профессиональной реабилитации;

• кабинеты специалистов по трудоустройству инвалидов;

• кабинеты трудотерапии;

• учебные классы по профессиональной подготовке инва­
лидов;

• участок (или мастерские или производственный комп­
лекс) по производству изделий или выполнение соответствую­
щего рода работ.

Блок «Дополнительной службы» может быть разнообразен по составу служб, входящих в него, что зависит от цели и за-


дач, которые необходимо на них возложить в конкретном цен­тре.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центр реабилитации инвалидов должен располагать такой структур­но-функциональной и материально-технической базой, кото­рая бы обеспечивала возможность реализации оптимального для каждого инвалида курса реабилитационных мероприятий, по­зволяющих всесторонне подготовить инвалида для интеграции в общество. Для успешной интеграции инвалидов в обществе в центрах должна осуществляться адаптация к требованиям дея­тельности в реальных условиях быта и производства. В целях обес­печения социальной активности инвалидов центры могут быть непосредственно включены в процесс их профессиональной реабилитации, включая содействие трудоустройству.

С целью достижения поэтапности и законченности реаби­литационного процесса центры должны иметь организацион­ные связи с учреждениями и предприятиями из разных отрас­лей, осуществляющих медико-социальную реабилитацию ин­валидов для совместного решения поставленных проблем.

Реабилитационные центры в зависимости от приоритетов медицинской или профессиональной реабилитации, подразде­ляют на 2 вида или уровня. Реабилитационные центры первого уровня представляют собой практически реабилитационную клинику, куда помещаются больные в подостром состоянии, где преобладает в основном медицинская реабилитация. Эти центры являются специализированными по профилю патоло­гии: ортопедические, неврологические и др.

Подобный центр реабилитации состоит из следующих под­разделений (на примере центра реабилитации неврологических больных в г.Бонне, Германия):

• лаборатории функциональной диагностики и рентгено­
вской службы, которая осуществляет контроль за эффективно­
стью проводимых лечебных мероприятий;

• отдела физической реабилитации, в который входят: мас­
сажные кабинеты, гидромассаж, бассейн, кабинеты иглореф-
лексотерапии, зал лечебной физкультуры, тренажерные залы;

• процедурных кабинетов, где проводится медикаментоз­
ное лечение;

• кабинетов электро- и нейростимуляции;


• клинической лаборатории;

• психологической службы, в которой работают медицин­
ские и социальные психологи;

• отдела профессиональной реабилитации;

• социальной службы, работники которой помогают орга­
низовать досуг реабилитантам.

В реабилитационных центрах второго уровня проводится восстановление профессиональной способности инвалида, его обучение или переобучение, предоставляется возможность при­обретения новой профессии и содействие трудоустройству по завершению профподготовки, т. е. основным направлением дея­тельности центра является профессиональная реабилитация инвалидов. Однако медицинская реабилитация признается так­же необходимой, она представлена мощным комплексом служб, в особенности физической, социально-бытовой и рекреацион­ной терапии, а также реабилитационно-инженерной службой. В качестве примера типового реабилитационного центра второго уровня можно рассмотреть один из наиболее известных реаби­литационных центров в США — имени Бурдовильсона в городе Фишерсвилле (штат Вирджиния). Этот центр в среднем одно­временно обслуживает около 500 инвалидов как в стационар­ных, так и амбулаторных условиях, проживающих в пансиона­те и приезжающих из близлежащих областей. Штат центра со­ставляет около 400 человек.

Основные подразделения центра и составляющие их службы:

1. Медицинские службы:

• госпитальный центр;

• служба медицинских реабилитационных сестер;

• диагностическая и лабораторная служба;

• служба физической терапии;

• служба социально-бытовой терапии;

• коммуникативная служба представлена специалистами
по восстановлению функции общения: улучшение навыков раз­
говора, коррекции слуховых нарушений и пр. Этот вид службы
оборудован высококомпьютеризованной техникой;

• служба реабилитационной инженерии;

• рекреационная терапия — служба, направленная на обу­
чение навыкам распределять свое время, расслабляться, при­
обретения необходимых установок для работы и игры;


• служба психокоррекции представлена психологами и пси­
хотерапевтами;

• амбулаторная служба, включающая широкий круг спе­
циалистов, служб и лабораторий, имеющихся в центре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: